We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Ancient Greek Textology

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
9
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 1-4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Предметом дисциплины является на первом году обучения грамматика древнегреческого языка, а в дальнейшем – его различные литературные диалекты. Специфику предмета определяет значительный период существования древнегреческого языка, который охватывает эпоху античности с VIII до н. э. по V в. н.э. (не говоря о памятниках крито-микенского письма II тыс. до н.э.). В связи с этим изучение древнегреческого языка предполагает не только обращение к нормативной грамматике языка классической эпохи, но и основательное знакомство с основными литературными диалектами. Если на первом году обучения знакомство с языком проходит на материале учебных текстов учебника, то на протяжении последующих шести семестров в основе обучения лежит чтение оригинальных текстов, сопровождающееся различными видами комментирования (грамматический комментарий, лексикологический, стилистический, культурно – исторический и т.д.).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • отработка морфологических и синтаксических тем элементарной грамматики на материале учебных текстов (в том числе адаптированных оригинальных текстов) и упражнений,
  • сформировать лексический запасс в объёме около 2000 слов,
  • дать представление о структуре древнегреческого предложения
  • обучить технике грамматического комментария
  • дать представление о разнице между художественным и буквальным переводом и выработать навыки последнего,
  • ознакомить студентов с основными греческими стихотворными размерами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умение склонять имена в пределах изученных склонений. Знание определения глагольной основы. Умение образовывать основы Аориста и футурума от гласных основ и основ на смычные, Умение спрягать глаголы с данными основами в индикативе, конъюнктиве, активного и медиального залогов императиве пройденных времен. Образовывать инфинитив и причастия медиального залога. Знать, зачем нужны наклонения и каковы функции индикатива императива, конъюнктива.
  • Воспроизведение особенностей пройденного типа склонения. Умение образовывать причастия активного залога в презенсе, футуруме и аористе. Умение распознавать соответствующие формы в тексте. Знание функция оптатива и случаи его использования в независимом и зависимом предложениях. Знать лексику пройденных уроков. Уметь давать грамотный грамматический анализ текста и переводит с русского на греческий фразы с использованием пройденных словоформ и грамматических конструкций.
  • Иллюстрирование особенностей греческого ударения, правил его расстановки. Понятия долготы и краткости гласных и слогов.
  • называть глаголы-исключения в образовании времен из пройденных выше. Уметь спрягать глаголы с основами на зубные во всех временах и залогах. Знать отличия корневого аориста от других типов образования аориста и его спряжение.
  • определять количественные и порядковые числительные. Способы выражения желаний. Уметь распознавать в тексте пройденные формы и синтаксический конструкции, грамотно анализировать текст. Использовать пройденный вариант при переводе с русского на греческий.
  • Определять основные синтаксические конструкции в учебном тексте, переводить с русского на греческий короткие фразы с использованием изученных синтаксических конструкций. Знать лексику пройденных уроков.
  • Приведение основных этапов истории греческого языка; греческий алфавит
  • приводить классификацию глаголов 1-го и 2-го спряжения по типам основ. Уметь спрягать глаголы 2-го спряжения. Знать основные правила использования наклонений в сложноподчиненном предложении. Уметь распознавать их в тексте.
  • Расширение знаний об использовании и значении падежей в греческом языке. Определять основные синтаксические конструкции в учебном тексте, переводить с русского на греческий короткие фразы с использованием изученных синтаксических конструкций. Знать лексику пройденных уроков
  • Умение самостоятельно просклонять имена и проспрягать глаголы в указанных временах и склонениях. Правильно расставлять ударения при словоизменении. Знать отличия местоименного склонения. Знать особенности образования основы будущего времени у глаголов на гласные;
  • Умение самостоятельно просклонять имена и проспрягать глаголы в указанных временах и склонениях. Правильно расставлять ударения при словоизменении. Определять простейшие основные синтаксические конструкции в учебном тексте,; переводить с русского на греческий короткие фразы с использованием изученных синтаксических конструкций Знать лексику пройденных уроков..
  • Уметь давать грамотный грамматический анализ текста и переводит с русского на греческий фразы с использованием пройденных словоформ и грамматических конструкций.
  • Уметь образовывать степени сравнения наречий и прилагательных, знать исключения.
  • Уметь образовывать формы пассичного Аориста и футурума. Знать способы образования перфектной основы, спрягать глаголы в перфекте активного и медио-пассивного залогов. Уметь давать грамотный грамматический анализ текста и переводит с русского на греческий фразы с использованием пройденных словоформ и грамматических конструкций.
  • Уметь образовывать формы сильного аориста всех наклонений. Знать систему местоимений и наречий. Уметь определять в тексте синтаксическую конструкцию с предикативными причастиями.
  • Уметь спрягать слитные глаголы, определять их формы в тексте. Знать отличие сильного аориста и слабого.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводный раздел.
  • Раздел Фонетика
  • Практические занятия по темам: Существительные и прилагательные 2-го склонения. Глаголы 1-го спряжения в системе инфекта (настоящее время и имперфект). Залоги. Функции падежей. Инфинитивные конструкции при активном и пассивном залоге.
  • Практические занятия по темам: 1-е склонение существительных и прилагательных Склонение личных и притяжательных местоимений Образование наречий. Атрибутивное и предикативное употребление прилагательных. Указательные местоимения. Будущее время действительного и среднего залогов от глаголов с чистыми основами. Причастные обороты (genetivus absolutus, participium futuri)
  • Практические занятия по темам: 3-е именное склонение с основами на согласные (плавные и смычные). Глагол в системе аориста. Будущее время у глаголов с основами на смычные. Конъюнктив и его употребление в независимом предложении и придаточном предложении цели Функции падежей
  • Раздел Практические занятия по темам: 3-е именное склонение с основами на согласные (-nt-, -s-), гласные и дифтонги. Причастия активного залога. Особенности в 3-м склонении. Оптатив, образование и употребление в независимом и придаточном предложении. Причастия активного залога.
  • Раздел Образование регулярных и нерегулярных степеней сравнения прилагательных и наречий. Спряжение слитных глаголов. Аорист II тематический. Предикативные причастия при verba sentiendi. Возвратные и Соотносительные местоимения и наречия.
  • Практические занятия по темам: Optativus obliquus. Относительные придаточные предложения. Aoristus, Futurum Passivi у глаголов с гласными и согласными основами. Perfectum, plusquamperfectum у глаголов с гласными и согласными основами. Verba deponentia medio-passiva et passiva.
  • Практические занятия по темам: Глаголы с особенностями в образовании основ аориста пассивного и перфекта. Образование форм глаголов с основами на зубные, сонорные. Корневой аорист. Количественные и порядковые числительные. Выражение невыполнимого желания
  • Практические занятия по темам: Глаголы 2-го спряжения, классы глаголов 1-го и 2-го спряжения. Согласование наклонений, наклонения в придаточных предложениях.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Промежуточная контрольная работа
  • неблокирующий Сочинение
  • неблокирующий Художественный перевод
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Промежуточная контрольная работа + 0.2 * Сочинение + 0.2 * Сочинение + 0.2 * Художественный перевод + 0.2 * Художественный перевод
  • 2024/2025 4th module
    0.2 * Промежуточная контрольная работа + 0.2 * Сочинение + 0.2 * Сочинение + 0.2 * Художественный перевод + 0.2 * Художественный перевод
  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Промежуточная контрольная работа + 0.2 * Сочинение + 0.2 * Сочинение + 0.2 * Художественный перевод + 0.2 * Художественный перевод
  • 2025/2026 3rd module
    0.3 * Промежуточная контрольная работа + 0.3 * Сочинение + 0.4 * Художественный перевод
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Древнегреческий язык. Ч.1: ., , 2004
  • Древнегреческий язык. Ч.2: ., , 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Древнегреческий язык. Ч.3: ., , 2004

Авторы

  • Хомченкова Варвара Валентиновна
  • Никольский Иван Михайлович
  • Захарова Аглая Валентиновна
  • Мостовая Вера Геннадиевна
  • Лазебная Валентина Сергеевна