• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Legal Support of a Digital Product

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Institute of Media
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина “Юридическое сопровождение работы с диджитал продуктом” разработана для студентов творческих профессий в сфере медиа, является дисциплиной из пула по выбору "баколего"; направлена на формирование конкретных практических навыков у студентов. Курс предлагает пошаговую инструкцию по юридическому сопровождению диджитал продукта (блога, YouTube-канала, подкаста, других медиапродуктов) на разных этапах продакшна. В процессе изучения курса студенты узнают об особенностях разных налоговых режимов (ИП, самозанятость, работа по найму); об особенностях защиты авторского контента, бренда, имени и домена; об "очистке" прав и тонкостях договорной работы в медиа; о зонах риска; по другим направлениям дистрибуции диджитал контента: защита частной жизни, право на изображение, реклама, антипиратское законодательство, троллинг, кибербуллинг и др. Курс поможет приобрести конкретные знания и навыки для организации работы с диджитал контентом в правовом поле. Для прохождения курса наличие юридического образования не обязательно.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать студентам представление о регулировании диджитал контента на разных уровнях: от государственного до саморегулирования, а также обучить навыкам юридического сопровождения диджитал продукта на разных этапах работы с ним: от выбора налогового режима до дистрибуции в Интернете.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выбирает необходимый вид договора по ГК РФ и вносит базовые правки в соответствии с условиями кейса
  • Выбирает организационно-правовую форму для медиа, исходя из данных кейса
  • Классифицирует нарушения прав третьих лиц при создании и дистрибуции digital-контента
  • Минимизирует риски при создании и дистрибуции digital-контента в соответствии с законодательством РФ
  • Предлагает решение для типичных для медиаиндустрии правовых проблем, связанных с созданием и дистрибуцией контента в Интернете
  • Предлагает решение типичных для медиаиндустрии правовых проблем, связанных с созданием и дистрибуцией контента в Интернете (учитывая нормы авторского и смежного с ним права)
  • Разрабатывает необходимую договорную схему медиабизнеса, учитывая особенности взаимодействия с контрагентами
  • Разрабатывает стратегию юридического сопровождения и защиты собственного digital-продукта на базовом уровне
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блогеры и инфлюенсеры: организационно-правовая форма медиапроекта, налоговые режимы, договорные схемы
  • Правовые статусы информационных посредников: как это влияет на медиабизнес?
  • Средства индивидуализации и защита бренда диджитал контента
  • Авторско-правовые аспекты работы с диджитал контентом
  • «Очистка прав» и основные виды авторско-правовых договоров, используемые в медиабизнесе
  • Информационно-правовые аспекты работы с диджитал контентом
  • Дистрибуция в соцсетях: пользовательские соглашения и политика конфиденциальности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен (письменный тест по всем темам)
    Экзаменационный тест по форме и критериям похож на тест по результатам лекций, задания отличаются лишь по содержанию. Форма – online-тест по всем темам (ссылка на тест будет в Smart LMS в день и время экзамена по расписанию в РУЗ) Формат – асинхронно в специально выделенное время, без прокторинга Экзаменационный тест включает в себя открытые и закрытые вопросы (1 и 2 часть), вопросы на установление соответствия (3 часть), на вставку пропущенных слов и понятий (4 часть), а также решение кейса по авторско-правовому договору (5 часть). Предполагается до 26 тестовых заданий по пройденным за курс темам/материалам. Количество вопросов может меняться в зависимости от пройденного материала Критерии оценивания подробно описаны в самом тесте и доводятся до сведения студентов в день сдачи экзамена Основные требования: Продолжительность теста – 50-60 минут (тесты, выполненные за пределами тайминга и/или выходящие за его рамки, не подлежат проверке); Срок сдачи – по расписанию на сессионной неделе Проверка теста: 1-4 части теста – автоматически; 5 часть – вручную преподавателем. При этом все ответы могут проходить дополнительную ручную проверку Оценки: выставляются в ведомость и будут доступны в Smart LMS не позднее окончания сессионной недели.
  • неблокирующий Тест по результатам лекций
    Студенты сдают тест по результатам прохождения лекционного пула. Тест состоит из 4 частей (открытые, закрытые вопросы; вопросы на дополнение пропущенных слов/понятий; решение кейса) и не более 25 вопросов по пройденному материалу. Примеры заданий, требования и критерии оценивания представлены в демонстрационной версии задания на платформе Smart LMS.
  • неблокирующий Юридическая оценка digital-продукта (в группах)
    Группы студентов (до 5 человек) получают на руки описание диджитал продукта Студентам будет предложено раскрыть информацию/ответить на вопросы: (1) выявить все возможные риски для диджитал продукта на этапах запуска и сопровождения, учитывая законодательство (2) описать договорную схему медиабизнеса: с кем нужны будут договоры? какие? что важно отразить? (3) описать возможную организационно-правовую схему и налоговый режим: что удобнее и почему? (4) дать ответ на общий вопрос: какие еще рекомендации можно дать владельцу такого диджитал продукта в контексте пройденных тем по курсу? Обсуждения в группах, подготовка ответов: 60 минут Презентация ответов/презентации группы: до 10 минут Обсуждение с коллегами и преподавателем (вопросы, комментарии, уточнения): 3-5 минут Оглашение оценок после всех выступлений
  • неблокирующий Аудит договора (в группах)
    Группы студентов (до 5 человек) получают на руки договор с описанием кейса, предшествующего его подписанию, а также вопросы для обсуждения Обсуждения проходят в группах на семинаре Подготовка ответов: 30-40 минут Презентация кейса и ответов на вопросы от группы: 5-7 минут Обсуждения с коллегами и преподавателем (вопросы, комментарии, уточнения): 3-5 минут Оглашение оценок после всех выступлений Критерии оценивания будут доступны студентам заранее в Smart LMS
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.2 * Аудит договора (в группах) + 0.1 * Тест по результатам лекций + 0.5 * Экзамен (письменный тест по всем темам) + 0.2 * Юридическая оценка digital-продукта (в группах)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бачило, И. Л.  Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00608-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449666 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Брагинский М.И., Витрянский В.В. - Договорное право. Книга первая: Общие положения - Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «СТАТУТ» - 2011 - 847с. - ISBN: 978-5-8354-0749-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/61597
  • Брагинский, М. И. Договорное право / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. — 2-е изд. — Москва : СТАТУТ, [б. г.]. — Книга 3 : Договоры о выполнении работ и оказании услуг — 2011. — 1055 с. — ISBN 978-5-8354-0751-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61858 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Интеллектуальная собственность (Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) : учеб. пособие / под общ. ред. Н. М. Коршунова, Ю. С. Харитоновой. — 2-е изд., перераб. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 384 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/906576
  • Право интеллектуальной собственности : учебник / под редакцией Л. А. Новоселовой. — Москва : СТАТУТ, [б. г.]. — Том 3 : Средства индивидуализации — 2018. — 432 с. — ISBN 978-5-8354-1420-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/113594 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Рихтер, А. Г., 2002
  • Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Рихтер, А. Г., 2017
  • Правовые основы интернет-журналистики : учебник для вузов, Рихтер, А. Г., 2014
  • Рубцова, Н. В., Договорное правовое регулирование предпринимательской деятельности : монография / Н. В. Рубцова. — Москва : Русайнс, 2020. — 166 с. — ISBN 978-5-4365-1981-4. — URL: https://book.ru/book/934869 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анисимов, А. П.  Договорное право : практическое пособие для вузов / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин ; под общей редакцией А. Я. Рыженкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 297 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9887-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449425 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Гульбин, Ю. Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров - товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: Гражданскоправовой аспект : монография / Ю. Т. Гульбин. — Москва : СТАТУТ, 2007. — 284 с. — ISBN 978­5­8354­0409­4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61852 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Договорное право России: реформирование, проблемы и тенденции развития: Монография / Е.Е. Богданова, Л.Ю. Василевская, Е.С. Гринь и др. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 192 с.: 60x90 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-91768-677-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/526433
  • Позднякова, Е. А.  Авторское право : учебник и практикум для вузов / Е. А. Позднякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 243 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06048-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450367 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Ульбашев, А. Х.  Правовые основы журналистики. Общий курс медиарегулирования : учебник для вузов / А. Х. Ульбашев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 189 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10581-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456561 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Шершеневич Г. Ф. ; Сост. Белов В. А. - АВТОРСКОЕ ПРАВО НА ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 274с. - ISBN: 978-5-534-06842-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/avtorskoe-pravo-na-literaturnye-proizvedeniya-418344
  • Шершеневич, Г. Ф.  Авторское право на литературные произведения / Г. Ф. Шершеневич ; составитель В. А. Белов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 274 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06842-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453961 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Панасенко Юлия Владимировна
  • Павленко Валентина Юрьевна
  • Денисова Алена
  • Абрамов Роман Сергеевич