We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Eastern Philosophy

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс по выбору, с целью привлечения внимания студентов к специализации в изучении языков, истории, искусства, философии и культур Индии и Китая. Изучение двух традиций философствования является лучшим средством для понимания самобытности названных культур, поскольку всякая философия объясняет главные смыслы своей культуры. В начале курса вводится и объясняется терминологический аппарат современной философии, определяются ее назначение и влияние на практическую жизнь. Затем на основе современных методологических подходов представляется содержание мировоззренческих учений, сформировавшихся в Древней и Средневековой Индии и определивших специфику индийской философской традиции до XIX века. Поясняется, что отличает «видение» (даршана) от «любви к мудрости» (философии). Движение философской мысли связывается с изменением исторических ландшафтов от арийских республик к неарийским монархическим государствам, с дрейфом религиозного мировоззрения от ведийской религии к брахманизму и индуизму, с практикой публичных диспутов и с появлением традиционных наук (видья, шастра). Каркас индологической части курса строится на рассмотрении девяти главных направлений индийской философской мысли: чарвака-локаятика, джайнизм, буддизм, вайшешика, ньяя, санкхья, йога, миманса и веданта. Главное внимание уделяется наиболее влиятельным на сегодняшний день системам – буддизму и веданте. Хронологический охват синологической части – VIII в. до н. э. – IX в. н. э. В ходе курса студенты получат представление о родовых характеристиках китайской философии, о разных подходах к ее периодизации и о предпосылках ее появления. Предполагается последовательное обсуждение периода «ста школ», формативного для китайской классической философии, становления ее системы категорий и некоторых проблем методологии китайской мысли. Будут кратко рассмотрены трансформации конфуцианства на пути от одного из многочисленных течений мысли до государственной идеологии. Последние занятия будут посвящены изучению философии даосизма в ее историческом развитии и ее взаимодействию с конфуцианством, а после начала новой эры – и с философско-религиозными доктринами буддизма.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Cоздание целостного представления об индийской философской традиции в ее исторической ретроспективе, включающей раннюю (древнеиндийскую философию) и зрелую (средневековую философию) стадии развития.
  • Познакомить студентов с основными концепциями и персоналиями китайской древней и раннесредневековой философии, а также с взаимосвязями между различными философскими направлениями в китайской традиции.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент анализирует сходства и различия между индийской и западной философскими традициями на основе важнейших текстов. Описывает и объясняет смыслы индийских концепций, проводя параллели между индийскими и западными философскими терминами.
  • Студент воспроизводит метафизические схемы первых философов шраманов: адживиков, чарваков-локаятиков и Арады Каламы; сравнивает названные схемы с картинами мира первых греческих философов; оценивает заложенные в учениях первых философов тенденции развития философской мысли Индии, удельный вес в них критического мышления и веры в метафизические первоначала и принципы.
  • Воспроизводит основные идеи мимансы и веданты, анализирует их сходства и различия в проблемных областях; анализирует сходства и различия в индийских систем миманса и веданта со средневековыми западными философскими концепциями Фомы Аквинского и Ансельма Кентерберийского
  • Применяет философский аппарат для проведения параллелей между ортодоксальными (астика) и неортодоксальными (настика) системами индийской мысли. Анализирует концептуальные каркасы философий джайнизма и буддизма для установления их сходств и различий. Объясняет причинно-следственные связи между культурным контекстом формирования учений и их содержанием.
  • Умеет применять средства философского анализа для концептуальных каркасов систем вайшешики и ньяи. Объясняет причины их сходств и различий, специфику индийского дуализма в сравнении с европейскими дуалистическими учениями. Интерпретирует силлогизм ньяи средствами языка западной логики предикатов. Объясняет кардинальные различия между эпистемологией ньяи и Аристотеля.
  • Воспроизводит учения санкхьи и йоги об устройстве мира и природе человека. Оценивает наличные сходства и различия в картинах мира санкхьи и йоги. Иллюстрирует отличия санкхьи и йоги от вайшешики и ньяи на примере базовых текстов перечисленных систем. Объясняет принципы психопрактик йоги: какова их цель, последовательность, результат. Прослеживает сходства и различия в древних и современных практиках йоги.
  • воспроизводит основные персоналии и тексты древней и раннесредневековой китайской философии
  • интерпретирует особенности китайского предфилософского мышления и его связи с историко-культурным контекстом
  • находит и определяет основные понятия в коротких фрагментах историко-философских памятников
  • интерпретируют связь между предпосылками становления философского знания в Древнем Китае и содержаниями философских концепций, их проблематикой
  • интерпретировать характеристики всех школ китайской классической философии
  • Применяет знания о концепциях философских школ для объяснения их влиянии на раннеимперскую идеологию
  • знает основные персоналии и тексты древней и раннесредневековой философии; применяет эти знания для формулировки общей характеристики философских памятников раннего даосизма
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Особенности индийской философской традиции. Дофилософия и предфилософия Индии.
  • Тема 2. Первые философы Индии: адживики и чарваки-локаятики.
  • Тема 3. Джайнский субстанциализм против буддийского антисубстанциализма
  • Тема 4. Дуализм брахманистских мировоззренческих систем: вайшешики и ньяи.
  • Тема 5. Основные идеи санкхьи и йоги
  • Тема 6. Понимание человеческого бытия в мимансе и веданте
  • Тема 7. Китайская философская традиция: особенности, периодизация, зарождение
  • Тема 8. Эпоха "ста школ"
  • Тема 9. Идеология империи в связи с философскими традициями
  • Тема 10. От Конфуция к раннесредневековому конфуцианству
  • Тема 11. Классический даосизм
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контроль посещаемости
    Посещение всех занятий дает 2 балла рейтинговой оценки, за каждое пропущенное занятие (лекцию или семинар) снимается 0.13 балла
  • неблокирующий Подготовленные выступления на семинаре
    Качество выступления оценивается по десятибалльной шкале и по следующим необходимым элементам: 1. Контекст темы сообщения (проблема, исторический период, интересные факты биографии автора текста и т.п.) – 1 балл; 2. Подготовленность сообщения (осознанность) – 3 балла; 3. Ясность и последовательность изложения – 3 балла; 4. Ответ на поставленный вопрос в плане семинара – 3 балла.
  • неблокирующий Дискуссионная активность на семинаре
    За активность на лекциях и семинарах (уточняющие вопросы, дополнения выступлений, обсуждения выступлений и т.п.) можно заработать 2 балла рейтинговой оценки за модуль.
  • неблокирующий Тестирование
    Оценка за тест выставляется в десятибалльной шкале; каждый полный правильный ответ на вопрос дает 0,5 балла
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.1 * Дискуссионная активность на семинаре + 0.1 * Дискуссионная активность на семинаре + 0.1 * Контроль посещаемости + 0.1 * Контроль посещаемости + 0.2 * Подготовленные выступления на семинаре + 0.2 * Подготовленные выступления на семинаре + 0.1 * Тестирование + 0.1 * Тестирование
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alpina - 2992 - Б.Айенгар - Сердце Йога-сутр - 9785961437492 - Альпина нон-фикшн - 2015 - https://hse.alpinadigital.ru/book/2992
  • Alpina - 70 - Б.Айенгар - Йога-сутры Патанджали. Прояснение - 9785961429534 - Альпина нон-фикшн - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/70
  • Альбедиль, М. Ф.  Религиоведение. Буддизм : учебное пособие для вузов / М. Ф. Альбедиль. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 169 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07304-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474442 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Дао дэ цзин; Суждения и беседы Конфуция; Чжуан-цзы, , 2023
  • Дао Дэ Цзин. Книга пути и благодати, 400 с., , 2005
  • Древнекитайская философия : курс лекций, Рыков, С. Ю., 2012
  • Древнекитайская философия. Т.1: ., , 1972
  • Древнекитайская философия. Т.2: ., , 1973
  • Индийская философия : энциклопедия, , 2009
  • Индийская философия древности и средневековья : учеб. пособие, Канаева, Н. А., 2008
  • Китайская философия : энцикл. словарь, , 1994
  • Конфуцианство. "Лунь юй". Т.1: ., Мартынов, А. С., 2001
  • Конфуцианство. "Лунь юй". Т.2: ., Мартынов, А. С., 2001
  • Лунь юй: суждения и беседы, Конфуций, 2019
  • Пишель, Р.  Будда, его жизнь и учение / Р. Пишель ; под редакцией Д. Н. Анучина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 139 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11819-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446192 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Радхакришнан, С. Индийская философия / С. Радхакришнан. — Москва : Академический Проект, 2020. — 1007 с. — ISBN 978-5-8291-3235-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132931 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Учение Кундакунды в философско - религиозной традиции джайнизма, Железнова, Н. А., 2005
  • Хрестоматия по истории философии. Ч.1: Древнеиндийская философия; Древнекитайская философия; Античная философия; Средневековая философия..., Башкалова, В. А., 1998

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 11669 - Б.Айенгар - Йога Дипика: Прояснение йоги - 9785961446340 - Альпина нон-фикшн - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/11669
  • Alpina - 11732 - Б.Айенгар - Свет жизни: йога - 9785961446609 - Альпина нон-фикшн - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/11732
  • Альбедиль, М. Ф.  Религиоведение. Буддизм : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. Ф. Альбедиль. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 169 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07304-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442147 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Индийская философия, Радхакришнан, С., 2008
  • Индийская философия, Чаттерджи, С., 2013
  • История религии в 2 т. Том 2. Книга 1. Буддизм. Восточные церкви. Православие : учебник для вузов / И. Н. Яблоков [и др.] ; ответственный редактор И. Н. Яблоков. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 376 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03798-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470742 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Ольденбург, С. С.  Конфуций. Будда Шакьямуни / С. С. Ольденбург. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 141 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06361-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455313 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Ольденбург, С. С.  Конфуций. Будда Шакьямуни / С. С. Ольденбург. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 141 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06361-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474236 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Учение Ван Янмина и классическая китайская философия, Кобзев, А. И., 1983
  • Элиаде, М. Йога: бессмертие и свобода / М. Элиаде , перевод с английского С. В. Пахомова. — Москва : Академический Проект, 2019. — 427 с. — ISBN 978-5-8291-2392-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133283 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Канаева Наталия Алексеевна