• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Calculus 1 (advanced course)

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
10
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Математический анализ-1» не требует какой бы то ни было предварительной математической подготовки сверх обычной программы средней школы; начиная со второго модуля требуются многочисленные сведения из курса «Линейная алгебра». В ней последовательно изучаются основы дифференциального исчисления функций одной и нескольких переменных. В частности, рассматриваются методы решения задач о безусловных и условных экстремумах, методы исследования выпуклости или вогнутости функций многих переменных, теорема о неявной функции для векторных систем уравнений, теорема об огибающей. Основные положения дисциплины «Математический анализ-1» используются при изучении следующих дисциплин: «Математический анализ-2», «Математика для экономистов», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Эконометрика», «Дифференциальные и разностные уравнения».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Добиться усвоения студентами теоретических основ, базовых результатов и теорем математического анализа, а также основных математических приемов и правил формального анализа и решения различных математических задач на основе полученных теоретических знаний.
  • Подготовить слушателей к чтению современных текстов по экономической теории, использующих модели и методы многомерного математического анализа
  • Обеспечить запросы других разделов математики, использующих возникающие в математическом анализе конструкции
  • Научить слушателей давать оценку предельного поведения различных функций
  • Продемонстрировать возможность исследования зависимости экстремумов от параметров
  • Выработать у слушателей навыки решения типовых задач, способствующих усвоению основных понятий, а также задач, способствующих развитию начальных навыков научного исследования
  • Развить умение логически мыслить, оперировать с абстрактными объектами и быть корректным в употреблении математических понятий и символов для выражения количественных и качественных отношений
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать связь производной и производной по направлению. Уметь применять производные и дифференциалы высших порядков в различным формах записи формулы Тейлора. Уметь искать безусловные и условные экстремумы функций многих переменных. Уметь применять теорему о неявной функции к векторным уравнениям. Знать теоремы об огибающей для безусловных и условных экстремумов. Уметь использовать различные критерии выпуклости или вогнутости функций.
  • Студенты должны знать определение непрерывности функции в данной точке, локальные свойства непрерывных функций (ограниченность, сохранение знака), свойства непрерывных на отрезке функций (теорема Вейерштрасса). Знать о непрерывности результатов арифметических операций и операции образования композиции, примененных к непрерывным функциям, знать о непрерывности элементарных функций. Уметь применять метод интервалов для решения произвольных неравенств.
  • Студенты должны знать приложения теоремы об огибающей для экономической интерпретации множителей Лагранжа для некоторых задач экономической теории (теневые цены (shadow price), тождество Роя, лемма Шепарда и другие свойства спроса по Хиксу).
  • Студенты должны знать различные критерии компактности множеств в конечномерных пространствах и свойства непрерывных на компакте функций. Знать о компактности образа компактного множества и об аналоге теоремы Вейерштрасса для линейно связных компактах, о замкнутости прообраза замкнутого и открытости прообраза открытого множества при непрерывном отображении, о равномерной непрерывности непрерывных на компакте функций.
  • Студенты должны изучить базовое понятие математического анализа - предел функции по данной базе. Знать основные разновидности баз, общие свойства пределов по базе и многое другое, упомянутое в описании раздела.
  • Студенты должны получить сведения для продолжения изучения математического анализа. Обозначения для различных числовых множеств. Понятие отображения множеств, образа и прообраза множества при заданном отображении. И еще многие обозначения и понятия, упомянутые в описании раздела.
  • Студенты должны уметь использовать векторный и координатный способы записи векторных функций. Знать возможности изображение графика, понятия линии и поверхности уровня числовых функций векторного аргумента. Знать связь предела векторной функции с пределами числовых компонентов данной функции. Уметь применять полярные координаты для вычисления пределов функций двух переменных.
  • Студенты должны уметь строить графики функций с учетом исследования промежутков возрастания или убывания и промежутков выпуклости или вогнутости функций. Искать локальные экстремумы и точки перегиба функций. Применять правило Лопиталя и формулу Тейлора для вычисления пределов. Оценивать точность приближения с помощью Формулы Тейлора с остатком в форме Лагранжа.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Пределы числовых функций
  • Раздел 1. Пределы числовых функций (окончание)
  • Раздел 2. Непрерывные числовые функции
  • Раздел 3. Дифференцируемые числовые функции
  • Раздел 4. Пределы векторных функций
  • Раздел 5. Непрерывные векторные функции
  • Раздел 6 Дифференцируемые векторные функции
  • Раздел 7. Некоторые приложения многомерного анализа
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание №1
    К сумме усоловных единиц,набранных студентом на письменном экзамене, добавляется слагаемое -1 за каждую из непринятых к моменту начала экзамена задач данного студенту варианта Домашнего задания. Далее полученная сумма служит основанием для итоговой экзаменационной оценки совпадающей с номером промежутка, содержащего итоговую сумму условных единиц, [0;1.5), [1.5;3), [3;4.5), [4,5;5.5), [5,5;6.5), [6,5;7.5), [7,5;8.5), [8,5;0), [9;9.5), [9,5;10].
  • неблокирующий Контрольная работа №1 в течение 160 минут
    Контрольная работа состоит из 10 заданий. Полное правильное решение каждого задания контрольной работы оценивается в одну условную единицу. В случае неполного решения оценка может дробиться. По итогам контрольный работы студент может быть освобожден от решения некоторых из задач 1,2,3,4 экзамена (ставится заранее условная единица за задачу): если сумма условных единиц принадлежит соответственно промежутку [4,5;5,5), [5,5;6,5), [6,5;7,5), [7,5;10].
  • неблокирующий Письменный экзамен 160 минут
    Экзаменационная работа состоит из 10 заданий. Полное правильное решение каждого задания оценивается в одну условную единицу. В случае неполного решения оценка может дробиться. К сумме условных единиц, набранных студентом на письменном экзамене, добавляется слагаемое -1 за каждую из непринятых к моменту начала экзамена задач данного студенту варианта Домашнего задания. Далее полученная сумма служит основанием для итоговой экзаменационной оценки, совпадающей с номером промежутка, содержащего итоговую сумму условных единиц, [0;1.5), [1.5;3), [3;4.5), [4,5;5.5), [5,5;6.5), [6,5;7.5), [7,5;8.5), [8,5;0), [9;9.5), [9,5;10].
  • неблокирующий Контрольная работа №2 в течении 160 минут
    Контрольная работа состоит из 10 заданий. Полное правильное решение каждого задания контрольной работы оценивается в одну условную единицу. В случае неполного решения оценка может дробиться. По итогам контрольный работы студент может быть освобожден от решения некоторых из задач 5,6,7,8 экзамена (ставится заранее условная единица за задачу): если сумма условных единиц принадлежит соответственно промежутку [4,5;5,5), [5,5;6,5), [6,5;7,5), [7,5;10].
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    Экзаменационная работа состоит из 10 заданий. Полное правильное решение каждого задания оценивается в одну условную единицу. В случае неполного решения оценка может дробиться. К сумме условных единиц, набранных студентом на письменном экзамене, добавляется слагаемое -1 за каждую из непринятых к моменту начала экзамена задач данного студенту варианта Домашнего задания. Далее полученная сумма служит основанием для итоговой экзаменационной оценки совпадающей с номером промежутка, содержащего итоговую сумму условных единиц, [0;1.5), [1.5;3), [3;4.5), [4,5;5.5), [5,5;6.5), [6,5;7.5), [7,5;8.5), [8,5;0), [9;9.5), [9,5;10].Экзаменационная работа состоит из 10 заданий. Полное правильное решение каждого задания оценивается в одну условную единицу. В случае неполного решения оценка может дробиться. К сумме условных единиц, набранных студентом на письменном экзамене, добавляется слагаемое -1 за каждую из непринятых к моменту начала экзамена задач данного студенту варианта Домашнего задания. Далее полученная сумма служит основанием для итоговой экзаменационной оценки совпадающей с номером промежутка, содержащего итоговую сумму условных единиц, [0;1.5), [1.5;3), [3;4.5), [4,5;5.5), [5,5;6.5), [6,5;7.5), [7,5;8.5), [8,5;0), [9;9.5), [9,5;10].
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fundamental methods of mathematical economics, Chiang, A. C., 2005
  • Mathematical methods and models for economists, Fuente de la, A., 2000
  • Бурмистрова, Е. Б.  Линейная алгебра : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Б. Бурмистрова, С. Г. Лобанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 421 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3588-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425852 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Линейная алгебра : учебник и практикум для бакалавров, Бурмистрова, Е. Б., 2014
  • Линейная алгебра, дифференциальное исчисление функций одной переменной : учебник для вузов, Бурмистрова, Е. Б., 2010
  • Математический анализ и дифференциальные уравнения : учебник для вузов, Бурмистрова, Е. Б., 2010
  • Математический анализ. Т. 1: ., Зорич, В. А., 2015
  • Основы математического анализа. Ч.1: ., Фихтенгольц, Г. М., 2002
  • Основы математического анализа. Ч.1: ., Фихтенгольц, Г. М., 2006
  • Основы математического анализа. Ч.2: ., Фихтенгольц, Г. М., 2002
  • Сборник задач и упражнений по математическому анализу : учеб. пособие для вузов, Демидович, Б. П., 2003
  • Сборник задач по математике для ВТУЗов: в 4 ч.. Ч.1: Линейная алгебра и основы математического анализа, Болгов, В. А., 1993

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Mathematics for economists, Simon, C. P., 1994
  • Математические методы оптимизации и экономическая теория, Интрилигатор, М., 2002
  • Математический анализ. Т. 2: ., Зорич, В. А., 2015
  • Основы математического анализа. Ч.1: ., Ильин, В. А., 2002
  • Основы математического анализа. Ч.2: ., Ильин, В. А., 2002

Авторы

  • Лобанов Сергей Григорьевич