• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Transforming Employment and Labor Relations in the Digital Era

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
Course type:
Compulsory course
When:
5 year, 1, 2 module

Instructor


Лескина Элеонора Игоревна

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках предлагаемой учебной дисциплины у обучающиеся будет сформировано целостное представление о понятии «трудовая занятость» в рамках российского законодательства, подробно рассмотрены вопросы влияния цифровых технологий на трудовые отношения в России и за рубежом, а также будет рассмотрен феномен нетипичной занятости, вопросы правового регулирования новых форм занятости в условиях цифровизации российской экономики. Особое внимание будет уделено приобретению навыков работы с цифровой кадровой документацией, а также навыков использования цифровых технологий в управлении человеческими ресурсами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью курса является формирование у обучающихся нового мышления, основанного на цифровизации трудовых и непосредственно связанных с трудовыми отношений, использовании новейших информационных технологий в области управления человеческим ресурсами, а также представления о международном и зарубежном положении в данной сфере. В частности, курс направлен на получение бакалаврами: ·понятия о сущности эволюции развития труда и занятости, правовых основах цифровизации с учетом международного, отечественного и зарубежного опыта; знаний относительно тенденций по цифровизации экономики, воздействующих на сферу труда и право, о трансформации принципов трудового права в цифровую эпоху; понятия о возможностях и рисках внедрения искусственного интеллекта в сферу трудового права; ·знаний относительно типичного и нетипичного понимания занятости, трансформации понятия занятости в цифровую эпоху, моделях платформенной занятости, о востребованных навыках и компетенциях в информационном обществе; ·понятия о дистанционных трудовых отношениях; ·сведений относительно цифровой трансформации трудовых и непосредственно связанных с трудовыми отношений; ·знаний о правовом регулировании персональных данных работников, возможностях смарт-контрактов в сфере труда, применения legal design в трудовых отношениях, цифровых трансформациях в управлении персоналом.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать и корректно использовать юридическую терминологию.
  • Анализировать регулятивную базу и правоприменительную практику в области занятости и трудовых отношений с учетом процесса цифровизации
  • Анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения в области занятости и трудовых отношений с учетом процесса цифровизации
  • Письменно и устно аргументировать правовую позицию по делу, в том числе в состязательных процессах, с учетом возможностей использования цифровых технологий в области занятости и трудовых отношений
  • Проектировать правовые нормы для различных уровней нормотворчества в области занятости и трудовых отношений с учетом процесса цифровизации
  • Анализировать пробелы и коллизии действующего законодательства и определяет способы их преодоления и устранения в трудовых правоотношениях, осложненных применением цифровых технологий
  • Аргументировать принятие нормативного решения и выявлять последствия его реализации в сфере трудовых правоотношениях, осложненных применением цифровых технологий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Занятость в цифровую эпоху.
  • 2. . Особенности правового регулирования труда дистанционных работников. Электронный кадровый документооборот.
  • 3. Защита персональных данных работников. Внедрение цифровых технологий в HR.
  • 4. Общие вопросы цифровизации занятости и трудовых отношений.
  • 5. Трансформация принципов трудового права в цифровую эпоху
  • 6. Искусственный интеллект и трудовое право
  • 7. Механизм осуществления трудовых прав работника и работодателя в условиях цифровизации.
  • 8. Занятость в цифровую эпоху.
  • 9. Дистанционные трудовые отношения.
  • 10. Дистанционная занятость в зарубежных странах
  • 11. Цифровая трансформация трудовых и непосредственно связанных с трудовыми отношений.
  • 12. Отдельные аспекты цифровизации трудовых отношений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
    Активность на семинарах (неблокирующий элемент контроля) заключается в оценивании по собственному внутреннему убеждению преподавателем работы студента на семинарских занятиях по курсу. Преподавателю следует оценить при ответе студента знание им материала, основной и дополнительной рекомендуемой литературы, различных научных точек зрения по рассматриваемой проблеме, правоприменительной практики, сложившейся по тому или иному вопросу.
  • неблокирующий Круглый стол
    Круглый стол предполагает выступление участников с заранее подготовленными докладами и активное участие в дискуссии (путем задавания вопросов докладчикам). Доклады заключается в написании студентом (или группой студентов по решению преподавателя) письменной работы по конкретной проблеме, рассматриваемой в рамках читаемого курса, с дальнейшим представлением его в устной форме (свободный рассказ с опорой на презентацию). Подготовка доклада предполагает наличие сопутствующей письменной работы объемом 3–4 страницы 14 шрифтом полуторным интервалом, со ссылками на источники цитирования. Доклад предполагает сопровождение выступления презентацией, составленной при помощи любых программных средств. В рамках доклада студент должен показать свое умение грамотно подбирать информацию по теме в большом количестве источников глобальной сети, проверять информацию, четко и логично излагать свои мысли, пользоваться различными источниками, делать конкретные выводы. Тема и форма доклада, его объем и другие технические моменты определяется индивидуально заранее по согласованию между преподавателем и студентом не позднее, чем за одну неделю до дедлайна. Для доклада в качестве обязательных элементов доклада выступают: обсуждение практических аспектов рассматриваемой проблемы с указанием примеров из судебной практики, а также авторский вывод, содержащий в себе конкретную позицию; наличие ссылок на иностранные источники.
  • неблокирующий Групповой проект
    Заключается в подготовке студентами в группах (комитеты) проекта нормативного правового акта. Групповой проект заключается в подготовке студентами в группах (комитеты) предложений по изменению законодательства. По результатам самостоятельной работы в группах, от каждого комитета выступают 1-2 представителя. По окончанию обсуждений представители комитета презентуют свои предложения с приложением документации (пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование, текст законопроекта, список нормативно-правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию). При подготовке позиции студенты должны показать умение критически и аналитически мыслить, четко и логично излагать свои мысли, пользоваться нормативно-правовыми актами и судебной практикой. В частности, анализировать наличие или отсутствие предпосылок изменения законодательства, аргументировать, обосновывать и отстаивать свою позицию. При защите группового проекта позиции студенты должны показать умение критически и аналитически мыслить, четко и логично излагать свои мысли, пользоваться нормативно-правовыми актами и судебной практикой. В частности, анализировать наличие или отсутствие предпосылок включения разрабатываемых норм в законодательство, аргументировать, обосновывать и отстаивать свою позицию, вносить предложения по реализации норм.
  • неблокирующий Кейс-обучение
    Кейс-обучение заключается в анализе студентом (или группой студентов по решению преподавателя) отечественной и зарубежной судебной практики по определенной преподавателем не менее, чем за 5 календарных дней до защиты тематике. Результаты анализа докладываются студентом (группой) устно продолжительностью до 3-5 минут с представлением презентации, содержащей основную фабулы, выводы и ссылки на использованную судебную практику и источники ее опубликования / размещения. Конкретная тематика выбирается каждым студентом самостоятельно.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Активность + 0.2 * Активность + 0.2 * Групповой проект + 0.2 * Кейс-обучение + 0.2 * Круглый стол
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гольцов, В. Б., Трудовое право : учебник / В. Б. Гольцов, Н. М. Голованов, В. С. Озеров, ; под общ. ред. В. Б. Гольцова. — Москва : КноРус, 2023. — 457 с. — ISBN 978-5-406-11022-5. — URL: https://book.ru/book/947379 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Филипова, И. А. Европейское трудовое право: практикум : учебное пособие / И. А. Филипова. — 2-е изд., испр. и доп. — Нижний Новгород : ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2021. — 99 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/191808 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Под ред. Лушниковой М.В., Раманкулова К.С., Томашевского К.Л. - Евразийское трудовое право. Учебник - 978-5-392-24887-2 - Проспект - 2017 - http://ebs.prospekt.org/book/37545 - 37545 - PROSPECT
  • Трудовое право: национальное и международное измерение - Лютов Н.Л., Бобков В.Н., Волк Е.А. и др. - Юридическое издательство Норма - 2023 - https://znanium.com/catalog/product/1893202 - 518337 - ZNANIUM

Авторы

  • Жирнова Наталья Александровна
  • Арутюнова Тамара Робертовна