• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

51.04.01 Cultural Studies

Approved by
Приказ от 25.10.2021 №6.18.1-01/251021-13
HSE University Educational Standard
Last Update
Протокол №1 заседания академического совета от 30.06.2023
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

2 years

Full-time, 120 З.Е.

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Master

Double-degree Programme

No

Use of online learning

Tracks

2024/2025 Academic year

Visual Culture

Type: General
Track Supervisor: Vasileva, Victoria O.
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр
Key learning outcomes:
  • КОР-1 Разрабатывает теоретические модели для описания различных явлений в сфере современной культуры
  • КОР-2 Обосновывает выбор методологических стратегий, адекватных исследованиям в области современных культурных исследований
  • КОР-3 Анализирует, верифицирует и оценивает полноту информации, полученную в ходе профессиональной деятельности и при необходимости восполняет недостающую информацию, используя методы культурных исследований
  • КОР-4 Объясняет социальные и политические процессы на основе современных культурологических концепций, формулирует актуальные проблемы развития общества и культуры, прогнозирует социальную и культурную динамику
  • КОР-5 Анализирует результаты фундаментальных и прикладных исследований в сфере культурологии, формирует экспертные заключения, нацеленные на модернизацию текущих социокультурных программ и стратегий развития общества
Description of the professional field:
  • ПК-1 Способен, опираясь на знание современных проблем культурологии, разрабатывать и обосновывать способы их решения в своей научно-теоретической и практической деятельности
  • ПК-2 Способен осуществлять междисциплинарное взаимодействие и сотрудничество с представителями смежных областей знания в ходе решения научно- исследовательских и прикладных задач
  • ПК-3 Способен самостоятельно и ясно формулировать задачи научных исследований и проводить углубленную их разработку, корректно формулировать цели и достигать новых результатов в своей профессиональной области
  • ПК-4 Способен осуществлять экспертизу исследований и проектов социокультурного профиля и представлять ее итоги в виде отчетов, обзоров, аналитических карт, докладов и статей
  • ПК-5 Способен грамотно использовать качественные методы при работе с современными визуальными медиа
  • ПК-6 Способен организовать научные исследования, соблюдая принципы академической этики, с пониманием личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы
  • ПК-7 Способен предоставлять консультации в области разработки культурных государственных и частных проектов
  • ПК-8 Способен создавать и использовать нормативные документы в пределах своих профессиональных обязанностей
  • ПК-9 Способен руководить профессиональной деятельностью в сфере культурного проектирования и функционирования культурных институций на основе правовых и профессиональных этических норм
  • ПК-10 Способен понимать и анализировать социальные и мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной деятельности
  • ПК-11 Способен создавать и редактировать на русском (государственном) языке культурологические тексты для задач профессиональной и научной деятельности
Description of educational modules:
В основном блоке дисциплин студенты получают набор курсов, необходимый для их специализации как исследователей культуры с широкоформатных, методологически обоснованных позиций. Студенты знакомятся с ключевыми идеями современной гуманитарной мысли и с тем, как она склонна обобщать и объяснять культурные феномены. Студентам предлагаются курсы по современной эстетике, философии современного искусства, теории образа, исследованиям аффекта и др.

Блок НИСов готовит студентов к исследовательской деятельности в сфере изучения культуры: изучаются методы исследований, современные подходы к анализу и описанию культурных феноменов, обсуждаются актуальные проблемы, проводятся ридинг-семинары.

Студентам предлагаются, кроме того, курсы по выбору, позволяющие индивидуализировать отдельный образовательный трек и осуществить дополнительную специализацию, сделав собственное исследование междисциплинарным, ориентированным на актуальные разработки в сфере современной гуманитаристики.

Блоком, подводящим итог обучению, являются написание и публичная защита ВКР по одному из проблемных вопросов исследований культуры.

Cinema Studies

Type: General
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр
Key learning outcomes:
  • КОР-1 Разрабатывает теоретические модели для описания различных явлений в сфере современной культуры
  • КОР-2 Обосновывает выбор методологических стратегий, адекватных исследованиям в области современных культурных исследований
  • КОР-3 Анализирует, верифицирует и оценивает полноту информации, полученную в ходе профессиональной деятельности и при необходимости восполняет недостающую информацию, используя методы культурных исследований
  • КОР-4 Объясняет социальные и политические процессы на основе современных культурологических концепций, формулирует актуальные проблемы развития общества и культуры, прогнозирует социальную и культурную динамику
  • КОР-5 Анализирует результаты фундаментальных и прикладных исследований в сфере культурологии, формирует экспертные заключения, нацеленные на модернизацию текущих социокультурных программ и стратегий развития общества
Description of the professional field:
  • ПК-1 Способен, опираясь на знание современных проблем культурологии, разрабатывать и обосновывать способы их решения в своей научно-теоретической и практической деятельности
  • ПК-2 Способен осуществлять междисциплинарное взаимодействие и сотрудничество с представителями смежных областей знания в ходе решения научно- исследовательских и прикладных задач
  • ПК-3 Способен самостоятельно и ясно формулировать задачи научных исследований и проводить углубленную их разработку, корректно формулировать цели и достигать новых результатов в своей профессиональной области
  • ПК-4 Способен осуществлять экспертизу исследований и проектов социокультурного профиля и представлять ее итоги в виде отчетов, обзоров, аналитических карт, докладов и статей
  • ПК-5 Способен грамотно использовать качественные методы при работе с современными визуальными медиа
  • ПК-6 Способен организовать научные исследования, соблюдая принципы академической этики, с пониманием личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы
  • ПК-7 Способен предоставлять консультации в области разработки культурных государственных и частных проектов
  • ПК-8 Способен создавать и использовать нормативные документы в пределах своих профессиональных обязанностей
  • ПК-9 Способен руководить профессиональной деятельностью в сфере культурного проектирования и функционирования культурных институций на основе правовых и профессиональных этических норм
  • ПК-10 Способен понимать и анализировать социальные и мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной деятельности
  • ПК-11 Способен создавать и редактировать на русском (государственном) языке культурологические тексты для задач профессиональной и научной деятельности

Cultural Anthropology

Type: General
Track Supervisor: Demintseva, Ekaterina
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр
Key learning outcomes:
  • КОР-1 Разрабатывает теоретические модели для описания различных явлений в сфере современной культуры
  • КОР-2 Обосновывает выбор методологических стратегий, адекватных исследованиям в области современных культурных исследований
  • КОР-3 Анализирует, верифицирует и оценивает полноту информации, полученную в ходе профессиональной деятельности и при необходимости восполняет недостающую информацию, используя методы культурных исследований
  • КОР-4 Объясняет социальные и политические процессы на основе современных культурологических концепций, формулирует актуальные проблемы развития общества и культуры, прогнозирует социальную и культурную динамику
  • КОР-5 Анализирует результаты фундаментальных и прикладных исследований в сфере культурологии, формирует экспертные заключения, нацеленные на модернизацию текущих социокультурных программ и стратегий развития общества
Description of the professional field:
  • ПК-1 Способен, опираясь на знание современных проблем культурологии, разрабатывать и обосновывать способы их решения в своей научно-теоретической и практической деятельности
  • ПК-2 Способен осуществлять междисциплинарное взаимодействие и сотрудничество с представителями смежных областей знания в ходе решения научно- исследовательских и прикладных задач
  • ПК-3 Способен самостоятельно и ясно формулировать задачи научных исследований и проводить углубленную их разработку, корректно формулировать цели и достигать новых результатов в своей профессиональной области
  • ПК-4 Способен осуществлять экспертизу исследований и проектов социокультурного профиля и представлять ее итоги в виде отчетов, обзоров, аналитических карт, докладов и статей
  • ПК-5 Способен грамотно использовать качественные методы при работе с современными визуальными медиа
  • ПК-6 Способен организовать научные исследования, соблюдая принципы академической этики, с пониманием личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы
  • ПК-7 Способен предоставлять консультации в области разработки культурных государственных и частных проектов
  • ПК-8 Способен создавать и использовать нормативные документы в пределах своих профессиональных обязанностей
  • ПК-9 Способен руководить профессиональной деятельностью в сфере культурного проектирования и функционирования культурных институций на основе правовых и профессиональных этических норм
  • ПК-10 Способен понимать и анализировать социальные и мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной деятельности
  • ПК-11 Способен создавать и редактировать на русском (государственном) языке культурологические тексты для задач профессиональной и научной деятельности
Description of educational modules:
В основном блоке дисциплин студенты получают набор курсов, необходимый для их специализации как исследователей культуры с широкоформатных, методологически обоснованных позиций. Студенты знакомятся с ключевыми идеями современной гуманитарной мысли и с тем, как она склонна обобщать и объяснять культурные феномены. Студентам предлагаются курсы по антропологии культурной памяти, антропологии религии, цифровой и визуальной антропологии и др.

Блок НИСов готовит студентов к исследовательской деятельности в сфере изучения культуры: изучаются методы исследований, современные подходы к анализу и описанию культурных феноменов, обсуждаются актуальные проблемы, проводятся ридинг-семинары.

Студентам предлагаются, кроме того, курсы по выбору, позволяющие индивидуализировать отдельный образовательный трек и осуществить дополнительную специализацию, сделав собственное исследование междисциплинарным, ориентированным на актуальные разработки в сфере современной гуманитаристики.

Блоком, подводящим итог обучению, являются написание и публичная защита ВКР по одному из проблемных вопросов исследований культуры.

2023/2024 Academic year

Visual Culture

Type: General
Track Supervisor: Vasileva, Victoria O.
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр
Key learning outcomes:
  • КОР-1 Разрабатывает теоретические модели для описания различных явлений в сфере современной культуры
  • КОР-2 Обосновывает выбор методологических стратегий, адекватных исследованиям в области современных культурных исследований
  • КОР-3 Анализирует, верифицирует и оценивает полноту информации, полученную в ходе профессиональной деятельности и при необходимости восполняет недостающую информацию, используя методы культурных исследований
  • КОР-4 Объясняет социальные и политические процессы на основе современных культурологических концепций, формулирует актуальные проблемы развития общества и культуры, прогнозирует социальную и культурную динамику
  • КОР-5 Анализирует результаты фундаментальных и прикладных исследований в сфере культурологии, формирует экспертные заключения, нацеленные на модернизацию текущих социокультурных программ и стратегий развития общества
Description of the professional field:
  • ПК-1 Способен, опираясь на знание современных проблем культурологии, разрабатывать и обосновывать способы их решения в своей научно-теоретической и практической деятельности
  • ПК-2 Способен осуществлять междисциплинарное взаимодействие и сотрудничество с представителями смежных областей знания в ходе решения научно- исследовательских и прикладных задач
  • ПК-3 Способен самостоятельно и ясно формулировать задачи научных исследований и проводить углубленную их разработку, корректно формулировать цели и достигать новых результатов в своей профессиональной области
  • ПК-4 Способен осуществлять экспертизу исследований и проектов социокультурного профиля и представлять ее итоги в виде отчетов, обзоров, аналитических карт, докладов и статей
  • ПК-5 Способен грамотно использовать качественные методы при работе с современными визуальными медиа
  • ПК-6 Способен организовать научные исследования, соблюдая принципы академической этики, с пониманием личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы
  • ПК-7 Способен предоставлять консультации в области разработки культурных государственных и частных проектов
  • ПК-8 Способен создавать и использовать нормативные документы в пределах своих профессиональных обязанностей
  • ПК-9 Способен руководить профессиональной деятельностью в сфере культурного проектирования и функционирования культурных институций на основе правовых и профессиональных этических норм
  • ПК-10 Способен понимать и анализировать социальные и мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной деятельности
  • ПК-11 Способен создавать и редактировать на русском (государственном) языке культурологические тексты для задач профессиональной и научной деятельности
Description of educational modules:
В основном блоке дисциплин студенты получают набор курсов, необходимый для их специализации как исследователей культуры с широкоформатных, методологически обоснованных позиций. Студенты знакомятся с ключевыми идеями современной гуманитарной мысли и с тем, как она склонна обобщать и объяснять культурные феномены. Студентам предлагаются курсы по современной эстетике, философии современного искусства, теории образа, исследованиям аффекта и др.

Блок НИСов готовит студентов к исследовательской деятельности в сфере изучения культуры: изучаются методы исследований, современные подходы к анализу и описанию культурных феноменов, обсуждаются актуальные проблемы, проводятся ридинг-семинары.

Студентам предлагаются, кроме того, курсы по выбору, позволяющие индивидуализировать отдельный образовательный трек и осуществить дополнительную специализацию, сделав собственное исследование междисциплинарным, ориентированным на актуальные разработки в сфере современной гуманитаристики.

Блоком, подводящим итог обучению, являются написание и публичная защита ВКР по одному из проблемных вопросов исследований культуры.

Cultural Anthropology

Type: General
Track Supervisor: Demintseva, Ekaterina
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр
Key learning outcomes:
  • КОР-1 Разрабатывает теоретические модели для описания различных явлений в сфере современной культуры
  • КОР-2 Обосновывает выбор методологических стратегий, адекватных исследованиям в области современных культурных исследований
  • КОР-3 Анализирует, верифицирует и оценивает полноту информации, полученную в ходе профессиональной деятельности и при необходимости восполняет недостающую информацию, используя методы культурных исследований
  • КОР-4 Объясняет социальные и политические процессы на основе современных культурологических концепций, формулирует актуальные проблемы развития общества и культуры, прогнозирует социальную и культурную динамику
  • КОР-5 Анализирует результаты фундаментальных и прикладных исследований в сфере культурологии, формирует экспертные заключения, нацеленные на модернизацию текущих социокультурных программ и стратегий развития общества
Description of the professional field:
  • ПК-1 Способен, опираясь на знание современных проблем культурологии, разрабатывать и обосновывать способы их решения в своей научно-теоретической и практической деятельности
  • ПК-2 Способен осуществлять междисциплинарное взаимодействие и сотрудничество с представителями смежных областей знания в ходе решения научно- исследовательских и прикладных задач
  • ПК-3 Способен самостоятельно и ясно формулировать задачи научных исследований и проводить углубленную их разработку, корректно формулировать цели и достигать новых результатов в своей профессиональной области
  • ПК-4 Способен осуществлять экспертизу исследований и проектов социокультурного профиля и представлять ее итоги в виде отчетов, обзоров, аналитических карт, докладов и статей
  • ПК-5 Способен грамотно использовать качественные методы при работе с современными визуальными медиа
  • ПК-6 Способен организовать научные исследования, соблюдая принципы академической этики, с пониманием личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы
  • ПК-7 Способен предоставлять консультации в области разработки культурных государственных и частных проектов
  • ПК-8 Способен создавать и использовать нормативные документы в пределах своих профессиональных обязанностей
  • ПК-9 Способен руководить профессиональной деятельностью в сфере культурного проектирования и функционирования культурных институций на основе правовых и профессиональных этических норм
  • ПК-10 Способен понимать и анализировать социальные и мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной деятельности
  • ПК-11 Способен создавать и редактировать на русском (государственном) языке культурологические тексты для задач профессиональной и научной деятельности
Description of educational modules:
В основном блоке дисциплин студенты получают набор курсов, необходимый для их специализации как исследователей культуры с широкоформатных, методологически обоснованных позиций. Студенты знакомятся с ключевыми идеями современной гуманитарной мысли и с тем, как она склонна обобщать и объяснять культурные феномены. Студентам предлагаются курсы по антропологии культурной памяти, антропологии религии, цифровой и визуальной антропологии и др.

Блок НИСов готовит студентов к исследовательской деятельности в сфере изучения культуры: изучаются методы исследований, современные подходы к анализу и описанию культурных феноменов, обсуждаются актуальные проблемы, проводятся ридинг-семинары.

Студентам предлагаются, кроме того, курсы по выбору, позволяющие индивидуализировать отдельный образовательный трек и осуществить дополнительную специализацию, сделав собственное исследование междисциплинарным, ориентированным на актуальные разработки в сфере современной гуманитаристики.

Блоком, подводящим итог обучению, являются написание и публичная защита ВКР по одному из проблемных вопросов исследований культуры.
Competitive Advantages

К конкурентным преимуществам программы следует отнести следующие ее особенности:

– Программа не только исповедует, но и воплощает принцип междисциплинарности, включая в себя три взаимосвязанных тематических направления: культурная антропология, визуальные исследования и исследования взаимосвязи культуры и чувственности.

– Это единственная программа в Российской Федерации и СНГ по направлению визуальных исследований и вторая в России, предлагающая студентам возможность получения магистерской степени по культурологии с антропологическим профилем.

– Программа основывает свои учебные планы и содержание курсов на передовых международных исследованиях в сфере современных культурных исследований.

– Среди преподавателей программы – ведущие специалисты в области культурных и визуальных исследований.

– Программа эффективно использует развитую инфраструктуру НИУ ВШЭ (доступ к международным базам актуальной научной периодики, университетская библиотека, разветвлённая сеть исследовательских центров и научных лабораторий НИУ ВШЭ), а также культурную инфраструктуру Москвы, позволяющую организовать разноплановую учебную практику для студентов программы.

– Программа оптимально сочетает в себе прикладную и исследовательскую составляющие, а также предоставляет студентам широкие возможности в формировании индивидуальной образовательной траектории.

Программа включает в себя три траектории, каждая из которых относится одновременно к двум видам: «общая» и «исследовательская».

1. Культурная антропология

Основной тематический фокус траектории: исследование различных обществ, вовлеченных в сложные процессы современного мира, такие как миграция, транснациональные практики, глобальные экономические кризисы, постколониальные отношения прошлого и современности. В центре внимания также находится влияние цифровой культуры на формирование культурной и социальной идентичности жителя современного города.

2. Визуальная культура

Тематический профиль этой траектории – когнитивные и социальные функции визуальных образов; взаимосвязь визуальности и социальной организации; трансформация визуального опыта в цифровых средах; влияние современной визуальной культуры на сферу искусства; роль визуальных образов в науке, политике, медицине и образовании; этические импликации визуальной коммуникации.

3. Социальная эстетика

Социальная эстетика – активно развивающееся в настоящее время междисциплинарное направление в культурных исследованиях, нацеленное на исследование роли перцептивного и эмоционально-аффективного опыта в современной культуре. Основная проблематика траектории: культурное измерение перцептивного опыта (sensory studies); культурализация и эстетизация экономики; роль телесности и чувственности в производстве и распространении знания; исследования функции звука в современной культуре и культурах прошлого (sound studies); децентрация искусства и ее значение для расширения эстетической сферы; социальные и культурные следствия современной экспансии эстетического опыта за пределы искусства; эстетические предпосылки социальной и политической коммуникации; исследования материальной культуры (material culture studies).

Траектории дополняют друг друга в тематическом отношении, образуя образовательное пространство, содержательно более насыщенное по сравнению с обычным – монотематическим – форматом магистерских программ. Модульная система организации программы позволит индивидуализировать учебные планы студентов, связать учебные курсы с актуальной повесткой культурных исследований, а также оптимально использовать кадровые ресурсы университета. Возможность варьирования траекторий как в количественном, так и в содержательном отношении позволит оперативно реагировать на текущие изменения на рынках труда и в актуальной исследовательский повестке.

Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Программа ориентирована на подготовку выпускников, способных:

  • хорошо ориентироваться в современных культурологических концепциях, теориях образности, визуальности, влиянии процессов эстетизации на экономику, политику и социальную жизнь, а также в многообразии форм культурных практик, связанных со спецификой человеческих сообществ.
  • аккумулировать, систематизировать и обрабатывать эмпирический материал
  • проводить квалифицированные междисциплинарные исследования в области современных культурных исследований
  • осуществлять критический анализ разнообразных стратегий визуальной репрезентации, используемых СМИ, рекламой, государственными учреждениями и различными социальными и политическими группами;
  • работать в СМИ в качестве редактора, аналитика, критика или рецензента
  • ориентироваться в области современных технологий визуализации, понимать возможности и границы этих технологий;
  • осуществлять экспертное сопровождение коммерческих и государственных проектов, связанных с современной культурой

Возможные места работы выпускников магистратуры

  • Средства массовой информации (редакции телерадиокомпаний, сетевых и бумажных изданий)
  • Учреждения искусства (фонды, музеи, художественные галереи, культурные центры)
  • Коммерческие проекты в сфере современной культуры
  • Научные учреждения (институты, исследовательские группы и проекты)
  • Федеральные и региональные учреждения культуры (муниципальные, региональные и федеральные отделы и управления культуры, аналитические отделы)
  • Высшие учебные заведения (университеты, художественные школы и академии)
  • Негосударственные организации и инициативы в сфере культуры (региональные и международные проекты в сфере культуры, креативные кластеры, частные институты и фонды) 
Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Culture Studies'

Go to Programme Contents and Structure