• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Psychology for Teaching

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 3, 4 module

Instructor


Koryagina, Natalya A.

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предназначен для студентов, планирующих связать свою профессиональную жизнь с преподаванием в контексте школы, вуза или дополнительного образования. В курсе будут рассмотрены соответствующие аспекты возрастной, социальной и педагогической психологии. Студенты поймут, каким образом необходимо учитывать психологические теории при коммуникации с различными участниками учебного процесса, организации аудиторной и самостоятельной работы, а также использовать знание психологии для предотвращения выгорания и оптимальной организации труда.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1) Формирование представлений о познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах личности.
  • 2) Ознакомление с механизмами возникновения новых форм поведения и закономерностями развития психической деятельности.
  • 3) Формирование способности к психологическому анализу событий и ситуаций обыденной жизни.
  • 4) Ознакомление со способами психологического влияния на личность и группу.
  • 5) Совершенствование компетенций в сфере коммуникации, делового общения и самопрезентации личности.
  • 6) Изучение факторов, влияющих на эффективность коммуникации.
  • 7) Ознакомление со способами поведения и разрешения конфликтных ситуаций.
  • 8) Актуализация специальных знаний и практик в области психологии воздействия и убеждающей коммуникации, способов защиты от манипуляций.
  • 9) Обучение анализу конкретных коммуникативных ситуаций и применение полученных знаний для саморазвития и дальнейшего профессионального роста.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Будет знать базовые понятия возрастной, социальной и педагогической психологии, а также психологии общения и конфликтологии; их основные разделы, научные школы и направления и методы.
  • Развивать теорию о трех основных направлениях развития человека (когнитивном, социальном, личностном); основные подходы к изучению развития человека.
  • Будет иметь представление о феномене ощущения и его характеристиках, классификацию ощущений и параметры их измерения; также о восприятии, его свойствах, принципах группировки стимулов, об особенности восприятия пространства, времени и движения, о некоторых иллюзиях восприятия.
  • Определять понятия внимания, виды внимания, его свойства; определение памяти, ее виды, закономерности мнемических процессов; искажения и нарушения памяти.
  • Представлять основные психологические феномены: потребности, мотивы, общение, влияние и пр.; о закономерностях их проявления и различных формах.
  • Будет знать определение научения, виды научения и его закономерности; классификацию типов помощи и противодействия обучению и развитию.
  • Определять мышление, его виды, структуру задач, стадии процесса их решения задач, отличительные характеристик эвристик и алгоритмов; структуру, функции, виды и свойства человеческой речи, взаимосвязи мышления и речи, гипотезу лингвистической относительности Сепира — Уорфа.
  • Будет иметь представление об особенностях и эффектах социального взаимодействия и взаимовлияния; способах противостояния психологическому влиянию.
  • Будет понимать основные механизмы общения, влияющие на его эффективность.
  • Сможет выделять проблемы общения и взаимодействия в личной и общественной жизни, применять полученные знания для саморазвития и дальнейшего профессионального роста.
  • Будет использовать психологические знания для анализа конкретных коммуникативных ситуаций.
  • Будут сформированы первичные навыками работы в социальной группе, используя приемы психологического воздействия.
  • Будут анализировать особенности конфликтов в различных сферах деятельности, причины их возникновения. Применять навыками разрешения конфликтов. Анализировать опорную схему конфликтной ситуации.
  • Будут использовать стратегии поведения в конфликтной ситуации, применять правила по разрешению конфликтов, оценивать признаки, объективные и психологические составляющие, функции межличностных конфликтов
  • Смогут анализировать причины возникновения различных конфликтов в организации, применять способы разрешения конфликтов, основываясь на переговорном процессе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование. Детство как предмет психологического исследования
  • Тема 2. Базовые когнитивные процессы: ощущения, восприятие, внимание, память
  • Тема 3. Высшие когнитивные процессы: мышление и речь. Использование при обучении
  • Тема 4. Потребности и мотивы. Эмоциональные состояния
  • Тема 5. Социальное научение: формирование навыков. Проблема социализации ребенка
  • Тема 6. Личность: подходы к изучению. Имидж и самопрезентация личности
  • Тема 7. Психология общения: основные факторы эффективной межличностной коммуникации
  • Тема 8. Конфликтное общение. Переговоры как способ разрешения противоречия
  • Тема 9. Социальное влияние и взаимодействие. Убеждающая коммуникация
  • Тема 10. Деловое общение и организационная коммуникация
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Осуществляется в ходе семинарских и практических занятий, предполагает обсуждение прочитанной литературы, ответы на вопросы преподавателя и выполнение творческих заданий.
  • неблокирующий Доклад
    Цель доклада – более подробное изложение отдельных тем, которые не затрагиваются или затрагиваются только кратко в материалах лекций и рекомендованной литературе по теме семинарских занятий. Время презентации – не более 10 минут, время ответов на вопросы – не более 5-7 минут.
  • неблокирующий Контрольная работа 1
    Тест проводятся после изучения основных тем программы (Кр.р. 1 по темам 1-5) в форме письменного теста, расположенного в системе LMS. Результаты теста зависят от количества правильно выполненных заданий.
  • неблокирующий Контрольная работа 2
    Тест проводятся после изучения основных тем программы (Кр.р. 2 по темам 6-10) в форме письменного теста, расположенного в системе LMS. Результаты теста зависят от количества правильно выполненных заданий.
  • неблокирующий Экзамен
    Тест осуществляется в форме письменного теста, расположенного в системе LMS. Результаты теста зависят от количества правильно выполненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.300 аудиторная работа (при необходимости в онлайн формате на платформе Zoom) (индивидуальная и групповая) 0.200 экзамен (письменный тест) в lms 0.300 доклад в форме презентации 0.200 контрольная работа 1,2 в форме письменных тестов в lms.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Возрастная психология : учеб. пособие для вузов, Обухова, Л. Ф., 2001
  • Конфликтология : учебник для вузов, Анцупов, А. Я., 1999
  • Корягина, Н. А.  Самопрезентация и убеждающая коммуникация : учебник и практикум для вузов / Н. А. Корягина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 378 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16070-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530373 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Корягина, Н. А.  Социальная психология : учебник для вузов / Н. А. Корягина, Е. В. Михайлова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 492 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16491-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531167 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Психология общения : учебник и практикум для академич. бакалавриата, Корягина Н.А., Антонова Н.В., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Конфликтология в схемах и комментариях : учеб. пособие для вузов, Анцупов, А. Я., 2006
  • Корягина, Н. А.  Социальная психология: теория и практические методы : учебник и практикум для вузов / Н. А. Корягина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 316 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01491-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511248 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Корягина Наталья Александровна
  • Боголепова Светлана Викторовна