• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

58.03.01 Asian and African Studies

Approved by
Протокол заседания ученого совета №15 от 30.10.2020
HSE University Educational Standard
Last Update
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

5 years

Full-time, 300 з.д.

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Bachelor

Double-degree Programme

No

Use of online learning

Competitive Advantages

 

Образовательная программа «Христианский Восток» позволит студентам приобрести глубокие и разносторонние познания в области восточного христианства. Эта программа даст студентам основательную подготовку по классическим языкам христианского Ближнего Востока – сирийского и арабского. В истории христианских культур Востока эти языки были тесно взаимосвязаны. Учащиеся познакомятся и с современными арамейскими языками христианских сообществ Ближнего Востока. В ходе обучения студенты будут работать с рукописями на классическом сирийском и арабском языках и изучать современные арамейские языки, работая с их носителями. Филологическая и историческая подготовка, полученная студентами, позволит им самостоятельно работать с сирийскими и арабскими источниками, в частности понимать и описывать содержание письменных памятников в контексте интеллектуальной культуры восточного христианства.

Выбор классического сирийского и арабского языков как основных языков специализации объясняется тем, что в памятники на этих языках количественно преобладают в корпусе текстов, соотносимых с понятием “Христианский Восток”. Сирийский язык (один из восточноарамейских языков) использовался для записи христианских текстов как минимум со II в. и продолжает использоваться до настоящего времени. Арабский язык становится обиходным языком христианских общин на Ближнем Востоке в течение первых веков после арабских завоеваний 7 века. С этого времени оба языка – классический сирийский и арабский – используются христианскими общинами сирийской традиции параллельно. Так, перу «несторианского» историка, богослова и лексикографа, Илии бар Шинайа (ум. в 1046 г.), епископа Нисивинского, принадлежит обширная «Летопись», написанная параллельными столбцами по-сирийски и по-арабски. Григориус Бар ‘Эбройо (ум. в 1286 г.), сиро-ортодоксальный мафриан и ученый, проявивший себя едва ли не во всех науках своего времени, также писал как по-сирийски, так и по-арабски. Его перу принадлежит арабская хроника «Краткая история династий», а также исторические произведения на сирийском языке. Требует изучения и корпус письменных памятников, выполненных письменностью каршуни, т.е. арабских текстов, записанных сирийским письмом. В составе этого корпуса сохранилось множество ценных произведений, до сих пор не введенных в научный оборот. Исследования в указанных областях, находящихся на стыке арамеистики и арабистики, очевидным образом требуют специалистов, имеющих подготовку по обеим специальностям.

Студенты познакомятся и с византийским христианством, знание которого полезно для понимания восточных христианских литератур. Византия была активным участником политических событий на Ближнем Востоке, а византийское христианство влияло на ближневосточные христианские культуры. Соответственно, курс по Византии будет  разделен на два блока: введение в политическую историю Византии и история христианства в Византии эпохи вселенских соборов. 

Палестина и Синай – важнейшие культурные пространства христианского Востока. Христианский палестинский арамейский язык, письменные памятники на нем, арабские переводы христианской литературы, выполненные в православных палестинских монастырях, рукописное собрание на Синае, становятся предметами внимания в различных курсах программы.

Введение в историю христианства в Туркестане, Монголии, Китае и в Индии дается в обзорных курсах программы, а также в курсах, связанных с письменными традициями. Так, в курсе по истории сирийской литературы предусмотрены занятия по истории бытования произведений этой литературы в культурах Индии, Центральной Азии, Дальнего Востока. 

Наша образовательная программа охватывает и другие культуры, традиционно относимые к христианскому Востоку: эфиопскую, коптскую, армянскую, грузинскую. ОП содержит обзорные курсы по этим темам. Курс по эфиопской литературе включает введение в геэз. Студенты могут специализироваться и по этим культурам. Такую возможность дает проектная деятельность, а также работа над ВКР под руководством специалистов. Углубленное изучение сирийской и арабской христианских культур, в свою очередь, создает опору для усвоения обзорных курсов по эфиопской, коптской, армянской и грузинской культурам, так как контакты последних с сирийской традицией были достаточно интенсивными.

Целый блок учебных дисциплин раскрывает современное положение христианства на Ближнем Востоке. Отдельные курсы обращены к истории христианства в Новое и Новейшее время, роли России в судьбе ближневосточного христианства с 17 века до настоящего времени, фольклору арамейских христианских общин, контактам христианских сообществ северной Месопотамии с их курдским окружением, языковой ситуации в этих сообществах.

 

Сирология и арабистика изучаются на востоковедных факультетах всех рейтинговых университетов мира. Однако большинство зарубеждных и отечественных образовательных программ сходной тематики не направлены на комплексное изучение восточного христианства. Последнее изучается в рамках религиоведческих специализаций, которые, в свою очередь, не дают необходимой филологической подготовки. Что же касается программ по арабистике, широко представленных в академическом пространстве, то они не дают специфических знаний и навыков, необходимых для работы с арабскими христианскими источниками. Это связано не только со спецификой языка и содержания этих источников, но и с тем, что понимание арабского христианства невозможно без знания классической сирийской литературы. Более того, как было отмечено выше, целый пласт арабской христианской литературы составляют тексты на каршуни, работа с которыми невозможна без сирологической подготовки. Эти пробелы призвана восполнить наша ОП.

В России, во многом в силу ее давних и тесных связей с христианским Востоком, представлены более близкие аналоги нашей ОП, позволяющие получить целостное представление о тех или иных восточно-христианских культурах. Отдельные дисциплины, которые предусмотрены нашей ОП, преподаются на филологическом факультете (кафедра библеистики) Санкт-Петербургского государственного университета, на Восточном факультете СПбГУ (кафедра семитологии и гебраистики), а также на кафедре восточно-христианской филологии и восточных Церквей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в рамках программ по сирологии и арабистике. Однако названные программы имеют главной целью изучение либо смежных с наукой о христианском Востоке дисциплин (библеистики и гебраистики), либо более узких специализаций внутри «христианского Востока».

Насколько нам известно, нет других программ, которые предусматривали бы филологически ориентированное изучение одновременно двух христианских семитоязычных культур Ближнего Востока – арамейской и арабской, в их взаимосвязи. В многолетних курсах “сирийский язык”, “арамейский язык” и “современные арамейские языки” студенты изучат арамейские корпуса и диалекты от библейского арамейского до современных идиомов Месопотамии и Сирии. В ходе изучения курса классической сирийской литературы на протяжении четырех лет студенты познакомятся со всеми жанрами и идейными течениями христианской сирийской словесности. Так же обстоит дело и с изучением арабского языка и христианской арабской культуры. Студенты приобретут профессиональные знания классического и стандартного арабского, они будут изучать средневековый христианский арабский и современные диалекты. В курсе арабской христианской литературы они познакомятся как с опубликованными, так и еще не изданными текстами. Программа также подразумевает разговорный практикум с носителями изучаемых живых языков, арамейских и арабского. 

Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников данной  программы. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.

В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются также универсальные (определены в части I ОС) и общепрофессиональные (определены в разделах ОС по направлениям подготовки) компетенции.

Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает ему способность работать не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в ОС.

В результате освоения ОП «Христианский Восток» выпускник приобретает следующие профессиональные компетенции, отражающие результаты обучения: 

 

Профессиональные компетенции
(планируемые результаты освоения ОП)

Код 

компетенции

 

Наименование компетенции

ПК-1

владение навыками научно-исследовательской работы в сфере изучения христианских культур Востока; способность создавать тексты, отражающие результаты научно-исследовательской работы

ПК-2

способность устно и письменно переводить исторические, литературные, вероучительные, литургические, экзегетические тексты с классического сирийского и литературного арабского языков, в частности, использовать разные стратегии перевода и учитывать стилистические особенности разных типов текстов на классическом сирийском и литературном арабском языках в профессиональной переводческой деятельности

ПК-3

владение понятийным аппаратом исследований в области классической сирийской и христианской арабской рукописных традиций

ПК-4

владение первичными навыками преподавания классического сирийского и литературного арабского языков, а также востоковедных дисциплин, связанных с изучением восточнохристианских традиций; способность готовить материалы для учебных занятий по соответствующих дисциплинам

ПК-5

способность учитывать вероучительные, социокультурные и политические факторы в их соотношении при изучении христианских культур Востока

ПК-6

владение информацией об основных особенностях материальной и духовной культуры изучаемых восточнохристианских традиций

ПК-7

владение навыками полевой работы в современных сообществах Ближнего Востока и диаспоры

ПК-8

способность популяризировать научную информацию о христианских традициях Востока 

ПК-9

способность использовать современные электронные корпуса текстов на классическом сирийском, литературном арабском, эфиопском и древнегреческом языках, базы данных, библиографии по всем изученным восточнохристианским культурам (классической сирийской, арабской, эфиопской, коптской, грузинской, арамянской), электронные словари и другие ИКТ в процессе обработки текстов и подготовки их к публикации

ПК-10

способность редактировать и готовить к печати тексты на русском и английском языках, связанные с научным изучением христианского Востока (критические издания источников, переводы, исследования) 

 

В результате освоения программы «Христианский Восток» выпускник должен:

1. Владеть классическим сирийским и классическим арабским языками; понимать тексты на христианском арабском и геэзе; знать классификацию арамейских языков; понимать место арамейских языков, классического арабского языка и геэза среди других семитских языков; иметь представление о фонологии, морфологии и синтаксисе арамейских языков и об их соотношении с другими семитскими языками. (ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-9)

2. Владеть английским языком на уровне достаточном для рабочего и бытового общения в международном коллективе и для осуществления профессиональной деятельности (в т. ч. для написания научных работ и выступления на международных симпозиумах). (ПК-1, ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10)

3. Знать историю христианских культур Ближнего Востока (ПК-5, ПК-6)

4. Уметь работать с источниками на классическом сирийском и арабском языках. (ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9)

5. Владеть навыками перевода текстов с классического сирийского и арабского языков (в т. ч. произведений литературы). (ПК-2, ПК-9, ПК-10)

6. Ориентироваться в научной литературе по изучаемой специальности. (ПК-1, ПК-3, ПК-9)

7. Владеть основами гуманитарного знания в области языкознания и литературоведения. (ПК-1)

8. Уметь работать с источниками информации (прежде всего, со словарями, базами данных и текстовыми корпусами, а также с научной литературой, в т. ч. на европейских языках и арабском) и использовать усвоенные знания в ходе самостоятельной научно-исследовательской работы. (ПК-1, ПК-3, ПК-9)

9. Иметь опыт представлять результаты самостоятельной научно-исследовательской работы в виде письменного текста (например, в формате научной статьи) или публичного доклада. (ПК-8, ПК-10)

Programme Modules

 

Учебный план состоит из дисциплин профессионального цикла, общего цикла, практики, дополнительного профиля, английского языка, культуры работы с данными и государственной итоговой аттестации.

На первом курсе студенты начинают изучать два основных языка ОП: классический сирийский и арабский. Кроме того, студенты изучают немецкий язык как важный язык академической традиции. На этом же курсе они изучают дисциплины “Введение в  специальность”,  “История Ближнего Востока”, “История политических и экономических систем Ближнего Востока”, а также “Введение в лингвистику”.

На втором курсе студенты продолжают изучать базовые языки ОП – классический сирийский и арабский. Более глубокому усвоению этих языков в сравнительно-исторической перспективе способствует новая дисциплина: “Арамейский язык”. На этом же курсе студенты начинают многолетнее изучение классической сирийской литературы. Кроме того, они изучают курс “Искусство и материальная культура средневекового Ближнего и Среднего Востока”, служащий более глубокому усвоению дисциплин по истории и литературам восточных христианских традиций.

На третьем курсе студенты продолжают изучать классический сирийский и арабский языки и историю сирийской литературы. К названным языкам добавляется изучение туройо (языка современных сиро-ортодоксальных общин) в рамках курса “Современные арамейские языки”. К “Истории сирийской литературы” добавляется несколько историко-культурных курсов: “Введение в эфиопскую христианскую цивилизацию” (семестровый курс) и “Христианская литература Эфиопии” (два семестра). Второй из этих курсов служит продолжением первого и, помимо прочего, знакомит студента с основами языка геэз. Так студенты получают представление о еще одной традиции христианского Востока. Курс “История Византии”, как было отмечено выше, создает необходимые предпосылки для понимания политической и религиозной истории христианского Востока. Курс “Введение в сирийскую рукописную традицию” содержательно дополняет курсы “Классический сирийский язык” и “История сирийской литературы”. На этом же году обучения студенты изучают дисциплину по выбору из общефакультетского пула (минор ФГН).

На четвертом курсе, наряду с классическим сирийским и арабским, студенты продолжают изучать историю Византии – на этот раз в доктринальном аспекте, в рамках дисциплины “Церковь в Византийской империи: эпоха Вселенских соборов.” Далее, они пройдут курс “История арабской христианской литературы”, тем самым получив представление о второй (наряду с сирийской) базовой для них письменной традицией. На четвертом году обучения студенты также познакомятся с коптской христианской традицией. Наконец, им будет прочитан общеобразовательный курс “Восточное христианство и иранский мир”. В рамках дисциплины “Современные арамейские языки” студенты  будут изучать христианский урмийский арамейский – язык, используемый современными “несторианскими” общинами в качестве койне.

На пятом курсе студенты продолжают изучать классический сирийский и арабский языки. В рамках курса “Современные арамейские языки” они изучают язык Маалулы – современный западноарамейский язык на юго-западе Сирии. Они также знакомятся с двумя новыми для них восточными христианскими культурами: армянской и грузинской (курсы “Введение в армянскую христианскую традицию” и “Введение в грузинскую христианскую традицию”). Помимо этого, студенты изучают положение христианских сообществ на Ближнем Востоке в курсах “Христианские общины Ближнего Востока в Новое и Новейшее время” и “Россия и христианские общины Ближнего Востока с 17 века до наших дней”.

На третьем и четвертом курсах студенты пишут курсовые работы по темам, соответствующим их интересам в области арамейского и/или арабского христианства. Начиная с первого курса, они получают возможность участвовать в проектных работах. Кроме того, учащиеся проходят учебную и преддипломную практику.

На пятом курсе учащиеся выполняют и защищают выпускную квалификационную работу по теме, соответствующей их научным интересам.

Помимо подготовки курсовых работ и ВКР, научно-исследовательская работа проводится студентами под руководством научного руководителя в научно-исследовательских семинарах. Научно-исследовательские семинары включают в себя: практикум по чтению древнееврейских и древнегреческих текстов (первый дает студентам представление о древнееврейском тексте Ветхого Завета, положенном в основу ветхозаветной Пешитты – сирийской Библии; второй создает базу для изучения истории Византийской империи и византийского христианства); семинар “Курдско-арамейское двуязычие и языковой контакт в христианских общинах Верхней Месопотамии” дает студентам представление о социолингвистической ситуации сирийско-ортодоксальных общин Ближнего Востока (бóльшая их часть локализована в турецком Курдистане). Этот НИС дополняет курсы “Христианские общины Ближнего Востока в Новое и Новейшее время” и “Современные арамейские языки” базовой части профессионального цикла); семинар “Арамейский фольклор Верхней Месопотамии: истоки и сюжетные мотивы” направлен на изучение словесности современных христианских общин, остающейся за рамками письменной традиции (в этом отношении указанный НИС дополняет курс “История сирийской литературы”, а также дает важный материал для понимания курсов “Христианские общины Ближнего Востока в Новое и Новейшее время” и “Современные арамейские языки” базовой части профессионального цикла).

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Christian Orient'

Go to Programme Contents and Structure