• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Modern Persian

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
20
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Персидский язык является основным восточным языком для студентов образовательной программы «Язык и литература Ирана». Дисциплина изучается на протяжении всех пяти лет обучения. Знание персидского языка необходимо для понимания иранской культуры, литературы, истории, политической ситуации. На более продвинутом этапе обучения студенты совершенствуют полученные навыки и приобретают новые, такие как восприятие на слух разговорной речи, письменный и устный перевод с персидского на русский и с русского на персидский текстов различной тематики. Поскольку специальность предполагает углубленное изучение литературы и истории, то основной акцент делается на тексты именно по этой тематике. Также особое внимание уделяется аналитическим и новостным текстам. Студенты осваивают общественно-политическую лексику, совершенствуют навыки последовательного перевода и учатся составлять собственные новостные и аналитические тексты на персидском языке. Поскольку новостные и аналитические тексты представляют собой важный источник информации как по современному Ирану, так и по истории его региона, владение этими навыками представляется необходимым для студентов, изучающих литературу и культуру Ирана.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подготовка специалистов, владеющих персидским языком в объеме, позволяющем в дальнейшем использовать его как средство общения в ситуациях универсального и профессионального типа, что соответствует «Продвинутому уровню» В1, В2 в обще-европейской классификации компетенций владения иностранным языком (после окончания 3 года обучения)
  • Подготовка специалистов, владеющих персидским языком в объеме, позволяющем в дальнейшем использовать его как средство общения в ситуациях универсального и профессионального типа, что соответствует «Продвинутому уровню» В1, В2 в общеевропейской классификации компетенций владения иностранным языком
  • Подготовка специалистов, владеющих персидским языком в объеме, позволяющем в дальнейшем использовать его как средство общения в ситуациях универсального и профессионального типа.
  • Целями освоения дисциплины «Современный персидский язык» (5 год обучения) являются подготовка специалистов, владеющих персидским языком в объёме, позволяющем в дальнейшем использовать его как средство общения в ситуациях универсального и профессионального типа, что соответствует «Свободного владению» С2, в общеевропейской классификации компетенций владения иностранным языком;
  • Формирование у студентов специфических лингвистических и переводческих знаний и навыков, позволяющих профессионально работать с любыми, в том числе объёмные сложноорганизованными текстами, на различную тематику написанными на современном персидском языке; распознавать скрытые значения.
  • Формирование у студентов специфических лингвистических и переводческих знаний и навыков, позволяющих профессионально работать с любыми, в том числе сложноорганизованными текстами, литературными, публицистическими, научными, написанными на персидском языке.
  • Формирование у студентов специфических лингвистических и переводческих знаний и навыков, позволяющих профессионально работать с любыми, в том числе сложноорганизованными текстами, написанными (и произнесенными) на современном персидском языке.
  • Формирование у студентов специфических лингвистических и переводческих знаний и навыков, позволяющих профессионально работать с любыми, в том числе сложноорганизованными текстами, написанными на современном персидском языке
  • Формирование у студентов специфических лингвистических и переводческих знаний и навыков, позволяющих профессионально работать с любыми, в том числе сложноорганизованными текстами, написанными на современном персидском языке;
  • Подготовка студентов к участию в международных программах
  • Подготовка студентов к участию в международных программах.
  • Формирование навыков спонтанного говорения в быстром темпе, не испытывая затруднений с подбором слов и выражений, умения гибко и эффективно использовать язык для общения в научной и профессиональной деятельности, создания точного, детального, хорошо выстроенного сообщения на сложные темы, демонстрируя владение моделями организации текста, средствами связи и объединением его элементов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Аудирование: Обучающийся понимает речь носителей языка на различные бытовые и общественно-политические, экономические темы. Обучающийся понимает дикторскую речь радио и телевидения.
  • В области грамматики: студенты осваивают будущее категорическое время, узнают общие принципы организации арабских заимствований в персидском языке (1 породу). В области говорения: могут сделать короткое сообщение о религиях Ирана. Аудирование: пересказывают короткий рассказ; осваивают последовательный перевод с персидского на русский в пределах пройденной лексики.
  • В области синтаксиса: студенты осваивают и начинают активно использовать в речи сложные предложения с придаточными определительными, а также обощенно-личные предложения. В области лексики: вводятся арабские масдары и причастия 2-ой породы, арабские прилагательные. В области говорения: студенты составляют устные и письменные сообщения (или диалоги) о путешествиях на разных видах транспорта.
  • Обучающийся должен уметь свободно комбинировать продуктивные и рецептивные виды речевой деятельности: аудирование и говорение, чтение и письмо, а также владеть навыками перевода и уметь работать со сложными аутентичными текстами.
  • основы нормативной грамматики современного персидского языка; структуру простого и сложного предложения;
  • пользоваться различными двуязычными и одноязычными словарями персидского языка;
  • проводить морфологический, синтаксический и стилистический анализ аутентичных текстов на персидском языке; различать регистры и стили речи.
  • Студент должен переводить с персидского языка на русский и с русского языка на персидский тексты на любые темы; осуществлять как письменный, так и устный последовательный перевод;
  • Студент должен переводить с персидского языка на русский и с русского языка на персидский тексты на политические и экономические темы
  • Студент должен понимать дикторскую речь культурных и новостных радио- и телепрограмм
  • Студент должен понимать речь носителей языка на различные бытовые и профессиональные темы; дикторскую речь культурных и новостных программ и текстов;
  • Студент должен уметь без подготовки участвовать в диалогах с носителями изучаемого языка
  • Студент должен уметь без подготовки участвовать в диалогах с носителями изучаемого языка; принимать участие в дискуссии по незнакомой проблеме, обосновывать и отстаивать свою точку зрения;
  • Студент должен уметь принимать участие в дискуссии по знакомой проблеме, обосновывать и отстаивать свою точку зрения
  • Студенты активно используют конструкции, содержащие формы прошедшего времени сослагательного наклонения, арабские масдары и причастия 4-ой и 6-ой породы, имена места и времени. Осуществляют последовательный устный перевод устных сообщений о посещении выставок и музеев. Выполняют письменный перевод небольшого рассказа современного автора.
  • Студенты начинают активно использовать в речи сложные предложения с придаточными уступки. Используют арабские заимствования 10-ой породы. Делают устное сообщение об истории Ирана. Делают письменный перевод неадаптированного рассказа современного иранского автора.
  • Студенты начинают активно использовать в устной и письменной речи сложные предложения с придаточными условия. Осваивают арабские заимствования 5-ой породы, а также имя профессии. Использую дополнительную литературу на персидском языке, делают устное сообщение о политическом устройстве Ирана.
  • Студенты осваивают пассивные конструкции, а также начинают активно использовать в речи сложные синтаксические конструкции с придаточными времени. В области говорения: студенты делают устное или письменное сообщение о знаменитом человеке, его технических или культурных достижениях.
  • Студенты осваивают словообразовательную модель понудительных глаголов. Начинают активно использовать арабские заимствования 7-ой и 8-ой породы, научаются различать арабские действительные и страдательные причастия. Осваивают лексику по теме "Сельское хозяйство".
  • Студенты осваивают: произношение персидских звуков и их сочетаний; принципы ритмического членения звукового потока, закономерности расстановки словесного, фразового и логического ударения; интонацию утвердительного, вопросительного и побудительного предложения;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1 курс. Тема 1. Основные сведения о персидском языке. Фонетика. Арабо-персидский алфавит.
  • 1 курс. Тема 2. Множественное число существительных. Глагольные времена.
  • 1 курс. Тема 3. Безличные обороты, модальные слова.
  • 1 курс. Тема 4. Перфект и преждепрошедшее время.
  • Тема 1 Страноведение: медицина в Иране
  • Тема 2 Страноведение: религии Ирана
  • Тема 3 Встреча в аэропорту
  • Тема 4 Знаменитые люди
  • Тема 5 На выставке
  • Тема 6 Политическая система Ирана
  • Тема 7 Сельское хозяйство Ирана
  • Тема 8 История Ирана
  • 4 курс. Тема I
  • 4 курс. Тема II
  • 4 курс. Тема III
  • 4 курс. Тема IV
  • 4 курс. Тема V
  • 5 курс. Тема 1. Страноведение .Нaродная культура
  • 5 курс. Тема 2. Страноведение и литература. Прикладные виды искусств
  • 5 курс. Тема 4 Страноведение: армия и военная служба в Иране.
  • 5 курс. Тема 3. Страноведение. Внешняя политика и дипломатия. Газеты. СМИ.
  • 2 курс. Раздел 1
  • 2 курс. Раздел 2
  • 2 курс. Раздел 3
  • 2 курс. Раздел 4
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен_год 1_модуль 2
    Экзамен включает несколько заданий: 1) беседа с преподавателем на пройденную тему; 2) ответ на теоретический вопрос по грамматике с приведением примеров; 3) перевод предложений с русского языка на персидский; 4) рассказ пройденного текста и/или чтение текста.
  • неблокирующий Работа на занятии
    Преподаватель оценивает активность студента на занятии и правильность его ответов
  • неблокирующий Проверочные работы и диктанты
    Преподаватель может проводить лексические диктанты, не предупреждая студентов. О проведении проверочных работ преподаватель предупреждает студентов заранее.
  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Экзамен_ год 1_4 модуль
  • неблокирующий Экзамен_год 2_модуль 2
  • неблокирующий Экзамен_год 2_модуль 4
  • неблокирующий Экзамен_год 3_модуль 2
  • неблокирующий Экзамен_год 3_модуль 4
  • неблокирующий Экзамен_год 4_модуль 4
  • неблокирующий Экзамен_год 5_модуль 2
  • неблокирующий Экзамен_год 5_модуль 3
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.125 * Домашние задания + 0.125 * Домашние задания + 0.125 * Домашние задания + 0.125 * Домашние задания + 0.125 * Проверочные работы и диктанты + 0.125 * Проверочные работы и диктанты + 0.125 * Проверочные работы и диктанты + 0.125 * Проверочные работы и диктанты + 0.1 * Работа на занятии + 0.1 * Работа на занятии + 0.1 * Работа на занятии + 0.1 * Работа на занятии + 0.3 * Экзамен_год 1_модуль 2 + 0.3 * Экзамен_год 1_модуль 2
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.125 * Домашние задания + 0.125 * Домашние задания + 0.125 * Домашние задания + 0.125 * Домашние задания + 0.125 * Проверочные работы и диктанты + 0.125 * Проверочные работы и диктанты + 0.125 * Проверочные работы и диктанты + 0.125 * Проверочные работы и диктанты + 0.1 * Работа на занятии + 0.1 * Работа на занятии + 0.1 * Работа на занятии + 0.1 * Работа на занятии + 0.3 * Экзамен_ год 1_4 модуль + 0.3 * Экзамен_ год 1_4 модуль
  • 2024/2025 учебный год 1 модуль
    0.35 * Домашние задания + 0.35 * Домашние задания + 0.35 * Проверочные работы и диктанты + 0.35 * Проверочные работы и диктанты + 0.3 * Работа на занятии + 0.3 * Работа на занятии
  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    0.2 * Домашние задания + 0.2 * Домашние задания + 0.25 * Проверочные работы и диктанты + 0.25 * Проверочные работы и диктанты + 0.25 * Работа на занятии + 0.25 * Работа на занятии + 0.3 * Экзамен_год 2_модуль 2 + 0.3 * Экзамен_год 2_модуль 2
  • 2024/2025 учебный год 4 модуль
    0.1 * Домашние задания + 0.1 * Домашние задания + 0.1 * Домашние задания + 0.1 * Домашние задания + 0.15 * Проверочные работы и диктанты + 0.15 * Проверочные работы и диктанты + 0.15 * Проверочные работы и диктанты + 0.15 * Проверочные работы и диктанты + 0.1 * Работа на занятии + 0.1 * Работа на занятии + 0.1 * Работа на занятии + 0.1 * Работа на занятии + 0.3 * Экзамен_год 2_модуль 4 + 0.3 * Экзамен_год 2_модуль 4
  • 2025/2026 учебный год 2 модуль
    0.1 * Домашние задания + 0.1 * Домашние задания + 0.1 * Домашние задания + 0.1 * Домашние задания + 0.15 * Проверочные работы и диктанты + 0.15 * Проверочные работы и диктанты + 0.15 * Проверочные работы и диктанты + 0.15 * Проверочные работы и диктанты + 0.1 * Работа на занятии + 0.1 * Работа на занятии + 0.1 * Работа на занятии + 0.1 * Работа на занятии + 0.3 * Экзамен_год 3_модуль 2 + 0.3 * Экзамен_год 3_модуль 2
  • 2025/2026 учебный год 4 модуль
    0.1 * Домашние задания + 0.1 * Домашние задания + 0.1 * Домашние задания + 0.1 * Домашние задания + 0.15 * Проверочные работы и диктанты + 0.15 * Проверочные работы и диктанты + 0.15 * Проверочные работы и диктанты + 0.15 * Проверочные работы и диктанты + 0.1 * Работа на занятии + 0.1 * Работа на занятии + 0.1 * Работа на занятии + 0.1 * Работа на занятии + 0.3 * Экзамен_год 3_модуль 4 + 0.3 * Экзамен_год 3_модуль 4
  • 2026/2027 учебный год 4 модуль
    0.05 * Домашние задания + 0.05 * Домашние задания + 0.05 * Домашние задания + 0.05 * Домашние задания + 0.05 * Домашние задания + 0.05 * Домашние задания + 0.05 * Домашние задания + 0.05 * Домашние задания + 0.1 * Проверочные работы и диктанты + 0.1 * Проверочные работы и диктанты + 0.05 * Проверочные работы и диктанты + 0.1 * Проверочные работы и диктанты + 0.1 * Проверочные работы и диктанты + 0.1 * Проверочные работы и диктанты + 0.05 * Проверочные работы и диктанты + 0.1 * Проверочные работы и диктанты + 0.05 * Работа на занятии + 0.05 * Работа на занятии + 0.05 * Работа на занятии + 0.05 * Работа на занятии + 0.05 * Работа на занятии + 0.05 * Работа на занятии + 0.05 * Работа на занятии + 0.05 * Работа на занятии + 0.25 * Экзамен_год 4_модуль 4 + 0.25 * Экзамен_год 4_модуль 4
  • 2027/2028 учебный год 2 модуль
    0.1 * Домашние задания + 0.1 * Домашние задания + 0.1 * Домашние задания + 0.1 * Домашние задания + 0.15 * Проверочные работы и диктанты + 0.15 * Проверочные работы и диктанты + 0.15 * Проверочные работы и диктанты + 0.15 * Проверочные работы и диктанты + 0.1 * Работа на занятии + 0.1 * Работа на занятии + 0.1 * Работа на занятии + 0.1 * Работа на занятии + 0.3 * Экзамен_год 5_модуль 2 + 0.3 * Экзамен_год 5_модуль 2
  • 2027/2028 учебный год 3 модуль
    0.2 * Домашние задания + 0.2 * Домашние задания + 0.3 * Проверочные работы и диктанты + 0.3 * Проверочные работы и диктанты + 0.2 * Работа на занятии + 0.2 * Работа на занятии + 0.3 * Экзамен_год 5_модуль 3 + 0.3 * Экзамен_год 5_модуль 3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 9781136337536 - Brookshaw, Dominic Parviz; Jadidi, Pouneh Shabani - The Routledge Intermediate Persian Course : Farsi Shirin Ast, Book Two - 2012 - Routledge - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=582952 - nlebk - 582952
  • Abrahams, S. (2005). Modern Persian: A Course-Book. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=116262
  • Lane, George E.. Early Mongol Rule in Thirteenth-Century Iran : A Persian Renaissance, Routledge, 2003. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=178216.
  • Le Strange, G., & Haggard, W. H. D. (1882). The Vazír of Lankurán a Persian play. A text book of modern colloquial Persian for the use of European travellers, residents in Persia and students in India. Spain, Europe: Trübner and Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.947C8D90
  • Mace, J. (2003). Persian Grammar : For Reference and Revision. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=945759
  • Necklace of the Pleiades : 24 Essays on Persian Literature, Culture and Religion, edited by Franklin Lewis, and Sunil Sharma, Leiden University Press, 2010. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3327176.
  • Rafiee, A. (2015). Colloquial Persian (Vol. [Third revised edition]). Milton Park, Abingdon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1053972
  • Yousef, S. (2018). Persian : A Comprehensive Grammar. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1761621
  • Yousef, S., & Torabi, H. (2012). Basic Persian : A Grammar and Workbook (Vol. 1st ed). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=495967
  • Yousef, S., & Torabi, H. (2015). Intermediate Persian : A Grammar and Workbook. Milton Park, Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1013981
  • Практический курс персидского языка : учебник / А.Н. Сухоруков. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 218 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5b98b5763e0b93.77261929. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/990502
  • Практический курс персидского языка: Учебник / Сухоруков А.Н. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 219 с.: 60x90 1/16. - (Крымский федеральный университет 100 лет) ISBN 978-5-16-106879-3 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/978417
  • Учебник персидского языка : для 1-го года обучения, Иванов, В. Б., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Atoofi, S., & Recorded Books, I. (2015). Farsi (Persian) for Beginners : Mastering Conversational Farsi. North Clarendon, Vermont: Tuttle Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1568815
  • Axworthy, M. (2017). Iran : What Everyone Needs to Know®. New York, NY: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1410038
  • Defense Language Inst., M. C. (1966). Persian Basic Course: Volume III, Lessons 29-38. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=ED185849
  • Jafari, A., & Sedigh Ziabari, R. (2008). An Analysis of Adjuncts: A Syntacto-Discoursal Approach (A Case Study in Contemporary Persian). Online Submission. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=ED503761
  • Kia, M. (2016). The Persian Empire: A Historical Encyclopedia [2 Volumes] : A Historical Encyclopedia. Santa Barbara: ABC-CLIO. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1243951
  • Melville, C. P., Persian Heritage Foundation, N. Y. N. Y. ., Yarshater, E., & Columbia University. (2012). Persian Historiography : A History of Persian Literature. London: I.B. Tauris. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=462744
  • Palmer, E. H. (2011). A Concise Dictionary of the Persian Language(RLE Iran B). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=945758
  • Parker, G., & Parker, B. (2016). The Persians : Lost Civilizations. London: Reaktion Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1467674
  • Pouneh Shabani-Jadidi, & Dominic Parviz Brookshaw. (2019). The Routledge Introductory Persian Course : Farsi Shirin Ast. [N.p.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2286886
  • Soheili, A. (2017). Reflections on Persian Grammar : Developments in Persian Linguistic Scholarship I (1). Newcastle-upon-Tyne, UNKNOWN: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1607930
  • World Trade Press. (2011). Iran : Society & Culture (Vol. 2nd ed). Petaluma, Calif: World Trade Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=409418

Авторы

  • Никитенко Евгения Леонидовна
  • Арманд Елена Евгеньевна
  • Алонцев Максим Альбертович