• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Fan Studies and Media Fandoms

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Institute of Media
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с областью fan studies и ключевыми направлениями в изучении фэндомов и фанатов. В современном мире фан-культура – не нишевый феномен, а повседневный и повсеместный опыт взаимодействия множества людей с любимым медиаконтентом. Помимо активного потребления медиаразвлечений фанаты вовлечены в разнообразные культуры соучастия и креативные практики (требующие определенных медийных навыков). В рамках курса будут рассмотрены: различные подходы к пониманию фэндомов и фан-культуры; методология и этика fan studies (включая феномен «акафанов); структура и виды фан-сообществ; типы фанатских практик (фанфикшн, косплей, любительский перевод, фансаббинг/фандаббинг, фанарты, фанвидео, машинима и др.); взаимоотношения фан-сообществ и медиаиндустрии. Также мы затронем такие темы как фэндом и политика, фэндом и религия, фэндом и маркетинг, фэндом и образование, фэндом и искусственный интеллект. В процессе изучения курса студенты будут анализировать конкретные кейсы – фан-комьюнити отдельных сериалов, анимации, комиксов, видеоигр, музыкальных групп, селебрити и брендов. Курс базируется на работах зарубежных исследователей фан-культуры (Генри Дженкинс, Мэтт Хиллс, Пол Бут, Марк Даффет, Франческо Коппа, Кристина Буссе и др.) и публикациях российских авторов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. Сформировать у студентов представление об исследованиях фан-культуры.
  • 2. Развить навыки исследования фанатских практик и сообществ.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулирует ключевые понятия и концепции в области фан-исследований
  • Использует эмпирические методы для изучения фанатских практик и сообществ
  • Анализирует фэндомы в контексте развития медиатехнологий
  • Объясняет связь фэндомов, поп-культуры и медиаиндустрии
  • Осуществляет критическую рефлексию существующих подходов в фан-исследованиях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Исследования фан-культуры: ключевые понятия и подходы
  • Тема 2. Структура, виды и этика фан-сообществ
  • Тема 3. Фанатские практики, платформы и медиатехнологии
  • Тема 4. Медиафэндомы и общество
  • Тема 5. Фэндом, медиа и социальные конфликты
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость пяти семинарских встреч
  • неблокирующий Домашнее задание 2.
  • неблокирующий Мини-эссе
  • неблокирующий Домашнее задание 1.
    Выполняется в командах, во внеаудиторное время. Студенты выбирают одно из заданий по темам первого или второго семинара и готовят презентацию. Детализация задания и критериев оценивания происходит во время учебного процесса (не менее чем за 5 дней до даты семинара). Задание оценивается по 10-балльной шкале.
  • неблокирующий Домашнее задание 3.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * Домашнее задание 1. + 0.2 * Домашнее задание 2. + 0.2 * Домашнее задание 3. + 0.2 * Мини-эссе + 0.1 * Посещаемость пяти семинарских встреч
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A companion to media fandom and fan studies, , 2018
  • Popular music fandom : identities, roles and practices, , 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Linden, H., & Linden, S. (2017). Fans and Fan Cultures: Tourism, Consumerism and Social Media. United Kingdom, Europe: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.20227185
  • Mizuko Ito, Daisuke Okabe, & Izumi Tsuji. (2012). Fandom Unbound : Otaku Culture in a Connected World. Yale University Press.

Авторы

  • Ним Евгения Генриевна
  • Переяслов Алексей Денисович