• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Economics of Education

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Educational Programmes
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.Программа предназначена для студентов магистерской программы «Доказательное развитие образования» Института образования.Программа разработана в соответствии с:•Стандартом НИУ ВШЭ;•Рабочим учебным планом магистерской программы «Доказательное развитие образования».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Экономика образования» являются: - формирование у студентов развернутого представления о том, как устроены рынки высшего образования, какова основа взаимодействия между агентами на данных рынках (как на межуниверситетском уровне, так и на уровне отдельного университета в контексте взаимодействий «вуз – студенты», «преподаватели – администрация»); - знакомство студентов с теоретическими подходами и инструментарием эмпирических исследований анализа этих взаимодействий и оценки их эффективности. На примере рынков высшего образования слушатели курса получат представление об инструментарии и методах эмпирической оценки таких эффектов, таких как детерминанты образовательного выбора, доступность высшего образования, отдача от инвестиций в образование, составляющие результативности учащихся и др. В результате освоения учебной дисциплины студенты должны овладеть следующими образовательными результатами: • Знать: - основные концепции и модели исследований в области экономики образования, - проблематику и основные вопросы междисциплинарных исследований в высшем образовании (с точки зрения экономики, социологии, государственного управления в образовании); • Уметь применять статистический и эконометрический инструментарий к анализу процессов, происходящих на рынке образования; • Иметь навыки (приобрести опыт) прикладного моделирования и эконометрического анализа образовательных рынков на основе работы с реальными данными (с использованием методов теории игр, а также статистического и эконометрического анализа).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знаком с базовыми принципами и методами, которые используют экономисты. Студент умеет интерпретировать взаимосвязи между показателями образования и экономического развития.
  • Студент знаком с моделями выбора вуза, различиями в системах отбора абитуриентов и вступительных испытаний.
  • Студент умеет специфицировать производственную функцию в образовании и оценивать факторы, определяющие академические результаты.
  • Студент различает модели с эффектами сообучения и может специфицировать их в виде регрессионных уравнений.
  • Студент оценивает факторы, определяющие уровень доступности высшего образования, и интерпретирует механизмы влияния.
  • Студент объясняет взаимосвязи между рынком высшего образования и рынком труда, умеет интерпретировать детерминанты отдачи от высшего образования.
  • Студент может анализировать структуру академических контрактов и особенности университетов как организаций.
  • Студент применяет основные концепции и модели исследований в области экономики образования. Студент анализирует проблематику и основные вопросы междисциплинарных исследований в выс-шем образовании (с точки зрения экономики, социологии, государственного управления в образовании). Студент применяет статистический и эконометрический инструментарий к анализу процессов, происходящих на рынке образования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Введение в экономику образования
  • 2. Модели выбора вуза
  • 3. Производственная функция в образовании
  • 4. Эффекты сообучения
  • 5. Доступность высшего образования
  • 6. Образование и рынок труда
  • 7. Университеты и академические контракты
  • 8. Защита исследовательских проектов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    В рамках курса студенты должны сделать доклад или выступить в качестве оппонента по одной из предложенных англоязычных статей, охватывающих тематику курса. Презентацию статьи делают два докладчика совместно, оппонент выступает после презентации. Докладчики должны проанализировать статью, сформулировать исследовательский вопрос, описать бэкграунд, данные и методологию исследования, проинтерпретировать выводы авторов и высказать свое мнение относительно применимости выводов к российскому рынку образования. Задача оппонента – сформулировать общее впечатление о статье, описать достоинства и недостатки статьи, а также организовать дискуссию по статье, подготовив вопросы докладчикам и аудитории.
  • неблокирующий Эссе
    За время курса студенты должны подготовить эссе по одной из проблем, которую изучают экономисты. В эссе необходимо отразить собственную точку зрения и аргументировать ее, подкрепив собственные тезисы результатами предыдущих научных исследований и/или данными официальной статистики. Эссе сдается в электронном виде.
  • неблокирующий Проект исследования
    Одним из контрольных мероприятий является коллективный исследовательский проект исследования. Коллектив из 4-5 человек выбирает одну из тем, предложенных преподавателем и готовит заявку на исследовательский проект. Студенты должны подготовить презентацию проекта исследования, в которой содержится обоснование актуальности (мотивации) исследования, четко сформулирован исследовательский вопрос и задачи исследования, приведен краткий обзор существующих исследований, сформулированы гипотезы, представлено краткое описание данных и методологии исследования, ожидаемые результаты.
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.25 * Доклад + 0.25 * Проект исследования + 0.25 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Keeping up Performances: an international survey of performance-based funding in higher education. (2001). Journal of Higher Education Policy and Management, 23(2), 127–145. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.ris.utwente.nl.publications.5ffdd9f7.b816.4db0.a2b4.2c73bfcc4851
  • North, D. C. (1987). Institutions, Transaction Costs and Economic Growth. Economic Inquiry, (3), 419. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.oup.ecinqu.v25y1987i3p419.28
  • Контракты в академическом мире, Кузьминов, Я. И., 2011
  • Курс микроэкономики : Учебник для вузов, Нуреев, Р.М., 2014
  • Микроэкономика, Пиндайк, Р. С., 2001
  • Экономика образования : человеческий капитал, семья и неравенство, Кекки, Д., 2021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • North, D. C. (1990). Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=510978
  • Основы экономикс, Кругман, П., 2012

Авторы

  • Прахов Илья Аркадьевич
  • Шалом Ксения Владимировна