Summary of Degree Programme
11.03.02 Information and Communication Technologies and Systems
No
4 years
Full-time, 240 з.е.
RUSENG
Instruction in Russian with some courses in English
Bachelor
No
2024/2025 Academic year
Infocommunication Technologies and Cyber-physical Systems
Info Telecommunication Technologies
Quantum Infocommunication Technologies
Electronics of Infocommunication Technologies and Communication Systems
2023/2024 Academic year
Infocommunication Technologies and Cyber-physical Systems
ПК-1 Способен выбирать и применять стандартные пакеты компьютерного моделирования и оригинальные программы для моделирования процессов и устройств инфокоммуникационной техники и технологий
ПК-2 Способен анализировать и систематизировать результаты экспериментальных и научных исследований и делать обоснованные выводы при установлении данных для решения задач проектирования технологий и изделий инфокоммуникационной техники
ПК-3 Способен участвовать в работах по практическому применению результатов исследований в конструкторские и технологические проекты и производство изделий инфокоммуникационной техники
ПК-4 Способен искать, отбирать и анализировать информацию для формирования исходных данных проектирования, для расчета схем, устройств и приборов и решения других конкретных проектных задач
ПК-5 Способен проводить необходимые расчеты и проектировать схемы, устройства и сети инфокоммуникаций, в том числе с использованием средств автоматизации проектирования
ПК-6 Способен представлять материалы экспериментальных исследований и конструкторских и технологических проектов в виде научных отчетов, публикаций, презентаций для разной целевой аудитории (специалистов в области ИКТСС и неспециалистов)
ПК-7 Способен выбирать методы и средства измерений и контролировать соответствие результатов разрабатываемых конструкторских и технологических проектов техническому заданию, техническим условиям и другим нормативным документам
ПК-8 Способен выбирать и применять необходимые справочные материалы, нормы и стандарты при разработке и оформлении документации конструкторских и технологических проектов, документации по программам испытаний и эксплуатации, документации по защите объектов интеллектуальной собственности, полученных в результате исследований и разработок
Базовая часть профессионального цикла программы – это блоки дисциплин, которые составляют теоретическую и практическую основу «классического» инженерного образования в области инфокоммуникационных технологий и систем связи:
· Блок математических дисциплин, включающий дисциплины по математическому анализу, алгебре и геометрии, дискретной математике, теории вероятностей и математической статистике.
· Блок естественно-научных и инженерных дисциплин, включающий дисциплины по физике, электротехнике, электронике, метрологии и схемотехники.
· Блок дисциплин по информационным технологиям, включающий дисциплины по информатике, алгоритмизации и программированию.
Вариативная профильная часть профессионального цикла включает 2 блока взаимосвязанных специальных дисциплин, изучение которых начинается в 1 модуле 3 курса, продолжается на 4 курсе и создает основу для выполнения проекта и выпускной квалификационной работы.
Проектная и исследовательская работа студентов ориентирована на развитие универсальных и профессиональных компетенций и включает следующие виды учебной деятельности:
· Курсовая работа.
· Проект.
· Практика.
· Проектные семинары.
· Выпускная квалификационная работа.
Проектные семинары являются формами поддержки исследовательской и проектной деятельности студентов и предполагают коллективную работу студентов, направленную на анализ существующих проблем, выработку новых идей и проектов в профессиональной области.
Учебная, производственная и преддипломная практики способствуют приобретению опыта применения профессиональных знаний и умений по избранной специализации.
Самостоятельная работа студентов над курсовыми работами, проектом и выпускной квалификационной работой осуществляется под руководством научного руководителя и направлена на решение одной из актуальных задач в области будущей профессиональной деятельности.
Info Telecommunication Technologies
ПК-1 Способен выбирать и применять стандартные пакеты компьютерного моделирования и оригинальные программы для моделирования процессов и устройств инфокоммуникационной техники и технологий
ПК-2 Способен анализировать и систематизировать результаты экспериментальных и научных исследований и делать обоснованные выводы при установлении данных для решения задач проектирования технологий и изделий инфокоммуникационной техники
ПК-3 Способен участвовать в работах по практическому применению результатов исследований в конструкторские и технологические проекты и производство изделий инфокоммуникационной техники
ПК-4 Способен искать, отбирать и анализировать информацию для формирования исходных данных проектирования, для расчета схем, устройств и приборов и решения других конкретных проектных задач
ПК-5 Способен проводить необходимые расчеты и проектировать схемы, устройства и сети инфокоммуникаций, в том числе с использованием средств автоматизации проектирования
ПК-6 Способен представлять материалы экспериментальных исследований и конструкторских и технологических проектов в виде научных отчетов, публикаций, презентаций для разной целевой аудитории (специалистов в области ИКТСС и неспециалистов)
ПК-7 Способен выбирать методы и средства измерений и контролировать соответствие результатов разрабатываемых конструкторских и технологических проектов техническому заданию, техническим условиям и другим нормативным документам
ПК-8 Способен выбирать и применять необходимые справочные материалы, нормы и стандарты при разработке и оформлении документации конструкторских и технологических проектов, документации по программам испытаний и эксплуатации, документации по защите объектов интеллектуальной собственности, полученных в результате исследований и разработок
Базовая часть профессионального цикла программы – это блоки дисциплин, которые составляют теоретическую и практическую основу «классического» инженерного образования в области инфокоммуникационных технологий и систем связи:
· Блок математических дисциплин, включающий дисциплины по математическому анализу, алгебре и геометрии, дискретной математике, теории вероятностей и математической статистике.
· Блок естественно-научных и инженерных дисциплин, включающий дисциплины по физике, электротехнике, электронике, метрологии и схемотехники.
· Блок дисциплин по информационным технологиям, включающий дисциплины по информатике, алгоритмизации и программированию.
Вариативная профильная часть профессионального цикла включает 2 блока взаимосвязанных специальных дисциплин, изучение которых начинается в 1 модуле 3 курса, продолжается на 4 курсе и создает основу для выполнения проекта и выпускной квалификационной работы.
Проектная и исследовательская работа студентов ориентирована на развитие универсальных и профессиональных компетенций и включает следующие виды учебной деятельности:
· Курсовая работа.
· Проект.
· Практика.
· Проектные семинары.
· Выпускная квалификационная работа.
Проектные семинары являются формами поддержки исследовательской и проектной деятельности студентов и предполагают коллективную работу студентов, направленную на анализ существующих проблем, выработку новых идей и проектов в профессиональной области.
Учебная, производственная и преддипломная практики способствуют приобретению опыта применения профессиональных знаний и умений по избранной специализации.
Самостоятельная работа студентов над курсовыми работами, проектом и выпускной квалификационной работой осуществляется под руководством научного руководителя и направлена на решение одной из актуальных задач в области будущей профессиональной деятельности.
Quantum Infocommunication Technologies
ПК-1 Способен выбирать и применять стандартные пакеты компьютерного моделирования и оригинальные программы для моделирования процессов и устройств инфокоммуникационной техники и технологий
ПК-2 Способен анализировать и систематизировать результаты экспериментальных и научных исследований и делать обоснованные выводы при установлении данных для решения задач проектирования технологий и изделий инфокоммуникационной техники
ПК-3 Способен участвовать в работах по практическому применению результатов исследований в конструкторские и технологические проекты и производство изделий инфокоммуникационной техники
ПК-4 Способен искать, отбирать и анализировать информацию для формирования исходных данных проектирования, для расчета схем, устройств и приборов и решения других конкретных проектных задач
ПК-5 Способен проводить необходимые расчеты и проектировать схемы, устройства и сети инфокоммуникаций, в том числе с использованием средств автоматизации проектирования
ПК-6 Способен представлять материалы экспериментальных исследований и конструкторских и технологических проектов в виде научных отчетов, публикаций, презентаций для разной целевой аудитории (специалистов в области ИКТСС и неспециалистов)
ПК-7 Способен выбирать методы и средства измерений и контролировать соответствие результатов разрабатываемых конструкторских и технологических проектов техническому заданию, техническим условиям и другим нормативным документам
ПК-8 Способен выбирать и применять необходимые справочные материалы, нормы и стандарты при разработке и оформлении документации конструкторских и технологических проектов, документации по программам испытаний и эксплуатации, документации по защите объектов интеллектуальной собственности, полученных в результате исследований и разработок
Базовая часть профессионального цикла программы – это блоки дисциплин, которые составляют теоретическую и практическую основу «классического» инженерного образования в области инфокоммуникационных технологий и систем связи:
· Блок математических дисциплин, включающий дисциплины по математическому анализу, алгебре и геометрии, дискретной математике, теории вероятностей и математической статистике.
· Блок естественно-научных и инженерных дисциплин, включающий дисциплины по физике, электротехнике, электронике, метрологии и схемотехники.
· Блок дисциплин по информационным технологиям, включающий дисциплины по информатике, алгоритмизации и программированию.
Вариативная профильная часть профессионального цикла включает 2 блока взаимосвязанных специальных дисциплин, изучение которых начинается в 1 модуле 3 курса, продолжается на 4 курсе и создает основу для выполнения проекта и выпускной квалификационной работы.
Проектная и исследовательская работа студентов ориентирована на развитие универсальных и профессиональных компетенций и включает следующие виды учебной деятельности:
· Курсовая работа.
· Проект.
· Практика.
· Проектные семинары.
· Выпускная квалификационная работа.
Проектные семинары являются формами поддержки исследовательской и проектной деятельности студентов и предполагают коллективную работу студентов, направленную на анализ существующих проблем, выработку новых идей и проектов в профессиональной области.
Учебная, производственная и преддипломная практики способствуют приобретению опыта применения профессиональных знаний и умений по избранной специализации.
Самостоятельная работа студентов над курсовыми работами, проектом и выпускной квалификационной работой осуществляется под руководством научного руководителя и направлена на решение одной из актуальных задач в области будущей профессиональной деятельности.
Electronics of Infocommunication Technologies and Communication Systems
ПК-1 Способен выбирать и применять стандартные пакеты компьютерного моделирования и оригинальные программы для моделирования процессов и устройств инфокоммуникационной техники и технологий
ПК-2 Способен анализировать и систематизировать результаты экспериментальных и научных исследований и делать обоснованные выводы при установлении данных для решения задач проектирования технологий и изделий инфокоммуникационной техники
ПК-3 Способен участвовать в работах по практическому применению результатов исследований в конструкторские и технологические проекты и производство изделий инфокоммуникационной техники
ПК-4 Способен искать, отбирать и анализировать информацию для формирования исходных данных проектирования, для расчета схем, устройств и приборов и решения других конкретных проектных задач
ПК-5 Способен проводить необходимые расчеты и проектировать схемы, устройства и сети инфокоммуникаций, в том числе с использованием средств автоматизации проектирования
ПК-6 Способен представлять материалы экспериментальных исследований и конструкторских и технологических проектов в виде научных отчетов, публикаций, презентаций для разной целевой аудитории (специалистов в области ИКТСС и неспециалистов)
ПК-7 Способен выбирать методы и средства измерений и контролировать соответствие результатов разрабатываемых конструкторских и технологических проектов техническому заданию, техническим условиям и другим нормативным документам
ПК-8 Способен выбирать и применять необходимые справочные материалы, нормы и стандарты при разработке и оформлении документации конструкторских и технологических проектов, документации по программам испытаний и эксплуатации, документации по защите объектов интеллектуальной собственности, полученных в результате исследований и разработок
Базовая часть профессионального цикла программы – это блоки дисциплин, которые составляют теоретическую и практическую основу «классического» инженерного образования в области инфокоммуникационных технологий и систем связи:
· Блок математических дисциплин, включающий дисциплины по математическому анализу, алгебре и геометрии, дискретной математике, теории вероятностей и математической статистике.
· Блок естественно-научных и инженерных дисциплин, включающий дисциплины по физике, электротехнике, электронике, метрологии и схемотехники.
· Блок дисциплин по информационным технологиям, включающий дисциплины по информатике, алгоритмизации и программированию.
Вариативная профильная часть профессионального цикла включает 2 блока взаимосвязанных специальных дисциплин, изучение которых начинается в 1 модуле 3 курса, продолжается на 4 курсе и создает основу для выполнения проекта и выпускной квалификационной работы.
Проектная и исследовательская работа студентов ориентирована на развитие универсальных и профессиональных компетенций и включает следующие виды учебной деятельности:
· Курсовая работа.
· Проект.
· Практика.
· Проектные семинары.
· Выпускная квалификационная работа.
Проектные семинары являются формами поддержки исследовательской и проектной деятельности студентов и предполагают коллективную работу студентов, направленную на анализ существующих проблем, выработку новых идей и проектов в профессиональной области.
Учебная, производственная и преддипломная практики способствуют приобретению опыта применения профессиональных знаний и умений по избранной специализации.
Самостоятельная работа студентов над курсовыми работами, проектом и выпускной квалификационной работой осуществляется под руководством научного руководителя и направлена на решение одной из актуальных задач в области будущей профессиональной деятельности.
2022/2023 Academic year
Infocommunication Technologies and Cyber-physical Systems
Info Telecommunication Technologies
Quantum Infocommunication Technologies
Electronics of Infocommunication Technologies and Communication Systems
2021/2022 Academic year
Infocommunication Technologies and Cyber-physical Systems
Info Telecommunication Technologies
Quantum Infocommunication Technologies
Electronics of Infocommunication Technologies and Communication Systems
Широкое использование инфокоммуникационных технологий и систем связи в приоритетных направлениях модернизации и технологического развития экономики России, в частности в космических технологиях, атомной технике, медицине, а также в оборонной сфере, неразрывно связано с созданием отечественных импортозамещающих электронных средств инфокоммуникационных технологий для обеспечения национальной безопасности страны.
Целью программы является подготовка высококачественных специалистов в области инфокоммуникационных систем и технологий, способных обеспечить разработку и создание устройств широкой номенклатуры, удовлетворяющих потребностям рынка.
Ориентирование подготовки бакалавров на наиболее востребованные рынком и развивающиеся быстрыми темпами мобильную связь и инфокоммуникационные технологии космических систем позволяет обеспечить реализацию потенциальных профессиональных, деловых и творческих возможностей студентов и гарантированное трудоустройство выпускников на ближайшие 5–10 лет и более долгосрочную перспективу.
Студенты нашей образовательной программы проходят практику и имеют возможность трудоустроиться на такие предприятия, как:
- Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева (ПАО РКК «Энергия»);
- Научно-исследовательский институт систем связи и управления (АО «НИССУ»);
- Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений (ФГУП «ВНИИОФИ»);
- ООО «Сверхпроводниковые нанотехнологии» (Сконтел);
- Институт проблем проектирования в микроэлектронике (ИППМ) РАН;
- АО Научно-производственное предприятие «Пульсар»;
- АО «ИнфоВотч».
- ГАЗПРОМ: Космические системы;
- НИИ космического приборостроения;
- ЦНИРТИ им. Академика А.И. Берга;
- НИИ «Полюс» им. М.Ф. Стельмаха;
- ВНИИА им. Н.Л. Духова;
- Институт общей физики им. А.М. Прохорова РАН;
- Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН.
Наши выпускники становятся разработчиками конкурентоспособной инфокоммуникационной техники. Они успешно работают инженерами и руководителями в бизнес-корпорациях, научно-исследовательских и проектных организациях – лидерах инфокоммуникационной, электронной, космической, атомной и оборонной индустрии.
Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников данной программы. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.
- Способен выбирать и применять стандартные пакеты компьютерного моделирования и оригинальные программы для моделирования процессов и устройств инфокоммуникационной техники и технологий
- Способен анализировать и систематизировать результаты экспериментальных и научных исследований и делать обоснованные выводы при установлении данных для решения задач проектирования технологий и изделий инфокоммуникационной техники
- Способен участвовать в работах по практическому применению результатов исследований в конструкторские и технологические проекты и производство изделий инфокоммуникационной техники
- Способен искать, отбирать и анализировать информацию для формирования исходных данных проектирования, для расчета схем, устройств и приборов и решения других конкретных проектных задач
- Способен проводить необходимые расчеты и проектировать схемы, устройства и сети инфокоммуникаций , в том числе с использованием средств автоматизации проектирования
- Способен представлять материалы экспериментальных исследований и конструкторских и технологических проектов в виде научных отчетов, публикаций, презентаций для разной целевой аудитории (специалистов в области ИКТСС и неспециалистов)
- Способен выбирать методы и средства измерений и контролировать соответствие результатов разрабатываемых конструкторских и технологических проектов техническому заданию, техническим условиям и другим нормативным документам
- Способен выбирать и применять необходимые справочные материалы, нормы и стандарты при разработке и оформлении документации конструкторских и технологических проектов, документации по программам испытаний и эксплуатации, документации по защите объектов интеллектуальной собственности, полученных в результате исследований и разработок
Базовая часть профессионального цикла программы – это блоки дисциплин, которые составляют теоретическую и практическую основу «классического» инженерного образования в области инфокоммуникационных технологий и систем связи:
- Блок математических дисциплин, включающий дисциплины по математическому анализу, алгебре и геометрии, дискретной математике, теории вероятностей и математической статистике.
- Блок естественно-научных и инженерных дисциплин, включающий дисциплины по физике, электротехнике, электронике, метрологии и схемотехники.
- Блок дисциплин по информационным технологиям, включающий дисциплины по информатике, алгоритмизации и программированию.
Вариативная профильная часть профессионального цикла включает 2 блока взаимосвязанных специальных дисциплин, изучение которых начинается в 1 модуле 3 курса, продолжается на 4 курсе и создает основу для выполнения проекта и выпускной квалификационной работы.
Проектная и исследовательская работа студентов ориентирована на развитие универсальных и профессиональных компетенций и включает следующие виды учебной деятельности:
- Курсовая работа.
- Проект.
- Практика.
- Проектные семинары.
- Выпускная квалификационная работа.
Проектные семинары являются формами поддержки исследовательской и проектной деятельности студентов и предполагают коллективную работу студентов, направленную на анализ существующих проблем, выработку новых идей и проектов в профессиональной области.
Учебная, производственная и преддипломная практики способствуют приобретению опыта применения профессиональных знаний и умений по избранной специализации.
Самостоятельная работа студентов над курсовыми работами, проектом и выпускной квалификационной работой осуществляется под руководством научного руководителя и направлена на решение одной из актуальных задач в области будущей профессиональной деятельности.
This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.
В случае необходимости, обучающимся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (по заявлению обучающегося) могут предлагаться следующих варианты восприятия учебной информации с учетом их индивидуальных психофизических особенностей, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных технологий:
1) для лиц с нарушениями зрения: в печатной форме увеличенным шрифтом; в форме электронного документа; в форме аудиофайла (перевод учебных материалов в аудиоформат); в печатной форме на языке Брайля; индивидуальные консультации с привлечением тифлосурдопереводчика; индивидуальные задания и консультации.
2) для лиц с нарушениями слуха: в печатной форме; в форме электронного документа; видеоматериалы с субтитрами; индивидуальные консультации с привлечением сурдопереводчика; индивидуальные задания и консультации.
3) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: в печатной форме; в форме электронного документа; в форме аудиофайла; индивидуальные задания и консультации.
All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.
I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.
Vice Rector Sergey Yu. Roshchin
Summary of Degree Programme 'Information and Communication Technologies and Systems'