• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Psychology and neurophysiology of perception and attention

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructor


Морозов Максим Игоревич

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках данной дисциплины планируется знакомство с фундаментальными механизмами кодирования и репрезентации информации в зрительной и слуховой системах. Затем на их основе мы рассмотрим механизмы формирования осознанных перцептивных образов предметов и сцен и сохранении их в память, попытаемся разобраться в том, какие “вычисления” за этим могут стоять. Мы также рассмотрим систему внимания в качестве регулятора процессов, происходящих в перцептивной системе и обьеспечивающих эффективную ориентировку и целенаправленное поведение в окружающем мире, переполненном ощущениями. Мы разберем ключевые методы изучения восприятия и внимания, а также стоящие за ними содержательные психологические и нейрофизиологические модели, которые применимы к другим областям когнитивной науки и практики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение знаний в области психологии ощущения, восприятия и внимания
  • Ознакомление с нейронными коррелятами процессов ощущения, восприятия и внимания
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Дает определение основных терминов из области восприятия и внимания, знает и умеет описать восприятие и внимание как функциональные системы, знает специфику и ограничения сенсорной обработки информации
  • Знает и способен описать суть проблемы разделения внимания и сознания; знаком с научными представлениями о диссоциации внимания и сознания; ориентируется в теориях глобального рабочего пространства, обратной иерархии и повторно входящей обработки
  • Знает механизмы восприятия пространства в слуховой и зрительной модальностях; знает про явление константности и возможные объяснения ее причин; ориентируется в функциональных зонах мозга, отвечающих за перемасштабирование размера
  • Знает понятия пространственного, признакового и объектного внимания, их мозговые корреляты и поведенческие эффекты; знаком с влиянием внимания на построение репрезентаций стимулов
  • Знает принципиальные различия, специфику и основные механизмы восходящих и нисходящих процессов во внимании; знаком с нейрофизиологическими коррелятами нисходящих и восходящих процессов
  • Знает принципы перцептивной организации в слуховом и зрительном восприятии, а также их нейронные корреляты; знаком с механизмами интеграции ощущений в целостный образ
  • Знает суть психофизических методов, сферу их применения и принципы функционирования нервной системы, на которых строятся данные методы; знаком с процессом психофизического моделирования
  • Знаком с устройством зрительной и слуховой систем, может описать и пояснить основные принципы обработки информации в зрительном и слуховом анализаторах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Восприятие и внимание как функциональная система
  • Структура и принципы работы зрительной и слуховой систем.
  • Методы измерения и моделирования восприятия и внимания
  • Пространственное восприятие
  • Предметное восприятие
  • Пространственное, признаковое и объектное внимание. Общий обзор мозговой сети внимания.
  • Восходящие и нисходящие процессы управления вниманием
  • Внимание и сознание
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.15 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашнее задание + 0.35 * Самостоятельная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Pitts, M. A., Lutsyshyna, L. A., & Hillyard, S. A. (2018). The relationship between attention and consciousness: an expanded taxonomy and implications for ‘no-report’ paradigms. https://doi.org/10.1098/rstb.2017.0348
  • Shaul Hochstein, & Merav Ahissar. (2002). View from the Top: Hierarchies and Reverse Hierarchies in the Visual System.
  • Stevens' handbook of experimental psychology. Vol.1: Sensation and perception, , 2002
  • Мозг, познание, разум. Ч. 1: ., Баарс, Б., 2014
  • Общая психология. Т.2: Ощущение и восприятие, , 2007
  • Общая психология. Т.4: Внимание, , 2006
  • Ощущение и восприятие, Шиффман, Х. Р., 2003
  • Психологические измерения : теория, методы : учеб. пособие для вузов, Гусев, А. Н., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Sensation and perception, Harris, J., 2014

Авторы

  • Вечерин Александр Викторович
  • Уточкин Игорь Сергеевич