We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History of Medieval and Early Modern Philosophy

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
9
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку. Основные положения дисциплины «История философии» должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Западная философия до середины XX века» и «Социальная философия», которые являются базовыми и обязательными для студентов 1-4 курса бакалавриата, обучающихся по направлению 47.03.01
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с ключевыми концепциями и понятиями гносеологии, метафизики, натурфилософии, политической и моральной философии Раннего Нового времени, развитие навыков историко-философского анализа, осовение терминологии и стратегий аргументации, характерных для философских текстов РАннего Нового времени и эпохи Просвещения, ознакомление с основополагающими текстами классической европейской философии XVI-XVIII вв.
  • Ознакомление обучающихся с категориальным аппаратом, основными проблемами и направлениями философии Возрождения, раннего Нового времени и Просвещения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает хронологию научной революции XVI-XVIII вв. и умеет объяснить, в чем она заключалась. Знает отличия геоцентрической модели Вселенной от гелиоцентрической.
  • Знает основные положения классифиувциии наук по Фр.Бэкону, умеет объяснить особенности индуктивного метода познания.
  • Знает основные положения рационалистического учения о научном методе познания и метафизики Декарта. Может объяснить значение понятий "cogito", "врожденные идеи", "субстанция", "атрибут", "модус", "res cogitans" и "res estensa".
  • Значет основне полодения учения Паскаля о совершенном методе познания и принципе вероятности, может объяснить значение понятий "истины сердца" и "истины разума", "пари Паскаля", "мыслящий тростник". Знаком с критикой Паскаля метафизики Декарта.
  • Знает основные положения гносеологии Н.Мальбранша, может объяснить основные положения учения Мальбранша и видении всех вещей в Боге, может объяснить значение понятия "окказиональные причины".
  • Знает значение понятия "схоластика", объясняет особенности интеллектуальной схоластической культуры; знает основных представителей схоластической мысли; понимает суть полемики об универсалиях, различает особенности реалистического и номиналистического дискурса. Имеет представление о проблеме веры и разума в средневековой культуре. Понимает алгоритм ансельмова онтологического доказательства и критику его оппонентов (Гайнилон, Фома Аквинский, И.Кант).
  • Различает границы веры и рационального познания. Владеет категориальным аппаратом.
  • Интерпретирует оригинальные арабские философские тексты. Объясняет влияние античного перипатетизма на арабскую философию. Анализирует особенности рецепции античной философии в арабо-мусульманских интеллектуальных кружках.
  • Анализирует оригинальные философские тексты. Формулирует основные доводы изучаемого автора. Иллюстрирует примерами из текста.
  • Формулирует основные идеи и вклад в историю философии Аль-Кинди и аль-Фараби.
  • Выделяет и объясняет основные принципы метафизики и эпистемологии Авиценны и Аверроэса.
  • Называет основные фигуры и события в истории “арабо-латинского средневековья”. Описывает вклад иудейской интеллектуальной культуры и называет ее основных представителей.
  • Выделяет основные жанры университетского диспута в Средние века.
  • Показывать особенности интерпретации Альбертом Великим основных пробоем аристотелевской философии.
  • Объяснять основные идеи и вклад в историю философии Фомы Аквинского. Иллюстрирует роль комментариев Аквината в интерпретации Аристотеля.
  • Анализирует основные проблемы схоластической метафизики.
  • Объяснять теорию бытия у Аквината. Формулировать доказательства бытия Бога у Аквината. Формулировать и интерпретировать основные пункты полемики аверроистов и Аквината.
  • Называет основные позиции и фигуры в позднесредневековом споре об универсалиях.
  • Объясняет принципы критики схоластических категорий как пустых понятий
  • Определяет статуса бытия универсалий и индивидов у номиналистов.
  • Объяснять принципы номинализма и особенности ментального языка Оккама. Интерпретировать мистические образы Майстера Экхарта.
  • Объяснять специфику политических учений Аквината, Оккама, Марселя Падуанского. Формулировать и объяснять основные понятия политического дискурса - "закон", "государство", "власть", "суверенитет" и др.
  • Знает основные положения учения Паскаля о т.н. "совершенном" методе познания и принципе вероятности, может объяснить значение понятий "истины сердца" и "истины разума", "пари Паскаля", "мыслящий тростник". Знаком с критикой Паскаля метафизики Декарта.
  • нает хронологию научной революции XVI-XVII вв. и умеет объяснить, в чем она заключалась. Знает отличия геоцентрической модели Вселенной от гелиоцентрической.
  • Знает основные положения классификации наук Фр.Бэкона, умеет объяснить особенности индуктивного метода познания.
  • Знает основные положения рационалистического учения о научном методе познания и метафизики Декарта. Может объяснить значение понятий "cogito", "врожденные идеи", "субстанция", "атрибут", "модус", "res cogitans" и "res eхtensa".
  • Знает основные положения гносеологии Н.Мальбранша в ее связи с проблемой психофизического дуализма, может объяснить основные положения учения Мальбранша о видении всех вещей в Боге, может объяснить значение понятия "окказиональная причина".
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: особенности философии эпохи Возрождения
  • Философия Николая Кузанского
  • Антропология эпохи Возрождения. Учение о достоинстве человека Дж. Пико делла Мирандола
  • Политическая мысль эпохи Возрождения. Никколо Макиавелли
  • Политическая мысль эпохи Возрождения. Томас Мор
  • Философское значение Реформации и Контрреформы
  • Философия Джордано Бруно
  • Скептицизм 16 века
  • Тема 1. Формирование философской нововременной парадигмы и научная революция ХVI – ХVII вв. Количество часов: 4
  • Тема 2. Философия Фр. Бэкона и англосаксонская философская традиция. Количество часов: 2
  • Тема 3. Р. Декарт и метафизические постулаты нововременной философии. Количество часов: 4
  • Тема 4. Б. Паскаль и амбивалентность нововременной философской парадигмы. Количество часов: 2
  • Тема 5. Картезианство: основные направления и представители. Гносеология и учение о методе Н.Мальбранша. Количество часов: 2
  • Тема 6. Философская система Т. Гоббса. Количество часов: 2
  • Тема 7. Монистическая метафизика Б. Спинозы. Количество часов: 4
  • Тема 8. Основные натурфилософские концепции ХVII века: Декарт и Ньютон. Кол-во часов 2
  • Тема 10. Плюралистическая модель метафизики Г.В.Лейбница Кол-во часов 4
  • Тема 11. Философия Дж. Беркли. Кол-во часов 2
  • Тема 12. Моральная философия английского Просвещения. Кол-во часов 2
  • Тема 13. Скептическая философия Д. Юма. Кол-во часов 2
  • Тема 14. Общая характеристика философии французского Просвещения. Кол-во часов 4
  • Тема 15. Философия природы французского Просвещения. Кол-во часов 2
  • Тема 16. Философия истории эпохи Просвещения. Кол-во часов 2.
  • Тема 17. Сентиментализм и социальная философия Ж.-Ж. Руссо. Количество часов 2
  • Тема 1. Схоластика XII века. Постановка вопроса об универсалиях.
  • Тема 2. Вопрос о соотношении веры и разума в ранней схоластике.
    Виде обсуждений и дискуссий
  • Тема 3. «Аристотелевский ренессанс» на мусульманском Востоке.
    Знакомство с арабскими философскими текстами (аль-Кинди, аль-Фараби)
  • Тема 4. Арабские философы как систематизаторы и критики античной философии.
  • Тема 5. Трансляция античной философии на христианском западе. «Аристотелевский ренессанс». Зрелая схоластика.
    основные фигуры и события в истории “арабо-латинского средневековья”
  • Тема 6. Зрелая схоластика 2. Философия Фомы Аквинского. Парижский аверроизм.
    Знакомство с философией Фомы Аквинского
  • Тема 7. Номинализм и волюнтативный поворот в средневековой философии.
  • Тема 8. Поздняя схоластика. XIV–XV вв.
  • Тема 9. Политическая философия средних веков (Фома Аквинский, Оккам, Марсилий Падуанский).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий 3 и 4 модули. Семинары
    обсуждение предложенных преподвателем источников
  • неблокирующий 3 и 4 модули. Тесты
    Тесты на знание первоисточников, которые высылаются преподавателем заранее для самостоятельной подготовки к семинарам
  • неблокирующий Письменная работа
    Письменная работа на одну из предложенных преподавателем тем. Список тем объявляется в начале 4 модуля.
  • неблокирующий Экзамен
    Устный опрос по билетам
  • неблокирующий 1 модуль. Семинары
    К семинару студент должен знать философский текст, предназначенный для обсуждения, обстоятельства его появления, историко-философский контекст. При обсуждении текста студент должен продемонстрировать свои аналитические способности, знание философской лексики и историко-философского контекста
  • неблокирующий Тест за 1 модуль
  • неблокирующий Конспекты за 1 модуль
    В оговоренные сроки студент должен предоставитьконспект двух сочинений средневековых авторов предложенных преподавателем
  • неблокирующий Работа на семинарах. 2 модуль
    Оценивается знакомство с основными и дополнительными текстами программы, способность устно формулировать ключевые идеи текстов, отвечать на вопросы по тексту.
  • неблокирующий Работа в системе Perusall. 2 модуль
    Письменные комментарии к текстам в системе Perusall
  • неблокирующий Письменная работа
    Письменная работа на 15-20 000 знаков на одну из тем, предложенных преподавателем.
  • неблокирующий Устное собеседование
    Устное собеседование по темам курса и письменной работе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.6 * 1 модуль. Семинары + 0.2 * Конспекты за 1 модуль + 0.2 * Тест за 1 модуль
  • 2024/2025 2nd module
    0.26 * Письменная работа + 0.27 * Работа в системе Perusall. 2 модуль + 0.27 * Работа на семинарах. 2 модуль + 0.2 * Устное собеседование
  • 2024/2025 4th module
    0.125 * 3 и 4 модули. Семинары + 0.125 * 3 и 4 модули. Семинары + 0.05 * 3 и 4 модули. Тесты + 0.05 * 3 и 4 модули. Тесты + 0.15 * Письменная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • The Cambridge companion to Arabic philosophy, , 2005
  • Антология средневековой мысли. Т.1: ., , 2001
  • Антология средневековой мысли. Т.2: ., , 2002
  • Басня о пчелах, Мандевиль, Б., 1974
  • Математические начала натуральной философии, Ньютон, И., 2014
  • Мысли : пер. с фр., Паскаль Б., 2000
  • Об общественном договоре : трактаты, Руссо, Ж.-Ж., 1998
  • Сочинения, Беркли, Д., 1978
  • Сочинения, общ. ред., предисл. и прим. В. М. Богуславского ; пер с фр. Э. А. Гроссман и В. Левицкого, 2-е изд., 509 с., Ламетри, Ж. О., 1983
  • Сочинения. Т. 1: ., Гоббс, Т., 1989
  • Сочинения. Т. 1: ., Спиноза, Б., 2006
  • Сочинения. Т. 1: Беседы и математические доказательства касающиеся двух новых отраслей науки относящихся к механик..., Галилей, Г., 1934
  • Сочинения. Т. 2: ., Гоббс, Т., 1991
  • Сочинения. Т. 2: ., Спиноза, Б., 2006
  • Сочинения. Т.1: ., Декарт, Р., 1989
  • Сочинения. Т.1: ., Кондильяк, Э. Б. де, 1980
  • Сочинения. Т.1: ., Лейбниц, Г. В., 1982
  • Сочинения. Т.2: ., Бэкон, Ф., 1978
  • Сочинения. Т.2: ., Декарт, Р., 1994
  • Сочинения. Т.2: ., Кондильяк, Э. Б. де, 1982
  • Сочинения. Т.2: ., Лейбниц, Г. В., 1983
  • Сочинения. Т.3: ., Кондильяк, Э. Б. де, 1983
  • Сочинения. Т.3: ., Лейбниц, Г. В., 1984
  • Сочинения. Т.4: ., Лейбниц, Г. В., 1989
  • Средневековая арабо - мусульманская философия в переводах А.В.Сагадеева. Т.1: ., , 2009
  • Средневековая арабо - мусульманская философия в переводах А.В.Сагадеева. Т.2: ., , 2010
  • Средневековая арабо - мусульманская философия в переводах А.В.Сагадеева. Т.3: ., , 2010
  • Сумма теологии. 1: Часть первая. Вопросы 1 - 64, Фома Аквинский, ., 2006
  • Сумма теологии. 2: Часть первая. Вопросы 65 - 119, Фома Аквинский, ., 2007
  • Сумма теологии. Ч.1: Вопросы 75-119, Фома Аквинский, ., 2005
  • Человек, Декарт, Р., 2012
  • Эстетические опыты, Шефтсбери, А. Э. К., 1975

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Aquinas, Bonaventure, and the scholastic culture of medieval Paris : preaching, prologues, and biblical commentary, Smith, R. B., 2021
  • The Cambridge history of later medieval philosophy : from the rediscovery of Aristotle to the disintegration of scholasticism, 1100-1600, , 2003
  • The Cambridge history of medieval philosophy. Vol.1: ., , 2010
  • The Cambridge history of medieval philosophy. Vol.2: ., , 2010
  • The philosophy of St. Thomas Aquinas : authorised translation from the third revised and enlarged edition of "Le thomisme" by Etienne Gilson, , 1971
  • Арабская философия : прошлое и настоящее, Фролова, Е. А., 2010
  • Знание и мудрость : Знание и мудрость; Религия и культура; О христианской философии; Фома Аквинский, Апостол современности, Маритен, Ж., 1999
  • История философии : учебник для вузов, Васильев, В. В., 2005
  • Лекции по средневековой философии. Вып.1: Средневековая христианская философия Запада, Суини, М., 2001
  • Мистическое богословие Майстера Экхарта : традиция платоновского "Парменида" в эпоху позднего Средневековья, Реутин, М. Ю., 2011
  • Общая история философия. Истоки : восточная, исламская, еврейская философия, , 2019
  • Средневековая философия : учеб. пособие, Соколов, В. В., 2001
  • Средневековые реформаторы. [Т. 1]: Пьер Абеляр. Арнольд Брешианский, Гаусрат, А., 2017

Авторы

  • Осминская Наталия Александровна
  • Дроздова Дарья Николаевна
  • Макарова Ирина Владимировна