• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Adaptation to Climate Change in Russia as Part of Climate Policy

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 2, 3 module

Instructor


Липка Оксана Николаевна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Адаптация к изменениям климата в России как часть климатической политики» знакомит студентов с теоретическимии практическими аспектами адаптации к изменениям климата. Адаптация рассматриваетсякак компонент общей стратегии развития от локального до странового уровня, неразрывносвязанный с другими целями, задачами и планами, в том числе достижения Целейустойчивого развития. Разъясняются общие подходы и тонкости специальнойтерминологии. Представлены методики оценки климатического риска для планированиямер адаптации, экономической и неденежной стоимости адаптации в сравнении состоимостью непроведения адаптации. На примере разработанных планов и стратегийадаптации рассмотрена эффективность заложенных мероприятий и возможности ееулучшения. Сравнивается климатозависимость и возможности для адаптации по секторамэкономики и в регионах России. Демонстрируются новые благоприятные возможности,связанные с изменениями климата.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать комплексное представление об адаптации к изменениям климата, ее актуальности и реализации в России.
  • Сформировать понимание об адаптационном цикле и видах адаптации, ее этапах, региональной специфике в масштабах страны и по секторам экономики.
  • Получить базовые знания о методах оценки рисков и новых возможностей для адаптации к изменениям климата, принципах разработки планов и стратегий адаптации, оценке их эффективности и возможностях усовершенствования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает термины, подходы, утвержденные нормативы в области адаптации к изменениям климата
  • Умеет выполнять оценку климатических рисков для целей адаптации с использованием оптимальных методик; оценивать эффективность адаптационных мероприятий и обосновывать предложения по улучшению
  • Владеет навыками обобщения информации в региональном разрезе для разработки стратегии или плана адаптации на региональном или местном уровне
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Адаптация к изменениям климата и ее виды. История вопроса в России и за рубежом.
  • Тема 2. Дефицит и пределы адаптации. Маладаптация. Стоимость непроведения адаптации.
  • Тема 3. Концепция климатообусловленного риска и оценка уязвимости. Методики Росгидромета, МЧС, Минприроды и Минэкономразвития.
  • Тема 4. Физические риски для предприятий и корпораций.
  • Тема 5. Денежная и неэкономическая оценка дефицита адаптации.
  • Тема 6. Национальные, отраслевые и региональные планы адаптации. Реалистичность и эффективность.
  • Тема 7. Адаптация и Цели устойчивого развития.
  • Тема 8. Климатозависимость отраслей экономики.
  • Тема 9. Сельское и лесное хозяйство – уязвимость и адаптация.
  • Тема 10. Транспорт и ЖКХ – уязвимость и адаптация.
  • Тема 11. Энергетика и промышленность – уязвимость и адаптация
  • Тема 12. Здоровье населения и охрана природы – уязвимость и адаптация.
  • Тема 13. Уязвимость и дефицит адаптации регионов России.
  • Тема 14. Европейская территория России – уязвимость и адаптация.
  • Тема 15. Западная и Восточная Сибирь – уязвимость и адаптация.
  • Тема 16. Арктика и Дальний Восток – уязвимость и адаптация.
  • Тема 17. Благоприятные возможности для регионов - как их использовать?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Проводится по темам: - Тема 1 (Адаптация к изменениям климата и ее виды. История вопроса в России и за рубежом), - Тема 2 (Дефицит и пределы адаптации. Маладаптация. Стоимость непроведения адаптации) - Тема 3 (Концепция климатообусловленного риска и оценка уязвимости. Методики Росгидромета, МЧС, Минприроды и Минэкономразвития) - Тема 4 (Физические риски для предприятий и корпораций) - Тема 5 (Денежная и неэкономическая оценка дефицита адаптации) - Тема 6 (Национальные, отраслевые и региональные планы адаптации. Реалистичность и эффективность) - Тема 7 (Адаптация и Цели устойчивого развития) От студентов ожидается 100% посещаемость всех семинаров.
  • неблокирующий Эссе
    Проводится: 3 модуль 2023/2024 Учебный период, в домашних условиях. Описание: проводится по теме: - Тема 8 (Климатозависимость отраслей экономики), - Тема 9 (Сельское и лесное хозяйство – уязвимость и адаптация) - Тема 10 (Транспорт и ЖКХ – уязвимость и адаптация) - Тема 11 (Энергетика и промышленность – уязвимость и адаптация) - Тема 12 (Здоровье населения и охрана природы – уязвимость и адаптация) В эссе должны быть раскрыты следующие вопросы: Какие климатические факторы оказывают влияние на данный сектор экономики? Привести примеры ущербов. Какие пороговые значения опасных явлений считаются критическими именно для этого сектора? Какие объекты нуждаются в защите от опасных и неблагоприятных явлений? Какие технологии адаптации используются или предлагаются?
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Контрольная работа + 0.2 * Экзамен + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Filho, Walter & Adamson, K.R. & Dunk, Rachel & Azeiteiro, Ulisses & Illingworth, Samuel & Alves, Fátima. (2016). Implementing Climate Change Adaptation in Cities and Communities: Integrating Strategies and Educational Approaches. 10.1007/978-3-319-28591-7.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Mai Farid, Michael Keen, Michael G. Papaioannou, Ian W.H. Parry, Catherine A Pattillo, & Anna Ter-Martirosyan. (2016). After Paris; Fiscal, Macroeconomic and Financial Implications of Global Climate Change. IMF Staff Discussion Notes. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.imf.imfsdn.16.01