We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Media and Social Institutions

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Institute of Media
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина направлена на формирование у студентов концептуальных подходов к сравнению медиасистем и пониманию связей между политическими, экономическими, культурными институтами в обществе и медиа. В ходе освоения дисциплины студенты ознакомятся с теориями, на основании которых можно классифицировать медиасистемы, и научатся применять их на практике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование понимания связей между развитием медиа и социальными институтами общества
  • Предоставление студентам базовой методологической и академической основ для сравнения различных медиасистем в мире
  • Формирование ориентации в классификации крупнейших медиасистем, их специфике
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует знание базовой научной литературы по теме
  • Использует теории о культурных различиях медиа для сравнения медиасистем
  • Отличает специфику медиасистемы США от других медиасистем
  • Понимает значимость культуры в ее влиянии на медиарынки
  • Понимает разные представления о культуре и различает их
  • Применяет теоретическую рамку для сравнения медиасистем и связанных с ними политических режимов
  • Применяет теории для оценки экономических осо-бенностей медиасистем
  • Различает нормативные и критические теории
  • Различает разные научные школы в области исследований политических отношений и медиа
  • Различает специфику медиасистем европейских стран
  • Различает специфику медиасистем постсоветских стран
  • Рефлексирует основные подходы к кросс-культурному сравнению медиасистем
  • Рефлексирует основные подходы к сравнению медиасистем по политическим основаниям
  • Рефлексирует основные подходы к сравнению медиасистем по экономическим основаниям
  • Рефлексирует теоретические подходы к анализу медиасистем в странах за пределами «западного мира»
  • Способен применять теоретическую базу для анализа различий медиасистем европейских стран
  • Способен применять теоретическую базу для анализа различий медиасистем европейских стран и США
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методологическая база сравнения медиарынков. Экономический фокус.
  • Методологическая база сравнения медиарынков. Политический фокус.
  • Методологическая база сравнения медиарынков. Культурологический фокус.
  • Европейская медиасистема и ее специфика
  • Американская медиасистема и ее специфика
  • Особенности российской медиасистемы и стран СНГ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость занятий
    Эта форма контроля предполагает присутствие и участие в аудиторной работе, не требующей предварительной подготовки.
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Эта форма контроля предполагает участие в подготовке презентаций по тематике курса.
  • неблокирующий Индивидуальное задание
  • неблокирующий Итоговый командный проект
    Студенческая группа делится на 7-8 микрогрупп (не более 4 человек в команде). Каждая команда определяет для себя гипотетическую тему исследования в рамках которой разрабатывает собственную систему сравнения медиасистем.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Активность на семинарах + 0.2 * Индивидуальное задание + 0.4 * Итоговый командный проект + 0.2 * Посещаемость занятий
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Appadurai, Arjun. Modernity at Large : Cultural Dimensions of Globalization, University of Minnesota Press, 1996. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=310379.
  • Hallin, Daniel C., and Paolo Mancini. Comparing Media Systems : Three Models of Media and Politics, Cambridge University Press, 2004. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=266614.
  • McChesney, Robert W.. Rich Media, Poor Democracy : Communication Politics in Dubious Times, The New Press, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1974566.
  • История печати. Т.1: ., , 2002
  • История печати. Т.2: ., , 2001
  • Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — Москва : Высшая школа экономики, 2017. — 423 с. — ISBN 978-5-7598-1188-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100133 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Полиархия: участие и оппозиция, Даль, Р. А., 2010
  • Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики, Вартанова, Е. Л., 2013
  • Средства массовой информации постсоветской России : учеб. пособие для вузов, Засурский, Я. Н., 2002
  • Столкновение цивилизаций, Хантингтон, С., 2005
  • Энциклопедия мировой индустрии СМИ : учеб. пособие для вузов, Блинова, М. В., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Насилие и социальные порядки : концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества, Норт, Д., 2011

Авторы

  • Переяслов Алексей Денисович
  • Кирия Илья Вадимович
  • Миловидов Станислав Вячеславович
  • Абрамов Роман Сергеевич