• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Psychological Support for Children and Parents

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 1-3 module

Instructors


Зеленская Мария Сергеевна


Одношивкина Анастасия Гениевна

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина знакомит студентов с основными видами деятельности психолога-консультанта, работающего с детьми и их родителями (официальными представителями и иными специалистами). Направлена на овладение навыками диагностики особенностей личностного развития детей и их взаимоотношений с родителями, а также навыком проведения возрастно-психологического консультирования
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Психологическая помощь детям и родителям» является формирование представлений об основных видах деятельности психолога-консультанта, работающего с детьми и их родителями (официальными представителями и иными специалистами). Дисциплина направлена на овладение навыками диагностики особенностей личностного развития детей и их взаимоотношений с родителями, а также навыком проведения возрастно-психологического консультирования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • понимание специфики работы психолога с детьми и родителями
  • умение подобрать подходящие (адекватные) ситуации виды помощи
  • Знание прав ребенка и семьи в рамках психологического консультирования. Навык определения признаков отклонений в развитии ребенка.
  • Умение подобрать подходящие, адекватные запросу родителей виды помощи
  • Умение диагностировать и анализировать особенности личного развития ребенка и семейной организации.
  • Студент должен продемонстрировать умение подобрать инструментарий, использовать его в соответствии с целями и задачами психологического воздействия, умение анализировать процесс и результаты проведенной работы, а также навык формулировки обратной связи.
  • Знание основных направлений психотерапии с детьми и их родителями.
  • Формирование общих представлений об особенностях консультирования детей и родителей в кризисных ситуациях.
  • Первичный навык проведения диагностики группы и проведения тренингов для подростков.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Особенности оказания помощи детям и родителям
  • Семья как система и другие социальные системы, в которые включены родители и их дети
  • Ребенок как элемент семейной системы.
  • Этика психологического консультирования семьи и детей
  • Возрастно-психологическое консультирование детей и подростков.
  • Подходы к семейному консультированию. Детская психотерапия.
  • Помощь детям и родителям в сложной жизненной ситуации
  • Групповое консультирование детей и подростков.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Оценивается уровень активности участия в упражнениях, качества дополнительных вопросов во время лекций и семинаров, а также степень вдумчивости, количества и корректности ответов на вопросы преподавателя.
  • неблокирующий Создание информационного материала для родителей и детей
    Выполняется студентами в ходе командной работы, в группах из 4-5 человек. На семинарском занятии всей группой в ходе мозгового штурма выделяются частные запросы, с которыми родители могут обратиться за консультацией к специалисту, а также проблемы, с которыми сталкиваются семьи и дети. Каждая команда «берет» себе одну из перечисленных тем (тема может быть сменена по решению команды), которая кажется наиболее интересной, актуальной и малоосвещенной. По теме команда создает информационную брошюру или другой просветительский материал для родителей или детей.
  • неблокирующий Проведение учебной психологической консультации с родителями (родителем) и ребенком
    Выполняется студентами в ходе командной работы, в группах из 4-5 человек. Возможность ротации в командах: по запросу студентов состав команды может смениться после выполнения первого задания. Ротация участников при выполнении второго задания крайне нежелательна, но возможна при необходимости (например, острому конфликту внутри команды или «выпадению» кого-то из учебного процесса в связи с уважительными причинами) Проведение учебной психологической консультации с родителями (родителем) и ребенком от дошкольного до подросткового возраста. Каждый этап в соответствии с критериями оценивания проверяется и супервизируется преподавателем. По итогу выполнения проводится презентация в форме представления случая для интервизии: каждый студент из слушателей может задать вопросу любому участнику выступающей команды, дать позитивную обратную связь или поделиться идеями, как можно дополнить работу.
  • неблокирующий Тест
    Проходит в виде тестирования на платформе Google-forms или SmartLMS, после прохождения курса лекций (в сессию после второго модуля). Оценивание на основе распределения результатов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    1 * Аудиторная работа
  • 2024/2025 3rd module
    0.15 * Аудиторная работа + 0.1 * Аудиторная работа + 0.15 * Проведение учебной психологической консультации с родителями (родителем) и ребенком + 0.3 * Создание информационного материала для родителей и детей + 0.3 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Венгер, А. Л.  Клиническая психология развития : учебник и практикум для вузов / А. Л. Венгер, Е. И. Морозова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 312 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03304-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471562 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Детская и подростковая психотерапия : учебник для вузов / Е. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией Е. В. Филипповой. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 432 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00349-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469155 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Ковров Владимир Викентьевич, & Kovrov Vladinir Vikentievich. (2015). Психологические и педагогические критерии и показатели агрессии и насилия в межличностном взаимодействии подростков. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.83DEDD4
  • Психологическое обследование семьи : учеб. пособие для вузов, Лидерс, А. Г., 2007
  • Психологическое обследование семьи : учебное пособие - практикум, Лидерс, А. Г., 2015
  • Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов, Болотова, А. К., 2012
  • Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие для вузов, Карабанова, О. А, 2005
  • Рогов, Е. И.  Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста : практическое пособие / Е. И. Рогов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 412 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-04419-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468427 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Рогов, Е. И.  Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения : практическое пособие / Е. И. Рогов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 507 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-08602-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468653 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Системная семейная психотерапия : краткий лекционный курс, Варга, А. Я., 2001
  • Системная семейная терапия: классика и современность, , 2005
  • Хухлаева, О. В.  Психологическая служба в образовании. Школьный психолог : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / О. В. Хухлаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 353 с. — (Бакалавр. Специалист. Магистр). — ISBN 978-5-534-06780-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441144 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Шойгу, Ю. С., & Филиппова, М. В. (2015). Этические Аспекты Экстренной Психологической Помощи Представителям Разных Культур. Moscow University Psychology Bulletin, (3), 108–116. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=117146671

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Детская и подростковая психотерапия, Каллиас, М., 2001
  • ДУБРОВИНА И.В. (2012). Индивидуальный Подход К Ребенку В Контексте Реализации Ресурса Его Творческого Потенциала. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A8E633B8
  • Кокурина, А. В., Экстремальная психология: теория и практика. Часть 1 : сборник статей / А. В. Кокурина, Е. А. Орлова, В. И. Екимова, ; под ред. А. В. Кокуриной, Е. А. Орловой, В. И. Екимовой. — Москва : Русайнс, 2020. — 167 с. — ISBN 978-5-4365-2160-2. — URL: https://book.ru/book/938694 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Кокурина, А. В., Экстремальная психология: теория и практика. Часть 2 : сборник статей / А. В. Кокурина, Е. А. Орлова, В. И. Екимова, ; под ред. А. В. Кокуриной, Е. А. Орловой, В. И. Екимовой. — Москва : Русайнс, 2020. — 226 с. — ISBN 978-5-4365-2159-6. — URL: https://book.ru/book/938693 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Психологическая безопасность личности : учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / А. И. Донцов, Ю. П. Зинченко, О. Ю. Зотова, Е. Б. Перелыгина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 222 с. — (Бакалавр. Специалист. Магистр). — ISBN 978-5-534-09996-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429117 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Психология развития, Крайг, Г., 2011
  • Системная психотерапия супружеских пар, Варга, А. Я., 2012
  • Системная семейная психотерапия, Эйдемиллер, Э. Г., 2002
  • Системная семейная терапия : интегративная модель диагностики, Черников, А. В., 2005
  • Смирнова, Е. О., Детская психология : учебник / Е. О. Смирнова. — Москва : КноРус, 2019. — 279 с. — ISBN 978-5-406-06504-4. — URL: https://book.ru/book/929971 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
  • Старшенбаум, Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия : руководство / Г. В. Старшенбаум. — Москва : Когито-центр, 2018. — 376 с. — ISBN 5-89353-132-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109246 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Зеленская Мария Сергеевна