• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Academic Writing (in Russian)

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными особенностями научного стиля речи, систематизирует знания о наиболее распространенных жанрах устного и письменного академического дискурса, тренирует умения и формирует навыки создания письменных и устных учебных академических текстов, готовит к выполнению профессиональных обязанностей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с основными особенностями научного стиля речи
  • изучение наиболее распространенных жанров устного и письменного академического дискурса, как учебных, так и собственно научных
  • формирование навыков создания письменных и устных учебных академических текстов на основе представления об их целях, структуре, стилистических особенностях, жанровых отличиях
  • овладение базовыми принципами коммуникации в академической среде
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеет навыками научного редактирования
  • владеет особенностями научного дискурса
  • выстраивает структуру основной части исследования, аргументированно излагает научные суждения, грамотно вводит в работу иллюстративный материал
  • готовит устное выступление и презентацию к научному докладу
  • грамотно описывает материал, на котором проводилось исследование, и его методику
  • грамотно оформляет научное цитирование и библиографические списки
  • осуществляет поиск литературы по теме исследования с использованием электронных библиотечных ресурсов
  • отличает научный текст от текстов других функционально-стилистических сфер, в частности, от научно-публицистического текста
  • оформляет научную работу в соответствии с требованиями того или иного издания
  • пишет введение к собственному научному исследованию: формулирует тему и проблему исследования, описывает особенности подхода к теме
  • пишет заключение к научному исследованию, формулирует основные результаты и перспективы работы
  • пишет тезисы в соответствии с требованиями различных конференций
  • подбирает название для научной работы по ее аннотации
  • формулирует ключевой вопрос исследования по введению к научной работе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Особенности научного дискурса: стиль и жанры академических текстов; работа над академическим текстом в университете; анализ лингвистической статьи: академический регистр
  • Исследовательская работа: выбор темы и формулировка заглавия; подходы к эссе - ключевой вопрос. Обоснование постановки задачи
  • Исследовательская работа: материал и метод. Статья 1
  • Исследовательская работа: библиография и цитирование. Статья 2
  • Исследовательская работа: введение. Статья 3
  • Исследовательская работа: основная часть. Аргументация. Статья 4
  • Исследовательская работа: заключение. Интерпретация. Статья 5
  • Оформление письменной работы. Стилистика. Редактирование. Правка. Статья 6
  • Устное выступление и слайд-шоу. Статья 7
  • Вторичные речевые жанры. Статья 8
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание (анализ статьи)
    Студенты читают исследовательскую статью из своей области и отвечают на 1-3 вопроса по статье в письменной форме, придерживаясь академического стиля построения аргументации и письма.
  • неблокирующий Реферативное / исследовательское эссе
    Студенты пишут текст реферативного характера, в научном стиле обобщающий информацию по определённой теме из нескольких источников, или мини-статью, представляющий небольшое самостоятельно проведённое исследование в области филологии или лингвистики. Объём текста — 6000–9000 знаков.
  • неблокирующий Доклад по статье
    Студент:ки готовят доклад с презентацией по научной статье в области филологии, лингвистики или смежной области по профилю программы индивидуально или в группе из двух человек
  • неблокирующий Домашнее задание (библиография)
    Студент:ки оформляют библиографию к статье по заданным правилам.
  • неблокирующий Домашнее задание (стилистика)
    Студент:ки редактируют текст, имитирующий черновую версию научной статьи, исправляя проблемы стилистики и нейтральности.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.2 * Доклад по статье + 0.1 * Домашнее задание (анализ статьи) + 0.1 * Домашнее задание (библиография) + 0.1 * Домашнее задание (стилистика) + 0.5 * Реферативное / исследовательское эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. М. Кувшинская, Н. А. Зевахина, Я. Э. Ахапкина, Е. И. Гордиенко ; под редакцией Ю. М. Кувшинской. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 284 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08297-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/424762 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий : учебное пособие для вузов / Е. В. Ганапольская [и др.] ; под редакцией Е. В. Ганапольской, Т. Ю. Волошиновой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 304 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10423-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/430005 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Меленченко Максим Глебович