• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Contemporary Sociological Theory: Models of Explanation and the Logic of Sociological Research

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered at:
School of Sociology
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 2, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс “Модели объяснения и логика социологического исследования” освещает два взаимосвязанных вопроса: - каковы основные типы теоретического объяснения в социологии? - какого рода эмпирические данные используются сторонниками различных моделей объяснения? Методологи и философы науки полагают, что продолжающиеся многие десятилетия споры о логике и методах социальных наук связаны с различиями стратегий и моделей теоретического объяснения. В курсе систематически рассматриваются основные модели социологического объяснения - прежде всего, позитивистская, бихевиористская, интерпретативная, этнометодологическая, функционалистская и структуралистская. Анализируется, какое влияние оказывают различия между описанными моделями на методы исследования, способы концептуализации эмпирического материала, а также на критерии оценки различных теорий. “Полевым материалом” для анализа описанных различий служат основные диспуты о методологии социальных наук - от классической контроверзы “объяснение-понимание” до сравнительно недавних споров о том, насколько применимы принципы рациональности и неопределенности к анализу человеческого действия. В курсе используются многочисленные примеры из реальной исследовательской практики, иллюстрирующие различные методы исследования и модели объяснения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать основные классификации социологических теорий и способы их обоснования; знать основные подходы в области философии социальных наук, ключевые понятия и категории, такие как «объяснение», «интерпретация», «парадигма», «модель», «релятивизм» и др. Уметь применять различные укрупненные социологические теории (программы) для интерпретации эмпирических кейсов и построения программы социологического исследования, включающей общие вопросы выбора методологии, языка и критериев качества предполагаемого исследования. Иметь навыки (приобрести опыт) узнавания и оценки способов социологического теоретизирования и «когнитивных стилей», представляющих различные школы, направления и относящихся к разным историческим этапам развития социологической мысли.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать и анализировать версии структурализма в социальных науках
  • Знать и уметь анализировать варианты интерпретативной модели объяснения
  • Знать и уметь анализировать варианты натуралистской модели объяснения
  • Знать и уметь анализировать варианты функционалистской модели объяснения
  • Знать историю возникновения предметной области
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: исследовательские программы, модели объяснения и логика социологического исследования.
  • Натуралистская парадигма. Позитивизм и дедуктивно-номологическая модель объяснения в социальных науках. Натуралистская модель рационального действия.
  • Функционализм
  • Интерпретативный подход
  • Структурализм
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Эссе
    Критерии оценивания при пересдаче идентичны указанным в программе для данного элемента контроля. Пересдача производится по тем же КИМ.
  • неблокирующий Оценка активности на семинаре (ОАС)
  • неблокирующий Доклад
    Доклад по согласованной с преподавателем теме
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.2 * Доклад + 0.2 * Оценка активности на семинаре (ОАС) + 0.2 * Экзамен + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Американская социологическая мысль: Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц, , 1996
  • Добреньков, В. И., Организация социологического знания : монография / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. — Москва : Русайнс, 2017. — 198 с. — ISBN 978-5-4365-2084-1. — URL: https://book.ru/book/927537 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
  • История теоретической социологии. Т.4: ., Давыдов, Ю. Н., 2002
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2006
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие, Девятко, И. Ф., 2002
  • Современные социологические теории, Ритцер, Дж., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ионин, Л. Г.  Социология культуры : учебник для бакалавриата и магистратуры / Л. Г. Ионин. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 333 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07382-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434573 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Десятова Мария Ивановна
  • Сапонова Анастасия Владимировна
  • Девятко Инна Феликсовна