• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Economy and Politics of Italy

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1-4 module

Instructor


Maslova, Elena .

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на изучение истории, экономики, особенностей политического и социального развития Италии. Базой изучения курса являются знания студентами основ микро- и макроэкономики, социально-экономической статистики и теории международной торговли, истории международных отношений, а также владение навыками чтения экономической и политологической литературы на итальянском и английском языках. В ходе обучения слушатели должны приобрести умение критически анализировать имеющуюся по теме информацию, профессионально оперировать полученными сведениями для выработки самостоятельных суждений по актуальным вопросам экономического, политического и социального развития Италии, а также закрепить навыки письменного изложения результатов проделанной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Понимать приоритетные направления политического и экономического развития Итальянской Республики на современном этапе; анализировать их эволюцию.
  • Знать основные вехи исторического и политико-экономического развития Италии.
  • Уметь объяснить логику внешнеполитического поведения Итальянской Республики на международной арене. Объяснение экономического, политического и социального развития Италии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализировать текущее положение Италии на международной экономической и политической арене, основные тенденции формирования ее мирохозяйственного статуса, формулировать собственную позицию по изученным аспектам дисциплины
  • Воспроизводить основные тенденции, факторы, этапы и закономерности, определяющие развитие Италии с Рисорджименто и до настоящего времени, а также актуальные особенности и аспекты экономической политики современной Италии
  • Выделять внутренние и внешние вызовы правительства Италии, ключевые реформы и их результаты. Анализировать взаимодействие Италии и ЕС.
  • Классифицирует ключевые интересы и причины участия Италии в мировых войнах. Интерпретирует ключевые события и итоги участия в войне.
  • Объясняет ключевые причины зарождения итальянского фашизма. Анализирует основные особенности внутриполитических преобразований эпохи фашизма, интересы и задачи внешней политики Муссолини.
  • Объясняет причины формирования ключевых направлений, приоритетов и интересов во внешней политики Италии ХХI в. Классифицирует основные этапы и форматы взаимодействия с США и Россией, политики Италии в Большом Средиземноморье, отношений Италии с партнерами в ЕС.
  • Систематизирует существующие форматы политического диалога между Италией и Россией. Способен проанализировать объемы торгово-экономического сотрудничества, его динамики и структуры. Систематизирует процессы научно-образовательного и культурного взаимодействия.
  • Формулирует собственную оценку развивающихся в политике и экономике Италии процессов и направлений политики
  • – Анализировать отечественную и зарубежную научную литературу по выбранной проблематике, переосмысливать материал, полученный в ходе лекционного курса
  • – Интерпретирует основные процессы, происходящие в стране, на основе материала аудиторных занятий и самостоятельной работы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Вводная лекция
  • 2.Рисорджименто и объединение Италии
  • 3. От объединения до Новеченто
  • 4. «Эра Джолитти» и становление политических партий
  • 5. Идейно-культурная жизнь накануне Первой мировой войны
  • 6. Италия в Первой мировой войне
  • 7. Революционный подъем (1918-1920)
  • 8. Крушение либерального государства
  • 9. Фашистское движение: идеология и массовая база
  • 10. Фашизация государства и экспансионизм во внешней политике
  • 11. Антифашистская оппозиция
  • 12. Италия во Второй мировой войне
  • 13. Борьба за республику и переход к демократии
  • 14. Эпоха христианских демократов (1948 – 1953)
  • 15. Кризис христианско-демократического режима (1953 – 1962)
  • 16. Правительства «левого центра» (1962 – 1969)
  • 17. «Стратегия напряженности» 1970-х гг.
  • 18. Неоконсерватизм 1980-х гг.
  • 19. Становление Второй Республики (1990-е гг.)
  • 20. Италия Второй Республики
  • 21. Итальянская политика на современном этапе
  • 22. Внешнеполитические приоритеты
  • 23. Российско-итальянские отношения: история и современность
  • 24. Политическая культура и политическая традиция
  • 25. Евроскептицизм, европессимимизм и популизм
  • 26. Экономическое развитие Италии в конце XIX- начале XX в.
  • 27. Экономическая политика фашизма
  • 28. Итальянское «экономическое чудо»
  • 29. Экономика Италии в 1970-1980 гг.: в преддверии кризиса «смешанной экономики»
  • 30. Системный кризис и реформы 1990-х гг. Италия в Еврозоне
  • 31. Структура экономики современной Италии и ее ресурсная база.
  • 32. Система предпринимательства
  • 33. Бюджетная политика
  • 34. Социальная политика государства
  • 35. Сфера услуг
  • 36. Финансовая сфера
  • 37. Основные отрасли промышленности
  • 38. Made in Italy
  • 39. Внешнеэкономические связи Италии
  • 40. Российско-итальянские экономические связи: история вопроса, возможные перспективы
  • 41. Экономика Италии в контексте глобальных вызовов и изменений (заключительная тема по актуальной повестке)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (билеты по материалам курса). Экзамен проводится очно или на платформе Zoom (https://www.zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться или явиться лично, согласно расписанию, установленному учебным офисом. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom, MS Word. Для участия в экзамене студент обязан: подключиться к экзамену согласно точному расписанию, включить камеру и микрофон на все время проведения экзамена. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками, общаться друг с другом, пользоваться мобильным телефоном и дополнительными гаджетами (планшетом и пр.). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Эссе/Реферат
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * Активность на семинарах + 0.7 * Экзамен
  • 2024/2025 4th module
    0.3 * Активность на семинарах + 0.5 * Экзамен + 0.2 * Эссе/Реферат
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Италия в XX веке : учеб. пособие для вузов, Григорьева, И. В., 2006
  • Любин, В. (2006). 2006.04.027. Григорьева И.В. Италия В Хх Веке. − М.: Дрофа, 2006. - 256 С.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История внешней политики Италии : учебник для вузов, Зонова, Т. В., 2016
  • ЭМАН И.Е. (2015). 2015.02.025. Михайленко В.И. «Параллельная» Стратегия Муссолини: Внешняя Политика Фашистской Италии, (1922-1940): В 3 Т. / Урал. Федер. Ун-Т Им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина. - Екатеринбург: Изд-Во Урал. Ун-Та, 2013. - Т. 1: Фашистская Италия В Версальской Системе, (Октябрь 1922 - Август 1939). - 342 С. Социальные и Гуманитарные Науки. Отечественная и Зарубежная Литература. Серия 5: История. Реферативный Журнал, 2.

Авторы

  • Простаков Иван Валериевич
  • Маслова Елена Александровна