We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

International Business Communication

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
Department of Trade Policy (Institute of Trade Policy)
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructor


Trudaeva, Tatyana A.

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина знакомит студентов с теорией и практикой деловых коммуникаций в современных условиях международного бизнеса. Целью освоения дисциплины является развитие у студентов понимания правил построения эффективных коммуникаций, освоение приемов и форм успешного взаимодействия с иностранными партнерами с учетом особенностей межкультурной деловой среды. В рамках курса студенты изучают структуру и виды деловых коммуникаций, формы вербального и невербального общения; осваивают навыки публичных выступлений, эффективной презентации, служебно-деловой переписки; знакомятся с правилами организации и проведения мероприятий протокольного характера в компаниях, работающих на международном рынке; осваивают приемы современного имиджмейкинга и основы техник нейро-лингвистического программирования; анализируют и учатся применять на практике новые принципы и правила делового этикета в цифровой среде. Особое внимание уделено изучению личности как субъекта деловых коммуникаций, правилам и приемам повышения личной эффективности и развития эмоционального интеллекта. Студенты анализируют влияние корпоративной и национальной культуры на практику деловых коммуникаций между представителями отдельных компаний и стран. Освоение перечисленных знаний и навыков позволит студентам существенно повысить уровень своей коммуникативной компетентности, что, безусловно, является залогом успеха в будущей профессиональной деятельности и личностной реализованности в целом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить и освоить применение принципов и инструментов эффективных деловых коммуникаций в современной международной бизнес среде.
  • Ознакомиться с нормами международного делового этикета и протокола, правилами организации и проведения протокольных мероприятий в компаниях, работающих на международном рынке.
  • Изучить особенности культуры делового общения в разных странах. Сформировать базовые навыки межкультурной деловой коммуникации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет базовыми знаниями в области теории деловых коммуникаций. Понимает структуру, формы, виды и особенности деловых коммуникаций в современном международном бизнесе. Выявляет и понимает принципы преодоления коммуникативных барьеров.
  • Выявляет межкультурные особенности делового общения. Знает классификации деловых культур. Понимает различия менталитета, национально-культурных особенностей мышления и поведения представителей разных стран и их влияние на деловые коммуникации.
  • Знает базовые принципы и приемы эффективных коммуникаций, в том числе с использованием техник НЛП.
  • Знает категории и особенности деловых мероприятий. Владеет эффективными способами подготовки мероприятий протокольного характера. Умеет планировать бюджет мероприятия. Различает виды деловых приемов, знает этикетные и протокольные правила организации и участия.
  • Знает нормативно-правовую базу и практику применения государственных геральдических символов в своей стране и на международном уровне.
  • Знает правила и приемы планирования и организации международных переговоров.
  • Знает правила поведения в ресторане. Владеет застольным этикетом.
  • Осознает важность и роль личности в построении эффективных коммуникаций. Понимает принципы типирования личности. Владеет базовыми навыками построение деловых коммуникаций с разными типами личности.
  • Понимает и умеет применить принципы и правила подбора и вручения деловых подарков и цветов в современной деловой и дипломатической среде.
  • Понимает основные принципы современной международного делового этикета. Владеет навыками первичных деловых коммуникаций с соблюдением этикетных норм.
  • Понимает принципы разработки бизнес стратегии в современных информационно-коммуникативных площадках: мессенджерах, социальных сетях и прочее. Умеет эффективно участвовать в онлайн мероприятиях. Учитывает особенности цифрового этикета в деловых коммуникациях онлайн.
  • Понимает принципы эффективной устной и письменной вербальной коммуникации. Владеет навыком составления служебно-деловой корреспонденции.
  • Понимает принципы эффективной устной и письменной вербальной коммуникации. Умеет подготовить и провести деловую беседу, презентацию.
  • Понимает различие корпоративных культур, видов лидерства в компаниях, принципы партнерства и сотрудничества. Осознает важность соблюдения правил делового этикета в современной бизнес среде, понимает и умеет применять нормы и принципы горизонтальной и вертикальной субординации.
  • Различает виды деловых приемов, знает этикетные и протокольные правила организации и участия.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Деловые коммуникации. Понятие, структура, особенности, виды и формы.
  • Общие этикетные нормы и протокол современного делового общения.
  • Роль Личности в системе деловых коммуникаций.
  • Принципы и техники эффективных коммуникаций.
  • Организация и проведение официальных и деловых мероприятий. Протокольно-организационное обеспечение.
  • Международные переговоры. Организационно-протокольные требования.
  • Геральдика. Использование символов государственной власти в деловой жизни.
  • Приемы в международной деловой практике и их протокольные особенности.
  • Корпоративная культура. Служебный этикет
  • Деловая переписка.
  • Публичные выступления. Эффективная презентация.
  • Подарки и цветы в деловой среде.
  • Деловое общение в ресторане.
  • Межкультурные особенности деловых коммуникаций.
  • Деловые коммуникации онлайн. Эффективность и этикет цифрового общения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий самостоятельная работа
    Работа по подбору, анализу материала по заданной теме, подготовка устного сообщения, возможно использования слайдов для визуализации представляемой информации.
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий активность на семинаре
    В "активность на семинаре" входит: участие в дискуссии по теме занятия
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.25 * активность на семинаре + 0.25 * самостоятельная работа + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Деловые и межкультурные коммуникации : учебник для вузов, Таратухина, Ю. В., 2014
  • Деловые коммуникации: теория и практика : учебник для бакалавров, Жернакова, М. Б., 2014
  • Дипломатический протокол в России, Борунков, А. Ф., 2001
  • Современный этикет : деловой протокол, Соловьев, Э. Я., 1998

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Искусство проведения переговоров, Соловьев, Э. Я., 2006

Авторы

  • Трудаева Татьяна Александровна