We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Critical Political Economy of the Media

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Institute of Media
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 3 module

Instructor


Переяслов Алексей Денисович

Программа дисциплины

Аннотация

Этот курс является вводным в проблематику критической политической экономии медиа. Через призму создания и распределения стоимости (центральной проблемы политэкономии в целом), а также динамики развития капиталистической экономики последнего полувека студенты познакомятся с ролью и местом медиа в общественно-экономической системе. Сначала студенты освоят теоретическую рамку и общие понятия для всей политэкономии: стоимость/ценность, труд, капитал, капиталистический кризис и др. Далее в этом контексте будут рассмотрены наиболее актуальные, с точки зрения науки, проблемные стороны сферы медиа, а также информационных технологий (далее “ИТ”), как например, создания креативной/культурной ценности и проблемы связанного с этим труда в креативных/культурных индустриях, развитие социальных медиа и интернет-платформ и т.д. Курс основан на прочтении текстов, написания рефлексий по прочитанному и финального эссе, в котором студентам будет предложено проанализировать самостоятельно политэкономические проблемы медиа (отдельные эмпирические кейсы или вопросы теории).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить с основной проблематикой теоретического поля критической политэкономии медиа.
  • Обучить основам политэкономического анализа на материале медиа и ИТ.
  • Обучить критической оценке различных экономических, социальных, культурных и технологических феноменов, возникающий в широком поле медиа, с помощью теоретического аппарата критической политэкономии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет понятиями стоимости, труда и капитала, понимает сущность и динамику капиталистических кризисов, как они представлены в критической политической экономии.
  • Знает исторический контекст и динамику развития современной медиасферы и ИТ.
  • Понимает роль и значение сфер медиа и ИТ в общей социальной-экономической системе современного капитализма.
  • Анализирует процесс и определить модели создания стоимости и накопления капитала в сферах медиа и ИТ, излагаемые Кристианом Фуксом, Андре Горцем, Дунканом Фоли.
  • Излагает и анализирует проблемы распределения стоимости и власти в сферах медиа и ИТ.
  • Излагает основные положения критики позднекапиталистического общества Фредрика Джеймисона и Михаила Лифшица.
  • Излагает подход к определению культурных и креативных индустрий Бернарда Мьежа.
  • Излагает специфику креативного труда, а также критику социальных медиа в исследовании Андреаса Реквитца.
  • Называет основные типы интернет-платформ и определяет роль биг-даты в их экономической модели, по Нику Срничеку.
  • Описывает основную проблематику культурного империализма и медиаглобализации.
  • Излагает критику крипто-валют и блокчейна Адама Гринфилда.
  • Излагает критическую теоретизацию коллекционной формы ценности Люка Болтански.
  • Рефлексирует над прочитанными текстами из поля критической политэкономии медиа, оценивает теории и концептуальные аппараты исследователей, проводит связи или обнаруживает противоречия между ними.
  • Применяет на практике изученный теоретический аппарат критической политэкономии медиа для анализа современных сфер медиа и ИТ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Критическая политэкономия: история теоретического поля, основные понятия, отношение к сфере медиа и ИТ.
  • Тема 2. Возникновение и развитие современных медиа и ИТ в разрезе развития капитализма и капиталистических кризисов с 1970-х гг.
  • Тема 3. Проблема создания стоимости в сфере медиа и ИТ.
  • Тема 4. Экономика культуры и искусства как контекст развития медиасферы.
  • Тема 5. Культурные и креативные индустрии: проблемы теоретизации, развития и труда.
  • Тема 6. Социальные медиа и интернет-платформы.
  • Тема 7. Медиаглобализация и культурный империализм.
  • Тема 8. NFT, блокчейн и стоимость.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Рефлексии по заданному самостоятельному чтению
    По каждой теме из 8. Итоговая оценка за элемент контроля расчитывается из суммы баллов за 8 рефлексий, умноженной на 0,125 и округленной арифметически.
  • неблокирующий Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.5 * Работа на семинарах + 0.25 * Рефлексии по заданному самостоятельному чтению + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fuchs, C. (2014). Social Media : A Critical Introduction. SAGE Publications Ltd.
  • Mosco, V. (2009). The Political Economy of Communication: Vol. 2nd ed. SAGE Publications Ltd.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Срничек Ник. (n.d.). Капитализм платформ.

Авторы

  • Переяслов Алексей Денисович