• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

45.03.01 Philology

Approved by
Приказ об утверждении № 6.18.1-01/1508-10 от 15.08.2014
HSE University Educational Standard
Last Update
Протокол № 6 заседания академического совета от 14.08.2023
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

4 years

Full-time, 240 з.е.

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Bachelor

Double-degree Programme

No

Use of online learning

With online tools

Competitive Advantages

Конкурентные преимущества образовательной программы «Филология» заложены в самом принципе подачи материала и выборе изучаемых дисциплин, а именно в отказе от междисциплинарных границ. Приобретение фундаментальных знаний в области литературоведения сочетается с изучением несколько иностранных языков, что позволяет выпускникам работать с текстами всех уровней сложности на русском и основных европейских языках. Ни одна другая программа в вузах России не предлагает сейчас филологу одновременного фундаментального изучения и русской, и зарубежной литературы, причем последней – на языках оригиналов.

Образовательная программа основана на изучении не только филологических предметов, но и целого ряда теоретических дисциплин, связанных с ключевыми междисциплинарными концепциями в области гуманитарных и социальных наук. Учебные дисциплины в рамках программы распределены таким образом, что позволяют студенту овладеть разнообразными навыками анализа и интерпретации текстов и, что принципиально, применять теорию на практике. Филология является средоточием гуманитарного знания в современном мире, а филологическая программа НИУ ВШЭ стремится реализовать эту установку в учебном процессе.

Как следствие, бакалавры приобретают первостепенные навыки чтения текстов – художественных (русская и зарубежная литература), научных, публицистических, общественно-политических, навыки создания текстов (акцент делается на академическом письме – дисциплине, необходимой в современном филологическом учебном цикле), навыки перевода, редакторской и корректорской работы. Большое внимание уделяется практической деятельности студентов. Студенты проходят практику в музеях, архивах, библиотеках и общественных организациях; принимают участие в разнообразных учебных экспедициях.

Одновременно бакалавры получают знания о современной методологии гуманитарного знания, учатся концептуализировать наблюдения над текстом, осмыслять текст в контексте самых разных словесных проявлений человеческого опыта. В итоге бакалавры-филологи становятся конкурентоспособными в многочисленных областях и сферах культурной жизни, как в России, так и – благодаря интенсивному изучению иностранных языков – за рубежом.

 

Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Выпускник ОП «Филология» подготовлен к профессиональной деятельности в следующих сферах:

а) в сфере массмедиа, книгоиздания, журналистики, on-line образования (творческая и технологическая деятельность: разработка и реализация концепций и проектов, создание текстов разного профиля и предназначения, редактирование, подготовка к публикации, корректура, общение с аудиторией);

б) в сфере международных общественных и культурных связей (как переводчик, куратор, спичрайтер);

в) в структурах (официальных и общественных), связанных с сохранением, распространением и развитием русского языка, вплоть до разработки государственной политики в области современного русского языка;

г) в сфере культурной и социальной политики, включая общественные и государственные организации, музеи, библиотеки, культурные центры, архивы, т.е. институции, от которых сегодня в России зависит сохранение исторической памяти и развитие процесса культурной самоидентификации;

д) в сфере науки и высшего образования (выбрав продолжение образования в магистратуре – по филологии, школьной словесности или другим гуманитарным направлениям подготовки);

е) в сфере дополнительного и общего образования, связанного с преподаванием русского языка, литературы и иностранных языков (в частности, в организациях, предлагающих изучение иностранных языков и культур, а также в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях, специализирующихся в области широкого гуманитарного образования).

 

Профессиональные компетенции (ПК) выпускника ОП «Филология»:

ПК-1: способен проводить научные исследования в конкретной области гуманитарного знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов.

ПК-2: способен создавать тексты различных научных жанров, в том числе научные обзоры, аннотации, рефераты по тематике проводимых научных исследований на русском и иностранных языках.

ПК-3: способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимать движущие силы и закономерности исторического процесса.

ПК-4: способен к поиску и анализу различных источников информации в профессиональной и смежных областях знаний.

ПК-5: способен в популярной форме излагать и комментировать информацию по определенным направлениям гуманитарного знания в ходе публичных выступлений, а также в интернет-пространстве.

ПК-6: способен участвовать в разработке, документальном сопровождении и последовательной реализации индивидуального или коллективного проекта, определять его цели задачи, сроки выполнения.

ПК-7: способен осуществлять информационное обеспечение историко-культурной и просветительской работы в рамках деятельности организаций и учреждений культуры.

ПК-8: способен применять в научно-исследовательской и иной профессиональной деятельности полученные знания в области теории и истории русского и иностранных языков для работы с научной информацией.

ПК-9: способен участвовать в научных дискуссиях, выступать с сообщениями и докладами, представлять материалы собственных исследований в устной и письменной форме, в том числе с использованием компьютерных технологий.

ПК-10: способен редактировать, комментировать, аннотировать, адаптировать и реферировать документы, художественную и научную литературу на русском и английском языках.

ПК-11: способен обеспечивать аналитическими и прочими документами и материалами, координировать и организовывать работу малых коллективов в ходе реализации научно-исследовательских, деловых и иных проектов.

ПК-12: способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию.

ПК-13: способен к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов.

ПК-14: способен социально-ответственно принимать решения в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности.

ПК-15: способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных.

Programme Modules

Профессиональный цикл (Major)

Профессиональный модуль образовательной программы «Филология» подразумевает соединение двух перспектив – лучших традиций историко-филологического комментария и концептуального осмысления литературных текстов в контексте различных парадигм гуманитарного знания. При этом студенты изучают два иностранных языка в дополнение к английскому, что позволяет выпускникам работать с текстами всех уровней сложности на русском и основных европейских языках.

Базовая часть

Базовые дисциплины призваны дать студентам первостепенные навыки чтения текстов – художественных (русская и зарубежная литература), научных, публицистических, общественно-политических, навыки создания текстов (акцент делается на академическом письме – дисциплине, необходимой в современном филологическом учебном цикле), навыки перевода, редакторской и корректорской работы.

Вариативная часть

Этот модуль направлен на осознанный выбор студентами области своей будущей профессиональной деятельности. С первого года обучения для студентов ОП «Филология» предусмотрен научно-исследовательский семинар, в рамках которого студенты получают навыки научной работы в выбранной ими сфере. Участие программы в проекте «широкого бакалавриата» Факультета гуманитарных наук позволяет студентам-филологам осваивать дисциплины смежных областей гуманитарного знания (таких как история, история искусств, философия и культурология), создавая основу для освоения междисциплинарного подхода. Ряд учебных дисциплин преподается на английском языке, что способствует повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Набор предлагаемых в рамках данного модуля дисциплин позволяет студентам приобрести навыки письменных и устных выступлений с презентацией результатов собственной работы.

Практика, проектная и научно-исследовательская работа

Этот модуль дает возможность применить полученные теоретические знания в практической области, подтвердить собственные компетенции в исследовательской или аналитической деятельности при прохождении учебной практики в музеях, архивах, библиотеках и общественных организациях и в рамках разнообразных учебных экспедиций. Кроме того, данный модуль включает подготовку курсовых работ и выпускной квалификационной работы, а также проектную (исследовательскую, прикладную, сервисную) деятельность.

Minor

Студентам НИУ ВШЭ предоставляется возможность выбрать дополнительный профиль (Minor). Фактически речь идет о приобретении второй специальности, что помогает при формировании индивидуальной образовательной траектории на уровне магистратуры.

Общий цикл

Общий цикл формирует у студентов образовательной программы универсальные компетенции, призванные помочь ему в дальнейшей профессиональной и социальной деятельности, позволяет адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, формирует у студентов базовые навыки к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию.

Data Culture

Данный модуль позволяет расширить цифровые компетенции студентов: научить их цифровым инструментам работы с информацией, основам программирования на языке Python. Навыки программирования и анализа данных востребованы в любой области и дают выпускникам НИУ ВШЭ конкурентное преимущество на рынке труда.

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Philology'

Go to Programme Contents and Structure