• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Prehistoric Art and Art of the Ancient East

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of History
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 2, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с особенностями сложения и развития основных видов изобразительной деятельности (таких как архитектура, живопись, скульптура) в цивилизациях Древнего мира. Целью курса является формирование у студента представлений о месте и роли искусства Древнего мира в мировой истории, о стилистических особенностях этого искусства в целом, а также о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным цивилизациям и этапам, объединенных понятием Древнего мира. Для усвоения данного курса внимание уделяется анализу основных мировых и отечественных трудов о генезисе и историческом развитии искусства в рамках цивилизаций Древнего мира; раскрытию связей между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры, а также обозначаются пути преемственности между различными художественными культурами Древнего мира. Курс включает в себя как лекции, так и семинарские занятия, которые будут посвящены изучению конкретных искусства Древнего мира. Необходимая основа для посещения курса – освоение дисциплины «Введение в историю искусства» (1-2 модули 1 курса), «Введение в историю человечества» (1-4 модули, 1 курса).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • — формирование у студента представлений о месте и роли искусства Древнего мира в мировой истории; - о стилистических особенностях этого искусства в целом, а также о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным цивилизациям и этапам, объединенных понятием искусства Древнего мира; - ознакомление студентов с мировыми и отечественными трудами о генезисе и историческом развитии искусства в рамках искусства Древнего мира; - выработка у студентов умения раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в культурах Древнего мира; - выработка у студентов умения охарактеризовать признаки общности нормативов и эстетических принципов искусства Древнего мира; - выработка у студентов умения раскрыть связь между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры; — выработка у студентов умения определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам — освоение студентом основных методов анализа и терминологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные виды искусства бронзового века, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • знать основные виды искусства верхнего палеолита, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • знать основные виды искусства мезолита, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • знать основные виды искусства неолита, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • знать основные этапы в развитии искусства Древнего Египта, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы конкретного памятника и культуры, его создавшей.
  • знать основные этапы в развитии искусства цивилизаций Месопотамии и соседних стран, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы конкретного памятника и культуры, его создавшей.
  • знать специфику искусства периода "великих империй"
  • уметь понимать основные теории генезиса изобразительной деятельности и аргументировано излагать их положительные и отрицательные черты
  • уметь разбираться с основными методами и проблемами, связанными с изучением древневосточного искусства
  • уметь разбираться с основными методами и проблемами, связанными с изучением первобытного искусства
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в изучение первобытного искусства. История изучения первобытного искусства. Основные понятия и проблемы в изучении первобытного искусства.
  • Введение в изучение первобытного искусства. Топографические и хронологические рамки первобытного искусства.
  • Проблемы генезиса изобразительной деятельности.
  • Искусство верхнего палеолита. Монументальное искусство эпохи палеолита.
  • Искусство верхнего палеолита. Искусство малых форм в период палеолита.
  • Искусство мезолита.
  • Искусство неолита. Искусство племён охотников и рыболовов.
  • Искусство неолита. Искусство ранних земледельцев.
  • Искусство бронзового века. Искусство бронзового века на территории Европы.
  • Искусство бронзового века. Искусство бронзового века на территории Азии.
  • Введение в изучение искусства Древнего Востока.
  • Искусство древних цивилизаций Месопотамии и соседних стран. Изобразительное искусство государств Двуречья в III тыс. до н.э. Время Шумера, Аккада и позднешумерского периода.
  • Искусство древних цивилизаций Месопотамии и соседних стран. Архитектура Месопотамии в III тыс. до н.э.
  • Искусство древних цивилизаций Месопотамии и соседних стран. Развитие искусства во II тыс. до н.э.
  • Искусство периода "великих империй" (I тыс. до н.э).
  • Искусство Древнего Египта. Искусство додинастического периода и времени Раннего царства (V- нач. III тыс. до н.э.).
  • Искусство Древнего Египта. Искусство Древнего царства (нач. ХХУIII - сер. ХХIII вв. до. н.э.. время III - VI династии).
  • Искусство Древнего Египта. Искусство Среднего царства (2040-1786 гг. до н.э., время XI-XII династий).
  • Искусство Древнего Египта. Искусство Нового царства (XVI-XI вв. до н.э. . время ХУIII-ХХ династий).
  • Материалы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проблемы генезиса изобразительной формы.
  • неблокирующий ИСКУССТВО ВЕРХНЕГО ПАЛЕОЛИТА
  • неблокирующий Искусство ранних земледельцев - работа с аналогиями
  • неблокирующий Искусство Месопотамии и соседних стран
    1 часть – Знание изобразительного материала (точное название), умение соотнести памятник с эпохой, в которую он создан. Прежде всего, учитывается не только правильное название памятника, а умение проанализировать основные черты художественно-образной программы памятника, что предполагает развёрнутый ответ. 2 и 3 части – Знание историко-культурных процессов, повлиявших на появление определённых образов и сюжетов в различных периодах искусства на территории Месопотамии и соседних с ней стран. Знание основных типов архитектуры на территории Месопотамии и соседних с ней стран, умение проиллюстрировать теоретические рассуждения конкретными памятниками. Знание основных черт свойственных изобразительному искусству на территории Месопотамии и соседних с ней стран в конкретный период и умение проиллюстрировать теоретические рассуждения конкретными памятниками.
  • неблокирующий Искусство Древнего Египта
    1 часть – Знание изобразительного материала (точное название), умение соотнести памятник с эпохой, в которую он создан. Прежде всего, учитывается не только правильное название памятника, а умение проанализировать основные черты художественно-образной программы памятника, что предполагает развёрнутый ответ. 2 и 3 части – Знание историко-культурных процессов, повлиявших на появление определённых образов и сюжетов в различных периодах искусства Древнего Египта. Умение проиллюстрировать теоретические рассуждения конкретными памятниками. Знание основных черт свойственных изобразительному искусству Древнего Египта в конкретный период и умение проиллюстрировать теоретические рассуждения конкретными памятниками.
  • неблокирующий Искусство Древнего Востока
    Работа на семинаре складывается из устных выступлениях, в ходе которых студент должен продемонстрировать знание основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, историографической традиции и умение принимать участие в дискуссии по теме семинара, оценивается активность студентов в дискуссиях, правильность решения задач на семинаре. Также в расчёт оценки работы на семинаре входит выполнение домашних заданий по теме доклада студента, выступающего на семинаре (подбор аналогий).
  • неблокирующий Искусство Древнего Востока
    1. Оппонирование представляет собой результаты САМОСТОЯТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА, проведённого на базе прослушанного доклада и письменной работы с аналогиями. 2. Оппонент предварительно знакомиться с таблицами аналогий и выстраивает свою собственную «траекторию» подбора и анализа аналогий рассматриваемого докладчиком памятника. 3. Анализ результатов проделанной работы докладчиком, излагаются оппонентом сразу после доклада, регламент выступления – 5-7 мин. 4. Рекомендуемая схема выступления оппонента: а. анализ того, насколько аргументированы выводы автора доклада, сделанные в результате работы с описанием памятника. б. анализ того, насколько аргументированы выводы автора доклада, сделанные в результате работы с аналогиями. в. изложение оппонентом собственной точки зрения по поводу круга аналогий, связанных с рассматриваемым памятником (в случае критических замечаний необходимо их веские обоснования). 5. Оценка объявляется в день проведения оппонирования. Типичные ошибки при оппонировании доклада – подмена анализа и интерпретации рецензируемого доклада пересказом (нередко подробным); – подмена рецензии отзывом (отзыв – только часть рецензии), т.е. отсутствие аргументации; – «оригинальничанье» в ущерб содержанию и логике работы; – неясность позиции рецензента; – непропорциональность в анализе услышанного доклада (одним частям сообщения уделяется бОльшее внимание, другим - меньшее); – несоблюдение норм объективного профессионального анализа услышанного/прочитанного. – неграмотное или формальное использование искусствоведческих понятий и терминов.
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.1 * ИСКУССТВО ВЕРХНЕГО ПАЛЕОЛИТА + 0.05 * Искусство Древнего Востока + 0.05 * Искусство Древнего Востока + 0.1 * Искусство Древнего Египта + 0.1 * Искусство Месопотамии и соседних стран + 0.1 * Искусство ранних земледельцев - работа с аналогиями + 0.1 * Проблемы генезиса изобразительной формы. + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Древний Египет; Скифский мир : хрестоматия, , 2004
  • История Древнего Востока : учеб. пособие для вузов, Бухарин, М. Д., 2009

Авторы

  • Зинченко Софья Анатольевна