We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History of Philosophy mid-19th-20th Сenturies. Part 1

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса рассматриваются философские учения и школы XIX и XX веков. Задачей курса является формирование у студентов целостного и систематичного взгляда на историко-философский процесс в данный период, причём историко-философский процесс представлен не как чистая «филиация идей», но рассматривается в широком историко-культурном контексте, включающем политические и экономические составляющие. В курсе анализируется специфика современной западной философии, ей отношение к классической философии, преемственность и отличия; изменения в прежних оппозициях: рационализм-эмпиризм, рационализм-иррационализм, материализм-идеализм, субъект-объект, и др.; трансформация основных философских проблем в ХХ веке. Предметом обсуждения в курсе станут два основных направления современной западной философии: сциентистское (три «волны» позитивизма, прагматизм, неокантианство, аналитическая философия, философия сознания) и персоналистическое («философия жизни», феноменология, экзистенциализм), их взаимное влияние и оппозиции. Освоение данной дисциплины базируется на общем курсе «Философия», читаемом всем студентам бакалавриата, и на предыдущих курсах программы майнора – «История философии древнего мира и средних веков», «Философия XV-XVII веков» и «Философия XVIII века. Немецкая классическая философия».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • знакомство с основными направлениями западной и отечественной философской мысли ХIХ-ХХ веков; • ознакомление с культурным, социальным и идеологическим контекстом развития западной и отечественной философии ХIХ-ХХ веков; • развитие навыков критического осмысления ключевых идей и учений западной и отечественной философии ХIХ-ХХ веков; • развитие навыков понимания и самостоятельной интерпретации сложных философских текстов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты определяют ключевые проблемы в романтизме, позитивизме, марксизме, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в феноменологии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в философии европейской 19-20 века, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в философии Ф. Ницше, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • определяет ключевые философские проблемы в «философии жизни», критически сопоставляет и оценивает предлагаемые в ней решения этих проблем
  • Студенты демонстрируют углубленное знание основных направлений западной философской мысли середины XIX - XX вв.
  • Студенты имеют целостное представление об историко-философском процессе в западном мире середины XIX - XX вв.
  • Студенты демонстрируют углубленное знание основных произведений ведущих представителей западной философской мысли середины XIX - XX вв.
  • успешно характеризует ключевые философские проблемы в неокантианстве, критически оценивает предлагаемые решения в рамках Марбургской и Баденской школ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общая характеристика европейской и американской философии 19-20 вв. в социально-историческом контексте.
  • Тема 2. Формирование основных направлений (романтизм, позитивизм, марксизм)
  • Тема 3. Философия Ф. Ницше
  • Тема 4. Неокантианство
  • Тема 5. Философия жизни
  • Тема 6. Психоанализ
  • Тема 7. Феноменология
  • Тема 8. Экзистенциализм
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.4 * Устный экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Staiti, A., & Warren, N. de. (2015). New Approaches to Neo-Kantianism. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=996408
  • Введение в психоанализ : лекции, Фрейд, З., 2001
  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
  • Руткевич, А. М.  Психоанализ. Истоки и первые этапы развития : учебное пособие для вузов / А. М. Руткевич. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 289 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05562-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515662 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Erdmann, J. E. (2013). History of Philosophy : Volume III. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=790382
  • История философии XX века. Современная зарубежная философия : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. С. Колесников [и др.] ; под редакцией А. С. Колесникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 384 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02454-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433231 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Чернавин Георгий Игоревич