• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

04.03.01 Chemistry

Approved by
Протокол заседания Ученого совета №10 от 28.09.2018 г.
HSE University Educational Standard
Last Update
Протокол №2.18-30.1-03-/020424-1 академического совета от 02.04.2024 г.
Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

4 years

Full-time, 240

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Bachelor

Double-degree Programme

No

Use of online learning

Tracks

2024/2025 Academic year

Chemistry

Track Supervisor: Shapovalov, Sergey
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр
Key learning outcomes:

Выпускники, успешно закончившие образовательную программу, будут обладать следующими ключевыми образовательными результатами:

  • владеет английским языком не ниже требований уровня В2 по Общеевропейской шкале уровней владения иностранным языком (CEFR) и способен учиться на уровне магистратуры или вести профессиональное общение на английском языке (КОР-1);
  • знает основные принципы работы с данными, владеет современными инструментами анализа данных на базовом уровне, в т.ч. навыками программирования, алгоритмизации и математическими методами при решении задач анализа данных (КОР-2);
  • знает и понимает основные концепции и теории математики и физики; владеет физико-математическим понятийным аппаратом (КОР-3);
  • демонстрирует знание основных положений химической науки, корректно использует химическую номенклатуру (КОР-4);
  • использует навыки экспериментальной работы в химической лаборатории, соблюдает требования техники безопасности (КОР-5);
  • самостоятельно проводит экспериментальные исследования в области химии; умеет интерпретировать и представлять полученные результаты (КОР-6).
Description of the professional field:

Специализация «Химия» ориентирована на подготовку выпускников к научно-исследовательской профессиональной деятельности в области химии. Преимущественными областями профессиональной деятельности выпускников ОП Химия являются исследования в сфере фундаментальной и прикладной науки, профессиональное и дополнительное образование, а также сквозные виды профессиональной деятельности в химической промышленности, прежде всего, в таких сферах, как, НИОКР и инновационные технологии.

В результате успешного освоения образовательной программы формируются универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Универсальные компетенции являются общими для всех выпускников бакалавриата НИУ ВШЭ и включают в себя способность работать с информацией и использовать системный подход к решению поставленных задач; способность осуществлять эффективное социальное взаимодействие и деловую коммуникацию на русском и английском языке; навыки проектного подхода и командной работы, самоорганизации и личностного развития.

Общепрофессиональные компетенции формируются у выпускников по каждому отдельному направлению подготовки. Выпускник по направлению «Химия» будет уметь планировать и проводить химический эксперимент (включая химический синтез и анализ, изучение структуры, свойств веществ и материалов); обрабатывать, анализировать и интерпретировать его результаты с использованием физико-математического аппарата; использовать современные программные продукты и информационные базы данных для решения поставленных задач в области химии.

Профессиональные компетенции являются специфическими для выпускников конкретной образовательной программы и определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе требований рынка труда и зарубежного опыта.

Выпускник, успешно освоивший программу бакалавриата «Химия», будет способен:

  • осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по заданной теме в предметной области химия (ПК-1);
  • применять полученные навыки работы на современной исследовательской аппаратуре при решении конкретных профессиональных задач (ПК-2);
  • критически оценивать применимость концепций, моделей, методов, способов и инструментов в предметной области химия (ПК-3);
  • использовать полученные знания теоретических основ неорганической химии и химии элементов, применять методы синтеза, выделения, исследования свойств неорганических веществ (ПК-4);
  • применять полученные знания основ органической химии, проводить синтез и очистку органических соединений, исследовать их свойства с использованием современных методов (ПК-5);
  • использовать полученные знания основ физической химии, выбирать и применять физико-химические методы исследований для решения задач в избранной предметной области (ПК-6);
  • применять методологию аналитической химии, использовать основные аналитические методы и применять стандартные аналитические процедуры (ПК-7);
  • использовать полученные знания свойств химических элементов, соединений и материалов на их основе для решения задач профессиональной деятельности (ПК-8);
  • планировать и проводить химические эксперименты, используя навыки безопасного обращения с химическими реактивами в соответствии с требованиями безопасности и охраны труда (ПК-9).
Description of educational modules:

Структура образовательной программы бакалавриата «Химия» включает в себя следующие образовательные модули:

  1. Профессиональный модуль (Major) формирует основу будущей профессиональной деятельности и предполагает углубленное изучение:
  • базовых предметных областей (физики, математики, химии элементов, физической химии, теоретической неорганической химии, органической химии, аналитической химии, квантовой химии, кристаллохимии, биохимии и др.)
  • дисциплин по выбору (по физико-химическим методам исследования в химии, бионеорганической химии, современному органическому синтезу, материалам для альтернативной энергетики, моделированию химических реакций, химии элементоорганических соединений, катализу, инженерного материаловедению и другим).
  1. Практический модуль (Практика) формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности и включает в себя авторские лабораторные практикумы, курсовые работы и научно-исследовательские проекты в научных лабораториях Институтов РАН, преддипломную практику и подготовку ВКР.
  2. Модуль дисциплин общего цикла (ДОЦ) включает обязательные дисциплины по безопасности жизнедеятельности, физической культуре и спорту, а также две дисциплины из общеуниверситетского пула, преимущество в котором отдается дисциплинам по экономике, истории России и праву.
  3. Дополнительный модуль (Minor) состоит из четырех дисциплин межпрограммного пула по выбору студента и реализуется в течение второго и третьего годов обучения. Тематически Minor может быть не связан с профессиональным циклом.
  4. Модуль Английский язык направлен на формирование у выпускника бакалавриата готовности и способности вести профессиональное общение на английском языке. Обеспечивается ведением факультативов по Английскому языку и Академическому письму на английском языке, сдачей независимого экзамена по английскому языку и защитой концепции ВКР на английском языке.
  5. Модуль культуры работы с данными (Data Culture) способствует освоению студентами современных технологий в области наук о данных (Data Science), направлен на изучение инструментов анализа данных на базовом уровне, в т.ч. навыков программирования (Python), алгоритмизации и математических методов при решении задач анализа данных, а также знакомство с потенциалом и особенностями машинного обучения. Модуль Data Culture также включает специализированные информационные дисциплины в области химии, направленные на формирование цифровой грамотности студента.
  6. Модуль государственной итоговой аттестации (ГИА) позволяет установить уровень результатов освоения студентом ОП и состоит из защиты выпускной квалификационной работы и государственного междисциплинарного экзамена.

Digital Chemistry and AI Technologies

Track Supervisor: Medvedev, Michael
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр
Key learning outcomes:

Выпускники, успешно закончившие образовательную программу, будут обладать следующими ключевыми образовательными результатами:

  • Владеет английским языком не ниже требований уровня В2 по Общеевропейской шкале уровней владения иностранным языком (CEFR) и способен учиться на уровне магистратуры или вести профессиональное общение на английском языке (КОР-1);
  • Знает основные принципы работы с данными, владеет современными инструментами анализа данных на базовом уровне, в т.ч. навыками программирования, алгоритмизации и математическими методами при решении задач анализа данных (КОР-2);
  • Знает и понимает основные концепции и теории математики и физики; владеет физико-математическим понятийным аппаратом (КОР-3);
  • Демонстрирует знание основных положений химической науки, корректно использует химическую номенклатуру (КОР-4);
  • Использует навыки экспериментальной работы в химической лаборатории, соблюдает требования техники безопасности (КОР-5);
  • Самостоятельно проводит экспериментальные исследования в области химии; умеет интерпретировать и представлять полученные результаты (КОР-6);
  • Самостоятельно проводит исследования в области цифровой химии для прогнозирования свойств соединений и функциональных материалов (КОР-7);
  • Способен применять методы искусственного интеллекта для проведения исследований в области химии (КОР-8)
Description of the professional field:

Специализация «Цифровая химия и технологии искусственного интеллекта» ориентирована на подготовку выпускников к научно-исследовательской профессиональной деятельности в области цифровой химии. Преимущественными областями профессиональной деятельности выпускников являются исследования в сфере фундаментальной и прикладной науки, интеграции алгоритмов искусственного интеллекта в экспериментальные исследования и квантово-химические расчеты для ускорения новых фундаментальных научных открытий в химии, разработки практических приложений в областях химической промышленности, прежде всего, в таких сферах, как медицинская химия, материаловедение, инновационные технологии.

В результате успешного освоения образовательной программы формируются универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Универсальные компетенции являются общими для всех выпускников бакалавриата НИУ ВШЭ и включают в себя способность работать с информацией и использовать системный подход к решению поставленных задач; способность осуществлять эффективное социальное взаимодействие и деловую коммуникацию на русском и английском языке; навыки проектного подхода и командной работы, самоорганизации и личностного развития.

Общепрофессиональные компетенции формируются у выпускников по каждому отдельному направлению подготовки. Выпускник по направлению «Химия» будет уметь планировать и проводить химический эксперимент (включая химический синтез и анализ, изучение структуры, свойств веществ и материалов); обрабатывать, анализировать и интерпретировать его результаты с использованием физико-математического аппарата; использовать современные программные продукты и информационные базы данных для решения поставленных задач в области химии.

Профессиональные компетенции являются специфическими для выпускников конкретной образовательной программы и определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе требований рынка труда и зарубежного опыта.

Выпускник, успешно освоивший программу бакалавриата «Химия», будет способен:

  • осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по заданной теме в предметной области химия (ПК-1);
  • применять полученные навыки работы на современной исследовательской аппаратуре при решении конкретных профессиональных задач (ПК-2);
  • критически оценивать применимость концепций, моделей, методов, способов и инструментов в предметной области химия (ПК-3);
  • использовать полученные знания теоретических основ неорганической химии и химии элементов, применять методы синтеза, выделения, исследования свойств неорганических веществ (ПК-4);
  • применять полученные знания основ органической химии, проводить синтез и очистку органических соединений, исследовать их свойства с использованием современных методов (ПК-5);
  • использовать полученные знания основ физической химии, выбирать и применять физико-химические методы исследований для решения задач в избранной предметной области (ПК-6);
  • применять методологию аналитической химии, использовать основные аналитические методы и применять стандартные аналитические процедуры (ПК-7);
  • использовать полученные знания свойств химических элементов, соединений и материалов на их основе для решения задач профессиональной деятельности (ПК-8);
  • планировать и проводить химические эксперименты, используя навыки безопасного обращения с химическими реактивами в соответствии с требованиями безопасности и охраны труда (ПК-9).
Description of educational modules:

Структура образовательной программы бакалавриата «Химия» включает в себя следующие образовательные модули:

  1. Профессиональный модуль (Major) формирует основу будущей профессиональной деятельности и предполагает углубленное изучение:
  • базовых предметных областей (физики, математики, химии элементов, физической химии, теоретической неорганической химии, органической химии, аналитической химии, квантовой химии, кристаллохимии, биохимии и др.)
  • дисциплин по выбору (по цифровой инженерии, многомасштабному моделированию, хемометрике и хемоинформатике, технологиям Big Data и искусственного интеллекта, физико-химическим методам исследования в химии, бионеорганической химии, современному органическому синтезу, материалам для альтернативной энергетики, моделированию химических реакций, химии элементоорганических соединений, катализу, инженерного материаловедению и другим).
  1. Практический модуль (Практика) формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности и включает в себя авторские лабораторные практикумы, курсовые работы по экспериментальной и теоретической химии, научно-исследовательские проекты, преддипломную практику и подготовку ВКР по тематике специализации в научных лабораториях Институтов РАН. Цель практической деятельности студентов — разработка новых теоретических методов, которые позволят более эффективно и точно предсказывать поведение сложных химических систем, усовершенствование уже существующих и, что самое важное, использование инструментов квантовой химии для нужд практической химии, а также создание универсального подхода к моделированию сложных химических процессов.
  2. Модуль дисциплин общего цикла (ДОЦ) включает обязательные дисциплины по безопасности жизнедеятельности, физической культуре и спорту, а также две дисциплины из общеуниверситетского пула, преимущество в котором отдается дисциплинам по экономике, истории России и праву.
  3. Дополнительный модуль (Minor) состоит из четырех дисциплин межпрограммного пула по выбору студента и реализуется в течение второго и третьего годов обучения. Тематически Minor может быть не связан с профессиональным циклом.
  4. Модуль Английский язык направлен на формирование у выпускника бакалавриата готовности и способности вести профессиональное общение на английском языке. Обеспечивается ведением факультативов по Английскому языку и Академическому письму на английском языке, сдачей независимого экзамена по английскому языку и защитой концепции ВКР на английском языке.
  5. Модуль культуры работы с данными (Data Culture) способствует освоению студентами современных технологий в области наук о данных (Data Science), направлен на изучение инструментов анализа данных на продвинутом уровне, в т.ч. навыков программирования (Python), алгоритмизации и математических методов при решении задач анализа данных, а также знакомство с потенциалом и особенностями машинного обучения в квантовой химии.
  6. Модуль государственной итоговой аттестации (ГИА) позволяет установить уровень результатов освоения студентом ОП и состоит из защиты выпускной квалификационной работы и государственного междисциплинарного экзамена.
Competitive Advantages

Bachelor’s Programme 'Chemistry', which presents the main fundamental areas of modern chemical science, was developed to ensure the full training of qualified personnel. Programs of chemical disciplines are developed with the involvement of highly qualified professional chemists concentrated in the institutes of the Russian Academy of Sciences, which makes it possible to create modern training courses aimed at training high-level specialists in the most important areas of modern chemistry and materials science. Particular attention in teaching is paid to the inclusion of students in scientific research carried out by the institutes of the Russian Academy of Sciences.

Competitive advantages of the educational program:

  • Research project activity as the most important component of the educational process. Students are allocated one day a week for scientific work in the laboratories of RAS institutes
  • Early vocational guidance of students and their involvement in full-fledged scientific research. As a result of this approach, students already in the process of studying in a bachelor's degree have significant scientific publications in domestic and foreign journals
  • The high level of academic freedom of students in the choice of specialization and university-wide study courses, which allows to form an individual educational trajectory
  • Тeaching of all disciplines of a chemical profile by leading specialists of the Russian Academy of Sciences
  • Language training at a level not lower than B2 (Upper-intermediate), which allows students to listen to courses in English and prepare scientific texts in English; independently 
  • Digital training in the field of working with data, allowing you to master the skills of programming, algorithmization and modern data analysis tools at a basic level
Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Chemistry'

Go to Programme Contents and Structure