• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Psychology of Personality and Individual Differences

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructors


Yerofeyeva, Victoria


Lvova, Elena


Пшеничнюк Диана Владимировна

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для студентов бакалавриата ОП "Психология". Психология личности и индивидуальных различий - базовая дисциплина психологии, изучающая источники, проявления и приложения вариативности различных индивидуальных свойств. Предлагаются диспозициональный, типологический, стилевой и ситуационный подходы к индивидуальности. Будут изучены структура индивидуальности, факторы ее развития, разные феномены индивидуальности (темперамент, характер, типы и черты личности). Представление об индивидуальных различиях необходимо для академических исследований в психологии и всех сфер социальной практики будущих психологов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование представлений о личности в системе наук о человеке
  • формирование представлений об основных факторах развития личности и индивидуальности
  • усвоение знаний о структуре индивидуальности и тех взаимосвязях, которые существуют между ее различными уровнями
  • развитие навыков децентрации, "модели психического" и на этой основе - навыков индивидуального подхода в коммуникациях различного содержания
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает классические факторные теории (Г. Айзенк, Р. Кеттелл). Осведомлен о содержании Пятифакторной модели и ее вариаций (Альтернативной Большой пятерки, HEXACO). Знает исследования отдельных черт личности (Темной триады, Двухфакторной и Однофакторной моделей).
  • Знает концепции морального развития личности (Л. Кольберг, К. Гиллиган). Знаком с теорией ценностей Ш. Шварца. Осведомлен об исследованиях добродетелей и достоинств.
  • Знает типологии характера (А.Ф. Лазурского, Г. Хейманса – Р. ЛеСенна). Знает акцентуации характера. Знает некоторые направления патологического развития характера (неврозы и психозы).
  • Знает факторные теории интеллектуальных способностей. Знает теории множественных интеллектов (Г. Гарднер, Р. Стернберг, Д. Холл). Знает теорию мудрости (П. Бальтес).
  • Имеет представление о специфике психологических фактов. Имеет представление о валидности, репрезентативности, надежности. Знаком с классификациями психологических методов
  • Понимает отличия номотетического и идиографического подходов в психологии. Знает принципы психологического познания. Знает этапы развития психологии индивидуальных различий
  • Понимает, что такое стилевые характеристики индивидуальности. Осведомлен о том, что собой представляет Я-концепция личности. Знаком с понятием нарративной идентичности.
  • Представляет структуру индивидуальности. Знаком с теориями, описывающими отношения между биологическими основами и содержательными качествами индивидуальности.
  • Различает теоретические и эмпирические типологии личности. Знает аналитическую типологию личности (К.Г. Юнг). Знает современные прикладные и клинические типологии личности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Предмет психологии индивидуальных различий
  • Тема 2. Методы изучения личности и индивидуальности
  • Тема 3. Факторы развития индивидуальности и ее структура
  • Тема 4. Индивидные свойства: темперамент и асимметрия полушарий головного мозга
  • Тема 5 Психология характера
  • Тема 6. Типологический подход к индивидуальности
  • Тема 7. Черты личности: свойства, теории, приложения
  • Тема 8. Психология способностей
  • Тема 9. Духовно-мировоззренческие аспекты индивидуальности
  • Тема 10. Интегративные характеристики индивидуальности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Факультативная работа
    Факультативное задание в виде самостоятельной работы включает в себя знакомство с современными диагностическими методиками, направленными на изучение разных уровней индивидуальности, в виде заполнения батареи методик. Продолжительность выполнения – примерно 30-50 минут, в удаленном режиме, без ограничения времени. При условии полного своевременного заполнения методик к накопленной (промежуточной) оценке добавляется 0,5 балла. Факультативная работа должна быть выполнена за неделю до последнего занятия.
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Работа на занятиях складывается из нескольких составляющих/активностей. Выступление по вопросам семинара должно продолжаться не более 10 минут, быть подкреплено презентацией. Выступление готовится по нескольким источникам отечественным или зарубежным (монографии, учебники, статьи в журналах, материалы научных конференций). Список вопросов для подготовки предлагается на предшествующем семинаре. Оценка за выступление может принимать значения от 0 до 10. Доклад не может быть заменен презентацией, присланной преподавателю по почте (за исключением особых форс-мажорных обстоятельств, значимость которых оценивает преподаватель). 0 баллов – студент не участвует ни в каких обсуждениях, присутствует формально 1–3 балла – 1–2 активности, включение в обсуждение на семинарских занятиях 4–5 баллов – 3–4 активности, включение в обсуждение на семинарских занятиях 6–7 баллов – 5–6 активностей за все, включение в обсуждение на семинарских занятиях 8 баллов – выступал и комментировал по теме на всех семинарах, при выступлении использовал визуализацию. 9 баллов - комментарии, аргументация в рамках обсуждаемых вопросов на всех семинарах, выступление с докладом по вопросам семинара. 10 баллов – комментарии, аргументация в рамках обсуждаемых вопросов на всех семинарах, выступление с сообщением (докладом, презентацией, постером, например, о прочитанной книге, новом исследовании и т.п. по согласованию с преподавателем). Преподавателем, ведущим семинар, могут быть внесены частные изменения в требования к активностям; эти правила обсуждаются на первом семинаре в каждой группе.
  • неблокирующий Тест 1
    Тест оценивает материалы по темам 1-3 с разными выборами и мерой сложности, с учетом рекомендованной литературы. Включает 10 вопросов разного веса. Формула оценивания предлагается преподавателем, ведущим семинар.
  • неблокирующий Тест 2
    Тест включает 10 заданий по темам 4-6 с разными выборами и мерой сложности, с учетом рекомендованной литературы. Конкретная формула оценивания предлагается преподавателем, ведущим семинар.
  • неблокирующий Тест 3
    Тест оценивает материалы по темам 7-10 с разными выборами и мерой сложности, с учетом рекомендованной литературы. Включает 10 вопросов разного веса. Формула оценивания предлагается преподавателем, ведущим семинар.
  • неблокирующий Групповой доклад
    Групповой доклад проводится по следующему плану: 1) Суть феномена психологии личности, ключевые понятия. 2) Исследования, эксперименты, современное состояние в исследованиях и практике. 3) 5 вопросов аудитории для закрепления материала: сделать мини-тест для группы на платформе kahoot (https://kahoot.com/), google form (https://www.google.ru/forms/about/) и /или другие ресурсы 4) Рекомендуемые источники (публикации, видео, подкасты и т.д.) Правила подготовки и выступления: 1) Доклад по теме готовит группа из 2-4 человек. 2) Один студент может участвовать в только в одной мини-группе и готовит одну тему. 3) Продолжительность выступления до 20 минут. 4) Все участники группы должны принять участие в докладе. 5) Выступление готовится по плану, представленному выше. 6) В докладе полностью раскрыта тема. 7) Кейс, ситуация для анализа – подобрана исходя из тематики. 8) Должны быть распределены и озвучены все части плана.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в виде теста по всей дисциплине и включает 50 вопросов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    Оокончат=0,1*Отест1 + 0,1*Отест2 + 0,1*Отест3 + 0,3*Одоклад + 0,2*Оактивн + 0,2*Оэкз По решению преподавателя, ведущего семинар, студенту может быть выставлена результирующая оценка автоматом, если промежуточная оценка, оцениваемая по нижеприведенной формуле, составляет 8 и больше баллов (после округления до целых). В этом случае следует ориентироваться на формулу: Оавтомат=1, 25*(0,1*Отест1 + 0,1*Отест2 + 0,1*Отест3 + 0,3*Одоклад + 0,2*Оактивн). В случае выполнения студентом факультативного задания (дедлайн - неделя до сессии) студенту добавляется 0,5 балла к промежуточной оценке (до ее округления).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Jonathan Haidt. (2001). The emotional dog and its rational tail: A social intuitionist approach to moral judgment. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A8786403
  • Дифференциальная психология : учеб. пособие для вузов, Нартова-Бочавер, С. К., 2002
  • О проблемах современного человекознания, Ананьев, Б. Г., 2001
  • Психогенетика. Т.1: ., Малых, С. Б., 2008
  • Психогенетика. Т.2: ., Малых, С. Б., 2008
  • Психология личности и индивидуальных различий. Учебное пособие для вузов. Стандарт третьего поколения. - 978-5-4461-2367-4 - Нартова-Бочавер Софья - 2023 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/388131 - 388131 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в психологию труда : учебник для вузов, Климов, Е. А., 2004
  • Когнитивная психология : учебник для вузов, Блинникова, И. В., 2002
  • Психологическое тестирование, Анастази, А., 2002
  • Человек в ситуации неопределенности, Зинченко, В. П., 2007

Авторы

  • Нартова-Бочавер Софья Кимовна