We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Chinese For Academic Purposes (Advanced Course)

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
10
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1-3 module

Instructors


Дубинина Мария Николаевна


Тютюнникова Екатерина Константиновна

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Китайский язык для академических целей (продвинутый курс)» предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика» ОП «Иностранные языки и межкультурная коммуникация». Дисциплина реализуется на 4 курсе в 1, 2 и 3 модулях. Дисциплина «Китайский язык для академических целей (продвинутый курс)» логически и содержательно связана с предыдущими и последующими этапами обучения. Содержание дисциплины охватывает широкий круг вопросов и позволяет сформировать и развить речевую компетенцию (развитие коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письменной речи)), языковую компетенцию (языковой материал отобран в соответствии программой дисциплины), социокультурную компетенцию (знакомство с социально-культурными реалиями страны изучаемого языка, особенностями национального менталитета), компенсаторную компетенцию (развитие учебных умений и навыков, позволяющих справляться с учебными задачами, обеспечивающими развитие учебной автономии, формирование творческой самостоятельности) и метапредметную компетенцию. В результате освоения дисциплины студенты овладевают китайским языком на уровне, соответствующем 4 уровню стандартизированного квалификационного экзамена по китайскому языку КНР (HSK 4).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель дисциплины «Китайский язык для академических целей (продвинутый курс)» заключается в формировании иноязычной коммуникативной компетенции, практическом овладении устной и письменной речью китайского языка в сфере профессиональной и межличностной коммуникации. Данная дисциплина подчинена задачам подготовки специалиста, владеющего китайским языком в объёме, позволяющем в дальнейшем использовать его для решения профессиональных задач педагогической, научно-методической и научно-исследовательской, переводческой, консультативно-коммуникативной и организационно-управленческой деятельности на уровне, соответствующем 4 уровню стандартизированного квалификационного экзамена по китайскому языку КНР (HSK 4).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать интонационно-произносительные особенности китайского языка, в соответствии с требованиями нормативной фонетики
  • Знать правила написания иероглифов, систему пунктуации китайского языка
  • Знать основной лексический и грамматический материал, распределенный по темам
  • Знать особенности построения монологической и диалогической речи
  • Знать особенности построения письменного высказывания
  • Уметь писать иероглифы, отобранные для данного этапа обучения, по порядку черт, понимать структуру иероглифического знака; применять правила чтения и написания в рамках изучаемого лексикограмматического материала
  • Уметь распознавать и употреблять китайские знаки препинания
  • Уметь соблюдать нормы произношения звуков и тонов китайского языка, словесного ударения и других звуковых явлений в потоке речи; определять в соответствии с ритмико-интонационным оформлением основные коммуникативные типы предложения
  • Уметь употреблять лексические единицы в контексте различных ситуаций общения в пределах тематики курса; выбирать речевые средства в соответствии с коммуникативным намерением, контекстом деятельности, личным опытом, интересами, способом выражения и формулирования мысли
  • Уметь строить словосочетания, простые предложения; распознавать и употреблять грамматические структуры, ориентированные на выражение различных грамматических значений; строить повествовательные предложения, вопросы различных типов, положительные/ отрицательные ответов на вопрос; распознавать и адекватно употреблять предлоги, союзы, наречия
  • Уметь выражать основные речевые функции (поздравление, пожелание, извинение, переспрос, благодарность); расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы; переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот; соблюдать правила речевого этикета
  • Уметь в соответствии с лексическим и грамматическим материалом по предусмотренным программой темам составлять монологическое высказывание
  • Владеть основными навыками различения на слух и произношения всех звуков китайского языка
  • Владеть навыками ритмико-интонационного оформления речи в зависимости от коммуникативной ситуации
  • Владеть навыком ведения диалога-расспроса, диалога этикетного характера, диалога-обмена мнениями, диалога-побуждения к действию
  • Владеть навыком использования основных коммуникативных типов речи: описание, сообщение, рассказ, рассуждение: кратко высказываться на заданную тему, на основе прочитанного/услышанного, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей
  • Владеть навыком устной речи в нормальном темпе с соблюдением логического ударения, интонации; уметь говорить логично и связно понимать звучащую речь
  • Владеть навыком понимания основного содержания текстов, содержащих небольшое количество незнакомых слов, используя разные виды догадки; понимать необходимую/конкретную информацию аутентичных аудио и видеотекстов, не обращая при этом внимание на незнакомые слова, соотносить содержание услышанного с личным опытом
  • Владеть навыком чтения с целью понимания основного/полного содержания, читать с целью извлечения конкретной (запрашиваемой или интересующей) информации; определять хронологический/логический порядок событий в тексте; пользоваться справочными материалами (китайско-русским словарём, лингвострановедческим справочником); делать выборочный перевод с китайского языка на русский
  • Владеть навыком письменной речи, уметь создавать тексты разной направленности: заполнять анкеты, формуляры, подписывать открытки, писать записки, письма, сообщения; делать записи, составлять план устного сообщения, кратко излагать содержание прочитанного или услышанного.• операциями, лежащими в основе понимания речи
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. 社会交往 (Общение)
  • Раздел 2. 运动与健康 (Спорт и здоровье)
  • Раздел 3. 娱乐与文化 (Культура и отдых)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устная речь
    Устная речь: Устный опрос — работа, проводимая с целью формирования, развития и совершенствования продуктивных навыков говорения учащихся в течение учебного периода. Задания могут быть размещены в SmartLMS. Устный опрос может включать в себя следующие типы заданий: пересказ, работа с изобразительной опорой, устное монологическое высказывание по заявленной теме или проблематике. При проверке устного опроса учитывается выполнение следующих аспектов: содержание, реализация коммуникативного намерения, организация устного высказывания, фонетика, лексика, грамматика, речевое оформление, объем высказывания.
  • неблокирующий Письменная речь
    Письменная речь: Письменная работа — работа, проводимая с целью формирования, развития и совершенствования продуктивных письменных навыков учащихся в течение учебного периода. Задания могут быть размещены в SmartLMS. Письменная работа может включать в себя следующие типы заданий: изложение, аргументированное эссе, диктант. При проверке письменной работы учитывается выполнение следующих аспектов: содержание, реализация коммуникативного намерения, организация работы, иероглифика, лексика, грамматика, пунктуация, объем письменного высказывания.
  • неблокирующий Аттестационная работа
    Аттестационная работа — итоговая письменная работа за учебный период: проводится на последнем занятии учебного периода, т.е. после первого и третьего модулей, перед экзаменом. Аттестационная работа проводится централизованно: формат работы един для всех студентов, обучающихся по данной дисциплине в рамках данного учебного периода. Задания могут быть размещены в SmartLMS. Аттестационная работа может включать в себя следующие типы заданий: изложение (первый модуль), аргументированное эссе (третий модуль). При проверке аттестационной письменной работы учитывается выполнение следующих аспектов: содержание, организация работы, иероглифика, лексика, грамматика, пунктуация, объем письменного высказывания.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен — устный опрос, проводимый с целью контроля сформированности продуктивных навыков говорения обучающихся. При оценивании устного опроса учитывается выполнение следующих аспектов: содержание, реализация коммуникативного намерения, организация устного высказывания, фонетика, лексика, грамматика, речевое оформление, объем высказывания. Экзамен включает в себя два задания: 1) Работа с иероглифическим текстом (контрольное чтение отрывка, пересказ текста, ответ на вопросы по тексту). 2) Беседа с экзаменатором на заданную тему (устное высказывание с изобразительной опорой по выбранной тематике).
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен — устный опрос, проводимый с целью контроля сформированности продуктивных навыков говорения обучающихся. При оценивании устного опроса учитывается выполнение следующих аспектов: содержание, реализация коммуникативного намерения, организация устного высказывания, фонетика, лексика, грамматика, речевое оформление, объем высказывания. Экзамен включает в себя два задания: 1) Работа с иероглифическим текстом (контрольное чтение отрывка, пересказ текста, ответ на вопросы по тексту). 2) Беседа с экзаменатором на заданную тему (устное высказывание с изобразительной опорой по выбранной тематике).
  • неблокирующий Аттестационная работа
    Аттестационная работа — итоговая письменная работа за учебный период: проводится на последнем занятии учебного периода, т.е. после первого и третьего модулей, перед экзаменом. Аттестационная работа проводится централизованно: формат работы един для всех студентов, обучающихся по данной дисциплине в рамках данного учебного периода. Задания могут быть размещены в SmartLMS. Аттестационная работа может включать в себя следующие типы заданий: изложение (первый модуль), аргументированное эссе (третий модуль). При проверке аттестационной письменной работы учитывается выполнение следующих аспектов: содержание, организация работы, иероглифика, лексика, грамматика, пунктуация, объем письменного высказывания.
  • неблокирующий Устная речь
    Устная речь: Устный опрос — работа, проводимая с целью формирования, развития и совершенствования продуктивных навыков говорения учащихся в течение учебного периода. Задания могут быть размещены в SmartLMS. Устный опрос может включать в себя следующие типы заданий: пересказ, работа с изобразительной опорой, устное монологическое высказывание по заявленной теме или проблематике. При проверке устного опроса учитывается выполнение следующих аспектов: содержание, реализация коммуникативного намерения, организация устного высказывания, фонетика, лексика, грамматика, речевое оформление, объем высказывания.
  • неблокирующий Письменная речь
    Письменная речь: Письменная работа — работа, проводимая с целью формирования, развития и совершенствования продуктивных письменных навыков учащихся в течение учебного периода. Задания могут быть размещены в SmartLMS. Письменная работа может включать в себя следующие типы заданий: изложение, аргументированное эссе, диктант. При проверке письменной работы учитывается выполнение следующих аспектов: содержание, реализация коммуникативного намерения, организация работы, иероглифика, лексика, грамматика, пунктуация, объем письменного высказывания.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.2 * Аттестационная работа + 0.2 * Письменная речь + 0.2 * Устная речь + 0.4 * Экзамен
  • 2024/2025 3rd module
    0.2 * Аттестационная работа + 0.2 * Письменная речь + 0.2 * Устная речь + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ли, С. Курс китайского языка «Boya Chinese». Базовый уровень. Ступень II : учебник / С. Ли, Л. Хуан, С. Цянь , под редакцией А. Г. Сторожука , перевод с японского Е. И. Митькина [и др.]. — Санкт-Петербург : КАРО, 2018. — 416 с. — ISBN 978-5-9925-1340-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/114281 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Китайский язык: 4-й уровень языковой компетенции. Развиваем навыки аудирования, говорения, чтения и письма - Калинин О.И. - Издательский дом "ВКН" - 2020 - https://znanium.com/catalog/product/1095900 - 1043935 - ZNANIUM

Авторы

  • Дубинина Мария Николаевна
  • Дашеева Вера Витальевна