We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History of Philosophy mid-19th-20th Сenturies. Part 2

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса рассматриваются философские учения и школы с середины XIX в. и первой половины XX в. Задачей курса является формирование у студентов целостного и систематичного взгляда на историко-философский процесс в данный период, причём этот процесс представлен не как перечень идей, но рассматривается в широком историко-культурном контексте. Рассмотрена специфика современной западной философии, ей отношение к классической философии, преемственность и отличия; изменения в прежних оппозициях: рационализм-эмпиризм, рационализм-иррационализм, материализм-идеализм, субъект-объект, и др.; трансформация основных философских проблем в ХХ веке и проблема «модернизации». В курсе анализируются главным образом такие направления англо-американской философской мысли, как прагматизм, абсолютный идеализм и аналитическая философия, а также некоторые направления философии Австрии и Германии. Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла дисциплин в образовательной программе «Философия» для бакалавриата.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов целостного и систематичного взгляда на историко-философский процесс в период с середины XIX до конца ХХ века в западной цивилизации, причём историко-философский процесс понимается не как чистая «филиация идей», но рассматривается в широком историко-культурном контексте.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты демонстрируют углубленное знание основных направлений западной философской мысли середины XIX - XX вв.
  • Студенты определяют ключевые проблемы в европейской и американской философии середины XIX - XX вв., критически анализируют и оценивают предлагаемые решения этих проблем.
  • Студенты имеют целостное представление об историко-философском процессе в западном мире середины XIX - XX вв.
  • Студенты понимают специфику европейской и американской философии середины XIX - XX вв. в сравнении с предшествующими философскими традициями.
  • Студенты демонстрируют углубленное знание основных произведений ведущих представителей западной философской мысли середины XIX - XX вв.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 9. Прагматизм
  • Тема 10. Неогегельянство
  • Тема 11. Философия Ф. Брентано и А. Майнонга
  • Тема 12. Реалистические течения конца XIX – начала ХХ века
  • Тема 13. Эмпириокритицизм
  • Тема 14. Философия логического анализа
  • Тема 15. Логический позитивизм и постпозитивизм
  • Тема 16. Философия лингвистического анализа
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • блокирующий Письменный экзамен
    Письменный экзамен предполагает ответ на два вопроса из списка экзаменационных вопросов 2-го модуля (первый вопрос по теоретической части курса, второй – по первоисточникам), приведенном в настоящей программе, и длится 90 минут.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе должно быть аргументированным ответом на один из вопросов, указанных в перечне тем эссе.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.4 * Письменный экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Weinberg, J. R. (2013). An Examination of Logical Positivism. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=677790
  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
  • История философии XX века. Современная зарубежная философия : учебник и практикум для вузов / А. С. Колесников [и др.] ; под редакцией А. С. Колесникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 384 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02454-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511511 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Красиков, В. (2014). Американская Философия Классического Периода: Реализм И Прагматизм. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.874C4333
  • Легчилин, А. А., Румянцева, Т. Г., Барковский, П. В., Лещинская, И. И., Клецкова, И. М., Бобков, И. М., & Дудчик, А. Ю. (2015). История философии : учеб.-метод. пособие / А. А. Легчилин [и др.] ; под ред. А. А. Легчилина, И. И. Лещинской. Belarus, Europe: Минск : БГУ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F49740EB

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Glock, H.-J., & Hyman, J. (2017). A Companion to Wittgenstein. Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1444244
  • Griffin, N. (2003). The Cambridge Companion to Bertrand Russell. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=125031
  • Robinson, H., & Dainton, B. (2013). The Bloomsbury Companion to Analytic Philosophy. New York: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1057762
  • S. Devi. (2018). Outline of Logical Positivism. [N.p.]: EBH Publishers [India]. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1934615
  • Shook, J. R., & Margolis, J. (2006). A Companion to Pragmatism. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=147345
  • SIMONS, P. (2013). Metaphysics in Analytic Philosophy ; The Oxford HAndbook of the History of Analytic Philosophy. Ireland, Europe: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9641D62C
  • Wahl, R. (2018). The Bloomsbury Companion to Bertrand Russell. New York: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1868020

Авторы

  • Макеева Лолита Брониславовна