• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Complex Social Analysis"

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered at:
School of Sociology
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов как с общими основаниями научного производства и научного стиля изложения его результатов, так и с конкретными правилами написания научно-исследовательской работы, начиная от ее проекта и заканчивая презентацией и защитой. Семинар призван способствовать подготовке выпускных работ студентов. Он учит планировать и проводить исследования, анализировать и интерпретировать данные, грамотно излагать и презентовать результаты исследования. Тем самым семинар призван способствовать формированию системных, профессиональных и социально-личностных компетенций в области социальной теории, развитию представлений о современных проблемах и тенденциях в социологической науке, расширению профессиональных аналитических навыков и практических компетенций, способствуя тем самым реализации базовых целей и задач магистерской программы «Комплексный социальный анализ».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель семинара – систематизировать у студентов навыки исследовательской работы и сфокусировать их знания и компетенции на подготовке магистерской диссертации. Семинар призван стимулировать развитие собственной научно-исследовательской работы магистрантов, что пред-полагает также включение их в научную жизнь преподавательского коллектива и более широко-го научного сообщества. Курс знакомит студентов как с общими основаниями научного производства и научного стиля изложения его результатов, так и с конкретными правилами написания научно-исследовательской работы, начиная от ее проекта и заканчивая презентацией и защитой. Главная задача курса – подготовка собственной выпускной работы магистрантов, планирование и проведение исследования, анализ и интерпретация полученных данных, грамотное изложение результатов и адекватная их презентация. Тем самым семинар призван способствовать формированию системных, профессиональных и социально-личностных компетенций в области социальной теории, развитию представлений о современных проблемах и тенденциях в социологической науке, расширению профессиональных аналитических навыков и практических компетенций, способствуя тем самым реализации базовых целей и задач магистерской программы «Комплексный социальный анализ»
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомство с научными направлениями программы
  • Знать и уметь пользоваться доступными источниками статистических и вторичных данных.
  • Знать регламент проведения защиты магистерской диссертации.
  • Понимание специфики текста диссертации.
  • студент должен владеть навыками• получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу; • анализа текстов и материалов по социологической проблематике
  • студент умеет• самостоятельно ориентироваться в междисциплинарном пространстве наличных соци-альных проблем и адекватно соотносить с ними свой исследовательский интерес; • критически анализировать и оценивать эмпирические проекты в области социологии; • корректно формулировать проблему исследования, цель, задачи, объект, предмет, основные гипотезы
  • Умение применить концептуальный анализ в научном исследовании
  • Умение сформировать дизайн исследования
  • Уметь презентовать проект дипломных работ и отвечать на вопросы комиссии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел II. Принципы, формы и методы научной работы Тема 1. Академическое чтение и академическое письмо
  • Раздел 1. Профориентационные выступления преподавателей кафедры и приглашенных специалистов, участие в научных мероприятиях, проводимых на факультете и кафедре, обсуждение исследовательских проектов и текстов.
  • Тема 2. Концептуальный анализ в научном исследовании
  • Тема 3. Написание диссертации: основные принципы и выборочный анализ «успешных» и «неуспешных» диссертаций
  • Тема 4. Интервью: когнитивные и практические аспекты.
  • Тема 5. Методология социологического исследования: полевая работа.
  • Тема 6. Поиск литературы в электронных базах данных НИУ ВШЭ
  • Тема 7. Доступные источники статистических и вторичных данных.
  • Тема 8. Актуальные проблемы социологических исследований
  • Тема 9. Презентация и защита работы.
  • Раздел III. Презентация проектов курсовых и дипломных работ студентов, обсуждение черновых версий текстов курсовых и дипломных работ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
    студент на семинаре задает вопросы, комментирует представленный в презентации материал.
  • неблокирующий Рецензирование проекта магистерской работы сокурсника
    рецензия на проект работы сокурсника
  • неблокирующий текст (черновик) диссертации
    текст (черновик) магистерской диссертации, выполненный не менее, чем на 60%
  • неблокирующий презентация Вводной части магистерской работы
    Презентация последовательной доработки проекта (текста) диссертации
  • неблокирующий Синопсис (литобзор, методология, концептуальная модель, эмпирический кейс)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.25 * Активность + 0.25 * Активность + 0.25 * Активность + 0.25 * Активность + 0.25 * Синопсис (литобзор, методология, концептуальная модель, эмпирический кейс) + 0.25 * Синопсис (литобзор, методология, концептуальная модель, эмпирический кейс) + 0.25 * Синопсис (литобзор, методология, концептуальная модель, эмпирический кейс) + 0.25 * Синопсис (литобзор, методология, концептуальная модель, эмпирический кейс)
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.25 * Активность + 0.25 * Активность + 0.25 * Активность + 0.25 * Активность + 0.25 * Синопсис (литобзор, методология, концептуальная модель, эмпирический кейс) + 0.25 * Синопсис (литобзор, методология, концептуальная модель, эмпирический кейс) + 0.25 * Синопсис (литобзор, методология, концептуальная модель, эмпирический кейс) + 0.25 * Синопсис (литобзор, методология, концептуальная модель, эмпирический кейс)
  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    0.2 * Рецензирование проекта магистерской работы сокурсника + 0.2 * Рецензирование проекта магистерской работы сокурсника + 0.4 * презентация Вводной части магистерской работы + 0.4 * презентация Вводной части магистерской работы + 0.4 * презентация Вводной части магистерской работы + 0.4 * презентация Вводной части магистерской работы
  • 2024/2025 учебный год 4 модуль
    0.5 * презентация Вводной части магистерской работы + 0.5 * презентация Вводной части магистерской работы + 0.5 * текст (черновик) диссертации + 0.5 * текст (черновик) диссертации
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849
  • Создание академического текста : учеб. пособие для вузов, Ярская-Смирнова, Е. Р., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009
  • Социологическая теория: история, современность, перспективы : альм. журн. "Социологическое обозрение", , 2008

Авторы

  • Баньковская Светлана Петровна
  • Рождественская Елена Юрьевна
  • Ледяев Валерий Георгиевич