• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History of Philosophy mid-19th-20th Сenturies. Part 1

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса рассматриваются философские учения и школы XIX и XX веков. Задачей курса является формирование у студентов целостного и систематичного взгляда на историко-философский процесс в данный период, причём историко-философский процесс представлен не как чистая «филиация идей», но рассматривается в широком историко-культурном контексте, включающем политические и экономические составляющие. В курсе анализируется специфика современной западной философии, ей отношение к классической философии, преемственность и отличия; изменения в прежних оппозициях: рационализм-эмпиризм, рационализм-иррационализм, материализм-идеализм, субъект-объект, и др.; трансформация основных философских проблем в ХХ веке. Предметом обсуждения в курсе станут два основных направления современной западной философии: сциентистское (три «волны» позитивизма, прагматизм, неокантианство, аналитическая философия, философия сознания) и персоналистическое («философия жизни», феноменология, экзистенциализм), их взаимное влияние и оппозиции. Освоение данной дисциплины базируется на общем курсе «Философия», читаемом всем студентам бакалавриата, и на предыдущих курсах программы майнора – «История философии древнего мира и средних веков», «Философия XV-XVII веков» и «Философия XVIII века. Немецкая классическая философия».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • знакомство с основными направлениями западной и отечественной философской мысли ХIХ-ХХ веков; • ознакомление с культурным, социальным и идеологическим контекстом развития западной и отечественной философии ХIХ-ХХ веков; • развитие навыков критического осмысления ключевых идей и учений западной и отечественной философии ХIХ-ХХ веков; • развитие навыков понимания и самостоятельной интерпретации сложных философских текстов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты определяют ключевые проблемы в романтизме, позитивизме, марксизме, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в феноменологии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в философии европейской 19-20 века, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в философии Ф. Ницше, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • определяет ключевые философские проблемы в «философии жизни», критически сопоставляет и оценивает предлагаемые в ней решения этих проблем
  • Студенты демонстрируют углубленное знание основных направлений западной философской мысли середины XIX - XX вв.
  • Студенты имеют целостное представление об историко-философском процессе в западном мире середины XIX - XX вв.
  • Студенты демонстрируют углубленное знание основных произведений ведущих представителей западной философской мысли середины XIX - XX вв.
  • успешно характеризует ключевые философские проблемы в неокантианстве, критически оценивает предлагаемые решения в рамках Марбургской и Баденской школ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общая характеристика европейской и американской философии 19-20 вв. в социально-историческом контексте.
  • Тема 2. Формирование основных направлений (романтизм, позитивизм, марксизм)
  • Тема 3. Философия Ф. Ницше
  • Тема 4. Неокантианство
  • Тема 5. Философия жизни
  • Тема 6. Психоанализ
  • Тема 7. Феноменология
  • Тема 8. Экзистенциализм
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.4 * Устный экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Staiti, A., & Warren, N. de. (2015). New Approaches to Neo-Kantianism. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=996408
  • Введение в психоанализ : лекции, Фрейд, З., 2001
  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
  • Руткевич, А. М.  Психоанализ. Истоки и первые этапы развития : учебное пособие для вузов / А. М. Руткевич. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 289 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05562-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515662 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Erdmann, J. E. (2013). History of Philosophy : Volume III. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=790382
  • История философии XX века. Современная зарубежная философия : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. С. Колесников [и др.] ; под редакцией А. С. Колесникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 384 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02454-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433231 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Чернавин Георгий Игоревич