Summary of Degree Programme
46.03.01 History
No
5 лет
Full-time, 300 ЗЕ
RUSENG
Instruction in Russian with some courses in English
Bachelor
No
Не задано
Образовательная программа НИУ ВШЭ «История» дает студентам современные знания о подходах к изучению человека и общества, учит их профессионально анализировать и использовать историческую информацию. Студенты знакомятся с историей разных стран и эпох, с различными аспектами жизни людей в далеком и недавнем прошлом. В результате бакалавры получают знания о важнейших фактах истории, их взаимовлиянии и связи с современностью, об особенностях различных исторических эпох и сущности исторического процесса.
Конкурентные преимущества программы
1. Высокий уровень подготовки. По показателям QS World University Rankings программа История НИУ ВШЭ (Москва) входит в число 100 лучших программ по истории в университетах мира.
2. Сочетание глубокой академической подготовки по всем периодам мировой истории с возможностью для студента выбрать разнообразные дисциплины прикладного характера, формирующие профессиональные компетенции и предоставляющие возможность успешной конкуренции на рынке труда.
3. Наличие серьезного практического и проектного компонента. Студент проходит практики: археологическую, музейную, архивную, педагогическую – знакомясь со всеми сферами профессиональной деятельности.
4. Индивидуальная образовательная траектория и наличие значительного количества курсов по выбору, включая курсы в составе «широкого бакалавриата».
5. Активная проектно-исследовательская работа, участие в работе лабораторий и центров Школы исторических наук и ФГН.
Область профессиональной деятельности выпускников ОП «История», освоивших программу бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», включает: научные исследования по всему спектру всемирной истории; преподавание соответствующих курсов в сфере образования; популяризацию исторических знаний в средствах массовой информации; экскурсионную, музейную деятельность и работу в архивах.
Выпускники ОП «История» смогут осуществлять профессиональную деятельность в таких сферах, как:
- академические и научно-исследовательские организации, связанные с исторической проблематикой, в качестве научных сотрудников, способных к участию в коллективных исследовательских проектах;
- средние и специальные учебные заведения - в качестве преподавателей всего спектра исторических и общественных дисциплин;
- издательства, редакции средств массовой информации, с целью осуществления консультативной, экспертной и журналистской работы в электронных, печатных теле- и радиовещательных СМИ; рецензирование и редактирование научных, научно-популярных и публицистических работ; популяризация историко-культурных знаний.
- В сфере экскурсионной деятельности, а также деятельности по учету и хранению музейных коллекций, организации музейного (в том числе виртуального) пространства, его наполнения; в сфере популяризации музейных собраний и культурного наследия.
В указанных видах профессиональной деятельности выпускник ОП «История» должен уметь решать следующие профессиональные задачи:
1) для научно-исследовательской деятельности – поиск и анализ исторических источников различных типов и видов для проведения научных исследований; участие в работе семинаров, научно-теоретических и научно-практических конференций, круглых столов, презентациях результатов научной деятельности; подготовка научных текстов (статей, разделов монографий, рецензий и др.) для публикации в научных изданиях; составление библиографических обзоров, аннотаций, рефератов, пояснительных записок, разделов научно-аналитических отчетов по результатам научно-теоретической и эмпирической исследовательской работы;
2) для педагогической деятельности – преподавание курса истории в сфере общего образования, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
3) для экспертно-аналитической деятельности – составление рецензий и обзоров, аннотаций и аналитических справок по запросам работодателей;
4) культурно-просветительской деятельности – изложение и комментирование в популярной форме исторической информации в ходе публичных выступлений ( в том числе в печатных и электронных СМИ), а также в интернет-пространстве (социальные сети, блоги, иные информационные и дискуссионные площадки); информационное обеспечение историко-культурной и просветительской работы в рамках деятельности организаций и учреждений культуры, органов местного, регионального и республиканского самоуправления.
для Образовательного стандарта 2019 года в редакции 2022 года
Базовый профессиональный модуль ОП «История» (Major) призван способствовать тому, чтобы студенты могли получать общегуманитарное образование и осваивать базовые навыки и компетенции профессии историка, методы работы с ретроспективной информацией. Этот блок включает такие дисциплины как: археология, латинский язык, второй иностранный язык (французский, немецкий, испанский, итальянский). Предметную область по истории разных периодов и регионов представляют курсы: Древний Восток, Античность, история России, Европа IV-XV, Европа XVI-XVIII, Старый и Новый свет в XIX и XX вв. Вспомогательные исторические дисциплины и Источниковедение также входят в базовый профессиональный модуль.
Вариативная часть профессионального модуля позволяет студенту свободно формировать индивидуальную траекторию обучения в самом широком диапазоне – от выбора древнего языка (или его уровня) до углубленного изучения отдельных исторических эпох. Такой подход способствует обеспечению студентов современными знаниями о существующих в гуманитаристике познавательных подходах и методах изучения человека и общества, овладению языком современных социальных и гуманитарных наук, формированию представления о взаимосвязанности гуманитарных дисциплин и междисциплинарном характере современного гуманитарного знания. Значительное количество элективных дисциплин включает продолжение знакомства с древними языками, углубленное знакомство с различными периодами человеческой истории и истории отдельных регионов, методиками работы историков.
Участие программы «История» в проекте «широкого бакалавриата» Факультета гуманитарных наук позволяет студентам-историкам осваивать дисциплины, предлагаемые также филологам, историкам искусства, философам и культурологам. Тем самым создается основа для освоения междисциплинарного подхода, что также является одним из актуальных требований современного гуманитарного знания.
Большое значение придается преподаванию английского языка. Ряд важных учебных дисциплин преподается на английском языке, что способствует повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
Студенту ВШЭ предоставляется возможность выбрать дополнительный профиль — «майнор»: блок из четырех взаимосвязанных дисциплин — по истории права или социологии, по менеджменту или истории международных отношений – выбор очень велик. Фактически речь идет о приобретении второй специальности, что помогает при формировании индивидуальной образовательной траектории на уровне магистратуры.
Модуль дисциплин общего цикла способствует ознакомлению студентов с методами и инструментарием других областей научного знания, которые могут быть актуальны для выпускника НИУ ВШЭ. Помимо Цифровой грамотности (блок Data Culture) и Python, сюда входят курсы по экономике, праву.
С первого года обучения для студентов ОП «История» предусмотрен научно-исследовательский семинар, в рамках которого студенты получают навыки научной работы. Студенты знакомятся с научно-исследовательским инструментарием, учатся читать и анализировать исторические источники (письменные и визуальные), писать научные работы.
Обязательной является также практика в архивах, музеях и в археологических экспедициях. С помощью педагогической практики в новой программе усилено освоение востребованных педагогических навыков.
This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.
All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.
I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.
Vice Rector Sergey Yu. Roshchin