• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Philosophy

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructor


Уколова Мария Борисовна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит слушателей с основными идеями классической и современной философии. Мы начнем с прояснения природы философии, фокусируясь на вопросах о том, как можно определить философию, каковы ее основные разделы, чем она отличается от науки, религии, искусства, какова ее ценность. Затем мы обратимся к истории философии: посмотрим, когда и при каких обстоятельствах философия возникла, какие основные этапы она прошла в своем развитии, какого рода вопросы занимали умы Сократа, Платона, Аристотеля, Декарта, Канта и других наиболее влиятельных философов прошлого. От истории философии мы перейдем к современной философской проблематике. В частности, мы попытаемся найти ответы на некоторые из наиболее актуальных вопросов современной философии, к числу которых можно отнести, например, такие вопросы, как: “Что такое знание?”, "Можем ли мы быть уверены, что не живем в компьютерной симуляции?", "Существуют ли объективные моральные принципы?", "Является ли та или иная социальная практика (e.g., эвтаназия, аборт, смертная казнь) морально приемлемой?", "Может ли машина мыслить?", "Что такое искусство?", "Существует ли свобода воли?", "Что такое пространство и время?". Цель курса состоит в том, чтобы, во-первых, дать общее представление о том, что такое философия, как она развивалась, каково ее современное состояние, в чем смысл и значение философского познания; во-вторых, познакомить с рядом философских проблем и существующими подходами к их решению; в-третьих, способствовать развитию (а) навыков самостоятельного критического мышления, (б) привычки к рефлексии о фундаментальных аспектах бытия, а также (в) способности обнаруживать неочевидные мировоззренческие вопросы и предлагать возможные ответы на них.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • (1) Дать общее представление о том, что такое философия, как она развивалась, каково ее современное состояние, в чем смысл и значение философского познания.
  • (2) Познакомить с рядом философских проблем и существующими подходами к их решению.
  • (3) Способствовать развитию (а) навыков самостоятельного критического мышления, (б) привычки к рефлексии о фундаментальных аспектах бытия и (в) способности обнаруживать неочевидные мировоззренческие вопросы и предлагать возможные ответы на них.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • По окончании обучения студент должен уметь: (1) выделять основные черты, отличающие философию от других форм мировоззрения;
  • (2) отличать философские проблемы от нефилософских;
  • (3) выделять основные этапы развития философии и давать им общую характеристику;
  • (4) воспроизводить основные положения наиболее влиятельных философских концепций;
  • (5) корректно пользоваться базовым философским категориальным аппаратом;
  • (6) выделять ключевые направления современной философии и давать им общую характеристику;
  • (7) критически анализировать философскую аргументацию;
  • (8) конструировать собственные философские аргументы;
  • (9) формулировать философские проблемы и предлагать, с опорой на изученный материал, возможные решения этих проблем.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Базовый блок
  • 1.1 Введение: предмет, функции и структура философского знания
  • 1.2 Философия Древнего мира
  • 1.3 Средневековая философия и философия эпохи Возрождения
  • 1.4 Философия Нового времени
  • 1.5 Основные направления философии XX века
  • 2. Вариативный блок
  • 2.1 Природа этических суждений [Этика]
  • 2.2 Деонтология vs. консеквенциализм [Этика]
  • 2.3 Проблема абортов [Этика]
  • 2.4 Проблема морального статуса животных [Этика]
  • 2.5 Может ли машина мыслить? [Философия сознания]
  • 2.6 Природа сознания [Философия сознания]
  • 2.7 Существует ли свобода воли? [Метафизика]
  • 2.8 Можем ли мы быть уверены, что не живем в компьютерной симуляции? [Метафизика]
  • 2.9 Что такое искусство? [Эстетика]
  • 2.10 Парадокс трагедии/ужасов [Эстетика]
  • 2.11 Природа художественного вымысла [Эстетика]
  • 2.12 Дизайн и философия: постановка проблемы [Эстетика]
  • 2.13 Проблема демаркации научного знания [Философия науки]
  • 2.14 Природа эволюции научного познания [Философия науки]
  • 2.15 Что такое пространство? [Философия науки]
  • 2.16 Что такое время? [Философия науки]
  • 2.17 Возможны ли путешествия во времени? [Философия науки]
  • 2.18 Философские проблемы квантовой механики [Философия науки]
  • 2.19 Природа математики [Философия науки]
  • 2.20 Существует ли Бог? [Философия религии]
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в устной форме и представляет собой опрос студента по тем или иным заранее объявленным вопросам. Если курс проводится в онлайн-формате, то проведение экзамена также возможно в онлайн-формате.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Работа на семинарах предполагает устную и/или письменную части. В рамках устной части студенты отвечают на вопросы по теме семинара, участвуют в дискуссиях, делают доклады. В рамках письменной части студенты выполняют небольшие письменные задания (тесты, мини-эссе).
  • неблокирующий Письменная работа
    Письменная работа представляет собой (а) контрольную работу, состоящую из тестовых заданий и/или заданий типа "мини-эссе" по всему материалу, включая материал онлайн-курса, или (б) эссе.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * Письменная работа + 0.4 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Searle, J. (1980). Minds, Brains and Programs. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edscog&AN=edscog.7150
  • Singer, P. (2015). Animal Liberation : The Definitive Classic of the Animal Movement (Vol. 40th anniversary edition). New York: Open Road Media. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=959144
  • Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор, Платон, ., 1999
  • Введение в психоанализ : лекции, Фрейд, З., 2001
  • Введение в философию, Джеймс, У., 2000
  • Введение в философию; Философская автобиография, Ясперс, К., 2017
  • Время и бытие : статьи и выступления, Хайдеггер, М., 1993
  • Государство, Платон, ., 2005
  • Государь, Макиавелли (Макьявелли), Н., 2005
  • Два трактата о правлении, Локк, Д., 2009
  • Диалоги, Платон, ., 2008
  • Избранные работы, Гуссерль, Э., 2005
  • Избранные работы. Логико-философский трактат; Коричневая книга; Голубая книга, Витгенштейн, Л., 2005
  • Иметь или быть?, Фромм, Э., 2014
  • Исповедь, Августин, Аврелий, 2012
  • История философии : от философии Древнего Востока до философии XXI века, Васильев, В. В., 2014
  • История философии Древнего мира : учебник для вузов, Чанышев, А. Н., 2005
  • Конфуций: "Лунь юй", Переломов, Л. С., 2000
  • Критика чистого разума, Кант, И., 2007
  • Левиафан, Гоббс, Т., 2018
  • Метафизика : переводы, комментарии, толкования, Аристотель, ., 2002
  • Мир как воля и представление, Шопенгауэр, А., 2005
  • Миф о Сизифе; Бунтующий человек, Камю, А., 2000
  • Немецкая классическая философия, Гулыга, А. В., 2001
  • Новый Органон наук, Бэкон, Ф., 2016
  • О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, Диоген Лаэртский, 1998
  • Об общественном договоре : трактаты, Руссо, Ж.-Ж., 1998
  • Об ученом незнании; О предположениях, Николай Кузанский, 2000
  • Основы метафизики нравственности; Критика практического разума; Метафизика нравов : пер. с нем., Кант, И., 2007
  • От мифа к логосу : становление греческой философии, Кессиди, Ф., 2003
  • Очерк истории греческой философии : пер. с 9-го нем. изд., под ред. Ф. Лорцинга, Целлер, Э., 2012
  • Платон - Аристотель, Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А., 2005
  • Платон; Аристотель, Лосев, А. Ф., 1993
  • По ту сторону добра и зла, Ницше, Ф., 1999
  • Политика, Аристотель, ., 2005
  • Предположения и опровержения : рост научного знания, Поппер, К. Р., 2004
  • Рассуждение о методе, Декарт, Р., 2018
  • Сочинения, Декарт, Р., 2006
  • Структура научных революций, Кун, Т., 2003
  • Сумерки богов : сб.: переводы, , 1990
  • Сумма теологии. 1: Часть первая. Вопросы 1 - 64, Фома Аквинский, ., 2006
  • Сумма теологии. 2: Часть первая. Вопросы 65 - 119, Фома Аквинский, ., 2007
  • Так говорил Заратустра : Книга для всех и ни для кого, Ницше, Ф., 2000
  • Федон, Пир, Федр, Парменид, Платон, ., 1999
  • Федр, Платон, ., 2017
  • Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики, , 1989
  • Что такое философия?, Ортега-и-Гассет, Х., 1991
  • Этика, Аристотель, ., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A brief history of the philosophy of time, Bardon, A., 2013
  • Contemporary debates in applied ethics, , 2005
  • Free will : a very short introduction, Pink, T., 2004
  • Free will, , 2005
  • Free will: a guide for the perplexed, Mawson, T. J., 2011
  • The Oxford handbook of free will, , 2002
  • The Oxford handbook of philosophy of time, , 2013
  • The philosophy of free will : essential readings from the contemporary debates, , 2013
  • Критика практического разума, Кант, И., 2012
  • Поэтика; Риторика, Аристотель, ., 2010
  • Свобода воли. Иллюзия или возможность, Волков, Д., 2018
  • Современная западноевропейская и американская эстетика : сб. пер.: пер. с англ., Хойзинга, Й., 2002
  • Сознающий ум : в поисках фундаментальной теории, Чалмерс, Д., 2013
  • Что такое искусство?, Данто, А., 2018

Авторы

  • Алиев Алексей Арифович