• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory of Literature

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Теория литературы» является обязательным курсом. Ее задача – познакомить студентов с ключевыми теоретическими концепциями, предлагающими различные методы и подходы к исследованию литературного текста и литературного процесса (такими, как формализм, структурализм, семиотика, постструктурализм, феноменология, рецептивная эстетика, социологические и культурно-исторические подходы к тексту и др.). Это знание позволит сформировать навыки устного и письменного анализа поэтических и прозаических текстов с привлечением разных подходов (как традиционно относящихся к филологии, так и принадлежащих смежным дисциплинам и научным областям) и разовьет у студентов комплексный подход к литературному тексту и гуманитарному знанию, научит помещать текст в многофокусную гуманитарную перспективу.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • детальное знакомство студентов с важнейшими теоретическими концепциями, осмысляющими литературу
  • формирование у студентов навыков устного и письменного анализа поэтических и прозаических текстов с привлечением различных методик анализа
  • развитие у студентов комплексного подхода к литературному тексту и гуманитарному знанию
  • развитие у студентов умения помещать текст в многофокусную гуманитарную перспективу
  • подготовка студентов к дальнейшей исследовательской деятельности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать, понимать и уметь критически оценивать основные парадигмы гуманитарного знания ХХ века, осознавать область их применения к истории и теории литературы
  • ориентироваться в репертуаре современных теоретических подходов в филологической науке
  • применять к тексту различные теоретические подходы
  • знать, понимать и уметь критически оценивать основные парадигмы гуманитарного знания ХХ века, осознавать область их применения к истории и теории литературы
  • анализировать теоретические предпосылки и следствия филологических подходов
  • знать основные теоретические подходы к имманентному и контекстуальному анализу художественных текстов
  • знать основные этапы развития филологии и историю эволюции основных научных методов, применяемых в этой области
  • уметь ориентироваться в методах, инструментарии и теоретическом репертуаре филологии как науки
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • "Большие" парадигмы
  • Постструктурализм и studies
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах в 3 модуле
    2-балльная система оценивания за каждый семинар – «система двух плюсов»: – за активную работу, проработанные и глубокие ответы студент получает 2 балла – «плюса»; – если работа не активная (1–2 качественных, но коротких комментария за все занятие) или если ответы поверхностные, студент получает 1 «плюс». «Плюсы» записываются в таблицу оценок и суммируются. Максимально можно накопить 10 «плюсов»-баллов. Работа на семинарах не подлежит пересдаче
  • неблокирующий Модульное эссе
    Письменная работа в формате короткого аналитического исследования объемом до 5 стр. на сессионной неделе после 3 модуля; 10-балльная система оценивания. Модульное эссе студенты имеют право пересдать, если получили по нему неудовлетворительную оценку
  • неблокирующий Работа на семинарах в 4 модуле
    2-балльная система оценивания за каждый семинар – «система двух плюсов»: – за активную работу, проработанные и глубокие ответы студент получает 2 балла – «плюса»; – если работа не активная (1–2 качественных, но коротких комментария за все занятие) или если ответы поверхностные, студент получает 1 «плюс». «Плюсы» записываются в таблицу оценок и суммируются. Максимально можно накопить 10 «плюсов»-баллов. Работа на семинарах не подлежит пересдаче
  • неблокирующий Экзаменационное эссе
    Письменная работа в формате короткого аналитического исследования объемом до 5 стр. в конце 4 модуля; на нее, как и на модульное эссе, выделяется одна неделя; 10-балльная система оценивания. Экзаменационное эссе студенты имеют право пересдать, если получили по нему неудовлетворительную оценку
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.3 * Модульное эссе + 0.2 * Работа на семинарах в 3 модуле + 0.2 * Работа на семинарах в 4 модуле + 0.3 * Экзаменационное эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.
  • Теория литературы: Введение / Иглтон Т., Бучкина Е.; Под ред. Маяцкий М. - М.:ИД Тер. будущего, 2010. - 296 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-079-5

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика : учебное пособие / Б. В. Томашевский. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 334 с. — ISBN 978-5-9765-3575-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119092 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Глебова Дарья Сергеевна
  • Огудов Сергей Александрович
  • Поселягин Николай Владимирович