We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

European Art of the 17th - 18th Centuries

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
9
ECTS credits
Delivered at:
School of History
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1-3 module

Instructors


Забродина Елена Альбертовна

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина читается на 3 курсе. Курс посвящен основным этапам и проблемам истории европейского искусства XVII–XVIII вв. Он имеет широкий географический охват и ориентируется на архитектуру, скульптуру, живопись важнейших стран Европы — Италии, Франции, Великобритании, Германии, Испании. Особое внимание уделяется вопросам стилистики и ее терминологии, проблематике социальной истории искусства, иконографии. В результате обучения студенты должны знать основные этапы и стилистические направления искусства Нового времени, представлять себе специфику процессов и явлений, характерных для искусства XVII–XVIII вв., а также наиболее значимые направления и отдельные памятники, понимать их исторический контекст. Дисциплина предполагает использование генеративной модели искусственного интеллекта (ИИ) для текстового и визуального анализа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студента представление о месте и роли искусства XVII – XVIII вв. в мировой истории
  • дать представление об основных этапах развития искусства ведущих стран Западной Европы в XVII – XVIII вв.
  • выработать у студентов умение раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в искусстве ведущих стран Западной Европы в XVII – XVIII вв
  • охарактеризовать индивидуальности крупнейших мастеров в процессе их творческой эволюции
  • познакомить с общепризнанными шедеврами в разных видах искусств, предложив варианты их углубленного анализа
  • обрисовать многообразие связей и взаимовлияний, свидетельствующих о сложении общеевропейского художественного процесса
  • выработать у студентов умение определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам
  • обеспечить освоение студентом основных методов анализа и терминологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть понятийным аппаратом истории искусства владеть основами научных подходов, выработанных на современной стадии развития искусствоведения
  • уметь атрибутировать произведения искусства XVII и XVIII вв. уметь ориентироваться и работать с основными трудами по искусству XVII и XVIII вв. уметь понимать специфику художественно-образной структуры искусства XVII и XVIII вв.
  • понимать специфику художественно-образной структуры искусства XVII века
  • знание ведущих музейных собраний памятников искусства XVII вв. знание основных мастеров искусства и архитектуры XVII и XVIII вв.
  • • знание ведущих музейных собраний памятников искусства XVII и XVIII вв. • знание основных памятников и ведущих мастеров искусства и архитектуры XVII и XVIII вв.
  • • знание ведущих музейных собраний памятников искусства XVII в. • знание основных памятников и ведущих мастеров искусства XVII в.
  • • знание основных памятников и ведущих мастеров искусства и архитектуры XVII и XVIII вв. • знание основных терминов, применяемых при изучении искусства XVII и XVIII вв.
  • владение основами научных подходов, выработанных на современной стадии развития искусствоведения
  • знание ведущих музейных собраний памятников искусства XVII
  • владение научными подходами, выработанными на современной стадии развития искусствоведения
  • знание основных памятников и ведущих мастеров искусства и архитектуры XVII и XVIII вв.
  • • знание ведущих музейных собраний памятников искусства XVII и XVIII вв.
  • знание ведущих музейных собраний памятников искусства XVIII в.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в изучение искусства XVII века.
  • Градостроительство, архитектура и скульптура Италии XVII в.
  • Живопись Италии XVII века.
  • Искусство Испании XVII века.
  • Искусство Фландрии XVII века.
  • Искусство Голландии XVII века.
  • Искусство Франции 1 пол. XVII в.
  • Искусство Франции 2 пол. XVII в.
  • Английская архитектура XVII в.
  • Введение в изучение искусства XVIII века.
  • Французская архитектура XVIII века.
  • А.Ватто, Ф.Буше и французская живопись первой половины XVIII века.
  • Французская живопись второй половины XVIII века. Французская скульптура XVIII века.
  • Итальянская живопись рубежа XVII века- XVIII вв. Венецианская школа часть I: (Дж.Б.Тьеполо и Д.Тьеполо).
  • Венецианская живопись часть II: ведута, бытовой жанр.
  • Неоклассицизм в Риме.
  • Английская архитектура XVIII века.
  • Английская живопись XVIII века. Творчество У.Хогарта. Особенности английского портрета XVIII века.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий доклад
  • неблокирующий Доклад
    Домашнее задание включает в себя подготовку к докладу, который представляется на семинаре. При подготовке доклада (устное выступление продолжительностью 20-30 минут с прилагаемой презентацией на 10-15 слайдов) студент должен показать способность самостоятельно анализировать произведения, понимание контекста и условий их создания, пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках. В докладе, который сопровождается показом слайдов в формате PowerPoint или аналогичном, студент должен продемонстрировать владение логикой презентации. Доклад осуществляется в рамках семинарских занятий и сопровождается дискуссией, в ходе которой студент должен продемонстрировать владение материалом и способность отвечать на замечания оппонентов.Текст доклада в письменном виде сдается преподавателю для оценки в день семинара. Оценка за доклад представляет собой среднее арифметическое оценок за доклад во втором модуле и за доклад в третьем модуле.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен по искусству XVII-XVIII вв. проводится в устной форме (опрос по материалам курса) в дни, предусмотренные расписанием. Экзамен проводится на платформе ZOOM (https://www.zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Экзамен
    Домашнее задание включает в себя подготовку к докладу, который представляется на семинаре. При подготовке доклада (устное выступление продолжительностью 20-30 минут с прилагаемой презентацией на 10-15 слайдов) студент должен показать способность самостоятельно анализировать произведения, понимание контекста и условий их создания, пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках. В докладе, который сопровождается показом слайдов в формате PowerPoint или аналогичном, студент должен продемонстрировать владение логикой презентации. Доклад осуществляется в рамках семинарских занятий и сопровождается дискуссией, в ходе которой студент должен продемонстрировать владение материалом и способность отвечать на замечания оппонентов.Текст доклада в письменном виде сдается преподавателю для оценки в день семинара. Оценка за доклад представляет собой среднее арифметическое оценок за доклад во втором модуле и за доклад в третьем модуле.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * Доклад + 0.3 * Тест + 0.4 * Экзамен
  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Тест + 0.4 * Экзамен + 0.3 * доклад
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Adams, L. (2018). Key Monuments Of The Baroque. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2203760
  • Барокко и рококо, Базен, Ж., 2001
  • История искусства древности. Малые сочинения, Винкельман, И. И., 2021
  • Ренессанс и барокко : исследование сущности и становления стиля барокко в Италии, Вельфлин, Г., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Классическое искусство. Введение в итальянское Возрождение, Вельфлин, Г., 2004
  • Основные понятия истории искусств : проблема эволюции стиля в новом искусстве, Вельфлин, Г., 2013
  • Ренессанс. Барокко. Просвещение, Пинский, Л. Е., 2002

Авторы

  • Шарнова Елена Борисовна
  • Назарова Ольга Алексеевна