• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Reading and Thinking

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Institute of Media
Course type:
Elective course
When:
2 year, 2 module

Instructor


Апполонова Юлия Сергеевна

Программа дисциплины

Аннотация

Чтение и мышление — процессы, которые не только лежат в основе образовательной и исследовательской деятельности студентов, но и в принципе помогают ориентироваться человеку в мире. При этом они должны рассматриваться не как очевидные, автоматизированные навыки, но как сложно организованные взаимосвязанные феномены, в контексте обращения именно к культуре чтения и мышления. В рамках курса мы будем развивать читательскую грамотность, исследовать то, как мы читаем и как осмысляем прочитанное, изучим факторы, которые затрудняют наше понимание сложных текстов (на материале художественной, научной, философской литературы); изучим чтение и мышление как социально-культурные феномены; разовьем навыки критического чтения текстов, их анализа и интерпретации, перевода внутреннего диалога во внешнее пространство коммуникации, анализа смыслов и аргументации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представления о культурной истории чтения, его современной роли в обучении и профессиональном развитии.
  • Ознакомление с чтением как философской практикой.
  • Овладение базовыми методами работы с информацией в научных текстах, соответствующих целеполаганию чтения.
  • Развитие системного мышления на основе использования принципов аналитического и критического чтения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объясняет чтение как культурный феномен и философскую практику.
  • Описывает чтение в контексте феноменологической теории.
  • Называет и различает основные виды научной литературы и знания.
  • Применяет базовые принципы критического и аналитического чтения при работе с текстами.
  • Определяет структуру текста, выделяет тезис и аргументы.
  • Выделяет причинно-следственные связи в тексте.
  • Использует различные типы конспектов при работе с текстами.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История и культура чтения и мышления
  • Феноменология чтения
  • Чтение как навык, практика и искусство
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Задание на семинаре №1
  • неблокирующий Задание на семинаре №2
  • неблокирующий Задание на семинаре №3
  • неблокирующий Задание на семинаре №4
  • неблокирующий Задание на семинаре №5
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.16 * Задание на семинаре №1 + 0.16 * Задание на семинаре №2 + 0.16 * Задание на семинаре №3 + 0.16 * Задание на семинаре №4 + 0.16 * Задание на семинаре №5 + 0.2 * Посещаемость
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Никитич, Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для студентов вузов / Л.А. Никитич. — ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 559 с. — (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01316-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1028511

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гарднер, Г. Мышление будущего. Пять видов интеллекта, ведущих к успеху в жизни: Учебное пособие / Гарднер Г. - Москва :Альпина Паблишер, 2016. - 168 с.: ISBN 978-5-9614-5263-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/914654

Авторы

  • Апполонова Юлия Сергеевна
  • Панасенко Юлия Владимировна