Summary of Degree Programme
38.04.01 Economics
No
2 года
Full-time, 120 з.е.
RUSENG
Instruction in Russian with some courses in English
Master
No
With online tools
2023/2024 Academic year
Agrarian Economics
КОР-1 | Знает основные принципы работы с данными, владеет современными инструментами анализа данных на начальном уровне, в т.ч. навыками программирования, алгоритмизации и математическими методами при решении задач анализа данных. |
КОР-2 | Демонстрирует прочные знания и понимание микроэкономики, макроэкономики, эконометрики. |
КОР-3 | Осуществляет сбор, анализ и обработку информации и научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач. |
КОР-4 | Готовит информационный обзор и/или аналитический отчет, используя отечественные и зарубежные источники информации. |
КОР-5 | Анализирует и интерпретирует данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявляет тенденции изменения социально-экономических показателей. |
КОР-6 | На основе описания экономических процессов и явлений строит теоретические и эконометрические модели, анализирует и содержательно интерпретирует полученные результаты. |
КОР-7 | Представляет результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи. |
КОР-8 | Анализ методологии и организации оценки экономической эффективности аграрного производства. |
ПК-1 | Организация и проведение научных исследований в сфере аграрной экономики и аграрных рынков, в том числе работа с источниками статистической информации и интерпретация полученной информации. |
ПК-2 | Презентация результатов исследования в виде доклада и научной статьи. |
ПК-3 | Способен разрабатывать методические и нормативные документы по реализации проектных решений в аграрном производстве. |
ПК-4 | Способен разрабатывать новые критерии оценки эффективности аграрного производства и реализации проектов в АПК. |
ПК-5 | Способен разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на аграрных рынках. |
ПК-6 | Выбор социально-экономических показателей, характеризующих деятельность уровень развития аграрной отрасли и сельских территорий. |
ПК-7 | Анализ методологии и организации оценки экономической эффективности аграрного производства, аграрной политики и уровня развития сельских территорий на основе комплексного подхода. |
ПК-8 | Способен разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности развития аграрной отрасли, сельских территорий и эффективности реализации проектов в АПК и организация коллективов для решения методологических и организационных вопросов в сфере аграрного производства и аграрной экономики и руководство ими. |
Образовательный модуль «Ключевые семинары»
В рамках модуля предусмотрено проведение ключевого семинара наставника в рамках единого трека программы и научно-исследовательского семинара Института аграрных исследований.
Образовательный модуль «Major»
Блок включает в себя базовые дисциплины по направлению Экономика: Микроэкономика и Макроэкономика продвинутого уровня (с возможностю выбора языка изучения русский или английский), Эконометрика (базовый уровень); базовые по специализации (Аграрная экономика, Мировая продовольственная система, Экономика земельных отношений); вариативные дисциплины специализации (Сельскохозяйственная статистика, Цифровизация в сельском хозяйстве, Аграрный маркетинг, Сельское развитие, Сельская социология, Анализ и управление инновационными проектами в АПК, Техническое регулирование и стандартизация в сельском хозяйстве).
Образовательный модуль «МАГОЛЕГО» включает дисциплины, свободно выбираемые обучающимися программы из общеуниверситетского пула дисциплин, доступных для выбора в магистратуре. Дисциплины МАГОЛЕГО включаются в индивидуальный учебный план студента без обязательного согласования с академическим наставником, но с учетом наличия у обучающегося пререквизитов и свободных для записи на дисциплину мест, а также соответствия индивидуальным образовательным результатам.
Образовательный модуль «Практика» предусматривает:
- участие студента в выполнении проектов в рамках исследовательских проектных семинаров, нацеленных на выявление отраслевой специфики аграрной экономики и аграрного производства;
- прохождение студентом производственной практики в течение 2-х месяцев (в форме срочного трудового контракта) в ведущих агропромышленных компаниях;
- подготовку выпускной квалификационной работы.
Образовательный модуль «Государственная итоговая аттестация»предусматривает защиту выпускной квалификационной работы.
Сельское хозяйство России – это наиболее динамично развивающийся сектор, показывающий относительно высокие темпы развития в последние годы, даже на фоне общей рецессии и спада в экономике. Национальное аграрное производство перешло от целей импортозамещения к политике наступательного экспорта. В аграрном секторе сформировались крупные производственные структуры, как в сфере первичного производства, так и в сфере переработки и распределения, начался процесс активного внедрения новейших технологий в агропродовольственное производство, растут требования к безопасности и качеству продовольствия.
Все это обусловливает повышенный спрос на специалистов в сфере аграрной экономики. Растет спрос на специалистов для профильных аналитических подразделений банков, компаний агробизнеса, органов государственного управления.
В то же время, несколько лет назад в стране отменена подготовка специалистов по специальности Аграрная экономика, традиционные экономические факультеты аграрных вузов готовят специалистов, не отвечающих современным требованиям. Проблему кадрового голода и дефицита качественной аналитики в данном секторе неоднократно поднимали руководители разных уровней – от агроменеджеров до представителей Правительства.
В этом контексте реализация образовательной программы магистратуры «Аграрная экономика» на базе НИУ ВШЭ способствует удовлетворению актуального спроса внутри страны.
Реализации образовательной программы магистратуры «Аграрная экономика» на базе НИУ ВШЭ имеет несомненные сравнительные преимущества:
- известность НИУ ВШЭ в стране и за рубежом в качестве центра качественной экономической подготовки и концентрации высококвалифицированных исследователей;
- наличие в структуре НИУ ВШЭ Института аграрных исследований - подразделения, специализирующего на вопросах аграрной политики и экономики.
Кроме того, с 1994 по 2007 годы в НИУ ВШЭ реализовывалась образовательная программа бакалавриата по аграрной экономике, в ходе которой был подготовлен учебник, используемый сегодня не только в России, но и в других русскоговорящих странах (например, Казахстане и Армении).
НИУ ВШЭ готовит специалистов высокого уровня в сфере макроэкономики и микроэкономики в рамках базовых курсов программы, что позволяет на этой основе обучать магистрантов по программе «Аграрная экономика».
В мировом рейтинге университетов QS по предметной области «Сельское хозяйство» почти все позиции в первых трех десятках этого рейтинга занимают университеты США и стран Западной Европы, а также университеты Канады, Австралии, Новой Зеландии, Японии, Республики Корея.
Программа магистратуры «Аграрная экономика» разработана Институтом аграрных исследований НИУ ВШЭ на основе лучших мировых практик, имеет комплексный характер и направлена на подготовку специалистов в сфере аграрной экономики с учетом знаний особенностей производственного цикла аграрного сектора и включенности сельскохозяйственного производства в цепочки добавленной стоимости, интеграции в цифровую среду и рационального природопользования.
Среди партнеров программы ведущие российские вузы – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А.Тимирязева, Ставропольский государственный аграрный университет, Воронежский государственный агарный университет.
This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.
All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.
I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.
Vice Rector Sergey Yu. Roshchin