• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Archaeology

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of History
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructors


Druzhinina, Inga

Программа дисциплины

Аннотация

Целью изучения учебной дисциплины является усвоение студентами общих знаний об основных понятиях, методах, подходах и разделах современной археологической науки, а также об основных этапах её развития, течениях и открытиях. Ориентированный на студентов-историков курс включает рассмотрение вопросов, связанных с ролью археологии в современном обществе, привлечением и интерпретацией данных археологии в разных отраслях гуманитарного знания, с экспонированием археологических объектов в музеях, с дидактической составляющей функционирования археологических образовательных центров в профильных и исторических музеях. В результате изучения дисциплины «Археология» студенты должны знать содержание курса, в том числе фундаментальные понятия археологии, основные методы полевой и кабинетной работы археолога, ориентироваться в системе основных разделов археологической науки. Студенты должны научиться применять полученные знания для оценки достоверности сведений, черпаемых из средств массовой информации и популярной литературы, а также уметь критически оценивать использование археологических данных в аргументации выводов исторической науки и антропологии, иметь представление о возможности использования полученных знаний в профессиональной деятельности музейного работника и педагогической деятельности, ориентироваться в современном законодательстве о культурном (в т.ч. археологическом) наследии. Конкретные знания из общего курса должны быть применены и закреплены в процессе полевой археологической и музейной практик. В текущем 2020/2021 учебном году особенностью преподавания дисциплины является её перевод в дистанционный формат полностью или частично в зависимости от эпидемиологических условий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью изучения учебной дисциплины является усвоение студентами общих знаний об основных понятиях, методах, подходах и разделах современной археологической науки, а также об основных этапах её развития, течениях и открытиях. Ориентированный на студентов-историков курс включает рассмотрение вопросов, связанных с ролью археологии в современном обществе, привлечением и интерпретацией данных археологии в разных отраслях гуманитарного знания, с экспонированием археологических объектов в музеях, с дидактической составляющей функционирования археологических образовательных центров в профильных и исторических музеях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент воспроизводит основные понятия, термины, факты, способен сформулировать определения и установить взаимосвязи между понятиями.
  • Студент воспроизводит основные понятия, термины, факты, формулирует задачи дисциплины, определяет её предмет и объект.
  • Студент воспроизводит основные термины и понятия, знает основные характеристики видов археологических памятников. Распознает виды археологических памятников по визуальным признакам.
  • Студент воспроизводит основные термины и понятия, представляет процедуру полевого исследования памятников, знает общие требования к оформлению полевой документации, способен вести полевой дневник археологической практики.
  • Студент знает основные вехи истории мировой и отечественной археологии, ориентируется в течениях, осведомлен об основных институциях и изданиях. Знает наиболее крупные археологические открытия XIX и XX вв., имена и достижения основателей археологических школ.
  • Студент знает основные эпохи археологической периодизации, может дать их характеристику. Может назвать наиболее яркие археологические культуры Евразии, обозначить ведущие типы древностей, показать интерпретационные возможности археологических материалов для реконструкций в истории и антропологии.
  • Студент знает типы археологических музеев и особенности экспонирования археологических материалов, историю археологических музеев и опыт наиболее значимых из современных.
  • Студент объясняет роль археологического источниковедения и историографии для исследования. Различает особенности процедуры исторического и археологического исследования. Использует понятия в исследовательских ситуациях.
  • Студент способен определять основные функции археологии в современном мире, знает основы национального законодательства о памятниках археологии.
  • Студент воспроизводит основные термины и понятия, представляет процедуру кабинетного исследования , специфические приемы и методы кабинетной археологии
  • Студент воспроизводит основные термины и понятия. Применяет разные формы датирования и периодизации в конкретных ситуациях. Определяет принципы построения различных периодизаций. Имеет представление о принципах решения стратиграфических задач
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение. Археология как научная дисциплина.
  • Тема 2. Археологические источники.
  • Тема 3. Основные понятия археологической науки.
  • Тема 4. Виды археологических памятников, их классификация.
  • Тема 5. Методы полевой археологии.
  • Тема 6. Методы кабинетной археологии.
  • Тема 7. Синхронизация и датирование в археологии.
  • Тема 8. Основные вехи истории археологии
  • Тема 9. Основные археологические эпохи и культуры.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Семинарские занятия
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.4 * Семинарские занятия + 0.3 * Тест + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ананьев Виталий Геннадьевич. (n.d.). История Зарубежной Музеологии Как Часть Истории Культуры: Основные Интеллектуальные Парадигмы Развития. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fistoriya-zarubezhnoy-muzeologii-kak-chast-istorii-kultury-osnovnye-intellektualnye-paradigmy-razvitiya
  • Археология изнутри : науч.-популярные очерки, Шер, Я. А., 2009
  • Археология СССР : учеб. для ист. фак. ун-тов и пед. ин-тов, Авдусин, Д. А., 1967
  • Археология СССР с древнейших времён до средневековья в 20 т., Рыбаков, Б. А.,
  • Археология. В начале, Фаган Б., ДеКорс К., 2007
  • ВИШНЯЦКИЙ ЛЕОНИД БОРИСОВИЧ. (1999). ИСТОРИЯ ОДНОЙ СЛУЧАЙНОСТИ, или ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.599E3675
  • История народов России в древности и раннем средневековье : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры, Петрухин, В.Я., Раевский, Д.С., 2019
  • КЛЕЙН ЛЕВ САМОЙЛОВИЧ. (1999). Миграция: Археологические Признаки. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C09767CF
  • Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье, Петрухин, В. Я., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Академическая археология на берегах Невы (от РАИМК до ИИМК РАН. 1919-2014 гг.), , 2013
  • Человек в лабиринте эволюции, Вишняцкий Л.Б., 2004

Авторы

  • Дружинина Инга Александровна
  • Щеглова Ольга Алексеевна