• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Digital Literacy

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-3 module

Instructors


Архипов Алексей Александрович


Brazhnik, Dmitriy


Глазков Максим Сергеевич


Лашкевич Елизавета Витальевна


Симакин Георгий Александрович

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса «Цифровая грамотность» специально для студентов образовательной программы «Маркетинг и рыночная аналитика» и направлен на формирование компетенций в области работы с данными и цифровой техникой. В курсе будут рассмотрены базовые темы, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Сети. Также будут рассматриваться более специализированные вопросы, связанные с применением компьютерных технологий в задачах маркетинга и рыночной аналитики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Цифровая грамотность» является овладение студентами принципами и методами использования цифровых инструментов в собственной жизни и учёбе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1. Определяет версию операционной системы, установленной на компьютере; 2. Умеет набирать на клавиатуре символы, которые на ней не изображены; 3. Умеет делать снимок экрана; 4. Умеет выделять текст при помощи клавиатуры; 5. Умеет конвертировать файл из одного формата в другой; 6. Различает ярлыки и символические ссылки на файлы и директории; 7. Умеет выбрать подходящий формат для файлов изображений и звука.
  • Студент способен защищать свою цифровую личность и обеспечивать гигиену своего цифрового пространства (например, в социальных сетях и при использовании ленты новостей)
  • Студент способен использовать современные средства коммуникации для организации групповой работы и учебных взаимодействий (электронную почту, мессенджеры, системы организации групповых пространств хранения информации
  • Студент способен создавать, использовать и обеспечивать работоспособность собственного цифрового пространства (способен выбрать необходимые устройства для своих задач, настроить её для собственной работы, подключить к требуемым ресурсам, защитить устройства, их систему и сеть с помощью правильной настройки устройств, сети, антивирусной/антиспам системы)
  • Студент способен безопасно и этично вести себя в Сети (умеет пользоваться магазинами приложений, умеет отличать фейковые медиа-сообщения от реальных, проверять качество информации, умеет отличать спам-письмо от настоящего, умеет отличать настоящий сайт от фишингового, умеет использовать безопасное подключение к сайтам)
  • Студент способен самостоятельно осваивать цифровые инструменты для решения возникающих задач за счёт обращения к источникам информации в Сети и внутренней справке инструментов
  • Студент способен организовать офисную работу с применением современных офисных систем, таких как MS Office, LibreOffice, Google Docs, систем архивации: умеет оформлять документы в соответствии со стандартами оформления, использовать электронные таблицы для простой обработки и визуализации данных, подготовки презентаций для отчётов о собственной работе, архивации и распаковки архивов;
  • Студент способен использовать персональные данные и информационные технологии в соответствиями с требованиями государства, в том числе в области защиты персональных данных
  • Студент способен корректно использовать программное обеспечение и результаты творчества других людей с учётом требований лицензий
  • Студент способен искать и отбирать информацию для организации своей работы в Сети и среди готовых текстовых файлов и электронных таблиц
  • Студент способен анализировать свою и чужую работу с цифровыми ресурсами, создавать и оптимизировать инструкции для самого себя и своих коллег, следовать инструкциям
  • Студент способен структурировать информацию и определять правила хранения и структурирования информации
  • будет осознавать возможности больших данных и будут способны ответить на вопросы специалиста о задаче из своей области
  • Использует табличные редакторы для решения прикладных задач в области маркетинга и аналитики
  • Создает презентации для выступления с учетом специфики мероприятия, аудитории и способа выступления (онлайн, оффлайн)
  • Использует текстовые редакторы при решении маркетинговых и аналитических задач
  • Студенты могут защищать свою цифровую личность и обеспечивать гигиену своего цифрового пространства (например, в социальных сетях и при использовании ленты новостей)
  • Студенты умеют работать с файловыми системами, папками, файлами
  • Студенты понимают основные архитектурные особенности устройства сети «Интернет».
  • Студенты умеют безопасно вести себя в Сети: могут защитить свои устройства, их систему и сеть с помощью правильной настройки устройств, сети, антивирусной/антиспам системы; умеют отличать фейковые медиа-сообщения от реальных, проверять качество информации, умеют отличать спам-письмо от настоящего, могут отличать настоящий сайт от фишингового, могут использовать безопасное подключение к сайтам
  • Студенты знают понятие машинного обучения, виды моделей машинного обучения и их сущность, алгоритм оценки качества модели
  • Студенты имеют представление о данных, больших данных, машинном обучении
  • Студенты способны оценивать возможности больших данных и ответить на вопросы специалиста о задаче из своей области
  • Студенты определяют признаки различных типов данных
  • Студенты способны структурировать информацию и определять правила хранения и структурирования информации
  • Студенты способны самостоятельно осваивать цифровые инструменты для решения возникающих задач за счёт обращения к источникам информации в Сети и внутренней справке инструментов
  • Студенты способны создавать, использовать и обеспечивать работоспособность собственного цифрового пространства (способны выбрать необходимые устройства для своих задач, настроить для собственной работы, подключить к требуемым ресурсам, защитить устройства, их систему и сеть с помощью правильной настройки устройств, сети, антивирусной/антиспам системы)
  • Студенты способны организовать офисную работу с применением современных офисных систем, таких как MS Office, LibreOffice, Google Docs: умеют оформлять документы в соответствии со стандартами оформления, использовать электронные таблицы для простой обработки и визуализации данных, подготовки презентаций для отчётов о собственной работе
  • Студенты могут сравнить разные типы визуализации данных и применяют выбранный тип для решения поставленной задачи
  • Студенты используют информационные технологии в соответствии с требованиями государства, в том числе в области защиты персональных данных
  • Студенты корректно используют программное обеспечение и иные результаты интеллектуальной деятельности с учётом требований законодательства и лицензионных соглашений
  • Студенты применяют базовые знания функций Excel: в частности, умеют преобразовывать данные из одного типа в другой, работать с комбинированными формулами и функциями, в т.ч. вбивать формулы, растягивать формулы, таблицы, копировать данные из одного листа на другой, переключать стили обращения к ячейкам, фиксировать ячейки в формулах
  • Студенты умеют проводить первичную обработку и анализ данных
  • Студенты способны анализировать свою и чужую работу с цифровыми ресурсами, создавать и оптимизировать инструкции для самого себя и своих коллег, следовать инструкциям
  • Студенты способны искать и отбирать информацию для организации своей работы в Сети и среди готовых текстовых файлов и электронных таблиц
  • Студенты способны использовать современные средства коммуникации для организации групповой работы и учебных взаимодействий (электронную почту, мессенджеры, системы организации групповых пространств хранения информации)
  • Студенты умеют работать с информацией в Сети, анализировать медиасообщения на предмет корректности и актуальности
  • Студенты умеют защищать свои данные от мошенников и вредоносного программного обеспечения
  • Студенты умеют работать с текстовыми документами с использованием офисных систем
  • Студенты могут организовать хранение документов в облачном пространстве, умеют организовать совместную работу с документом в облаке, корректно распределить права на просмотр, комментирование, редактирование
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Академическая грамотность
  • Компьютерная грамотность
  • Интернет-грамотность
  • Техническая грамотность: документы и облака
  • Техническая грамотность: таблицы
  • Компьютерная безопасность
  • Юридическая грамотность в сети
  • Медиаграмотность
  • Основы больших данных
  • Техническая грамотность: презентации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практическое задание 1
  • неблокирующий Тест в формате независимой оценки компетенции
    Экзамен дает шанс получить независимую оценку своих компетенции по цифровой грамотности, подтверждающую освоение компетенций
  • неблокирующий Практическое задание 2
  • неблокирующий Практическое задание 3
  • неблокирующий Практическое задание 4
    Сдача группового проекта в письменном виде (Word и Excel файлы) осуществляется за 14 дней до сдачи экзамена. Защита проекта осуществляется непосредственно на экзамене. Все участники команды должны участвовать в защите. В случае обнаружения плагиата в письменной части работы оценка за письменную часть обнуляется. Оценка за экзамен = 0,55 * Оценка за письменную часть (и Excel) + 0,25 * Оценка за презентацию (качество информации, слайды и структура) + 0.2 * Оценка за выступление
  • неблокирующий Финальный групповой проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.05 * Практическое задание 1 + 0.1 * Практическое задание 2 + 0.1 * Практическое задание 3 + 0.05 * Практическое задание 4 + 0.3 * Тест в формате независимой оценки компетенции + 0.4 * Финальный групповой проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Can Google Scholar and Mendeley help to assess the scholarly impacts of dissertations? (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C32203D9
  • Held, B., Moriarty, B., & Richardson, T. (2019). Microsoft Excel Functions and Formulas (Vol. Fifth edition). Dulles, Virginia: Mercury Learning & Information. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2051937
  • Петров, А. А. Компьютерная безопасность. Криптографические методы защиты / А. А. Петров. — Москва : ДМК Пресс, 2008. — 448 с. — ISBN 5-89818-064-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/3027 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Секреты приложений Google / Балуев Д. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 287 с.: ISBN 978-5-9614-1274-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923761

Авторы

  • Редькина Галина Сергеевна
  • Лобок Татьяна Сергеевна
  • Никивинце Ирина Сергеевна
  • Русева Виктория Викторовна