We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Social Research Methods

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Educational Programmes
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс формирует представления о доказательном подходе в образовании. Знакомит слушателей с тем, что такое информационная основа для принятия решений, оценки эффективности изменений, программ, политик и других исследовательских и управленческих ситуаций. Курс знакомит студентов с основными видами дизайна исследований в образовании, а также нацелен на формирование «методологической чувствительности» или критического взгляда на методологию исследования. Этот курс поможет научиться видеть сильные и слабые стороны в методологии любого этапа исследования – в постановке исследовательского вопроса, в инструментарии сбора и анализа данных, в оценке достаточности оснований для выводов исследования и т.д., а также интерпретировать результаты исследований. В результате успешного освоения курса студент будет уметь использовать результаты исследований в своей профессиональной деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирует представление о доказательном подходе в исследованиях в области образования;
  • знакомит слушателя с информационной средой, позволяющей принимать взвешенные решения с опорой на эмпирические результаты
  • формирует представление об основных дизайнах исследований, направлен на развитие "методологической чувствительности", позволяющей видеть сильные и слабые стороны в методологии исследований
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит и различает основные виды дизайнов исследований в образовании
  • Знает/понимает, что такое доказательная база для принятия решений, изучения ситуации (what is evidence). Различает источники информации для принятия решений
  • Интерпретирует данные исследований в области образования, понимает различия между дизайнами и методологиями исследований
  • Называет основные источники данных релевантных для проведения исследований в образовании
  • Проектирует (разрабатывает) заказ на исследование, проверяет адекватность выбранного дизайна целям или исследовательскому вопросу
  • Студент может аргументировать когда (на каком этапе принятия решений) и с какой целью (что именно нуждается в обосновании) необходимо найти доказательную основу для принятия решений/провести исследование
  • Формулирует исследовательский вопрос на основе анализа реальной ситуации. Выявляет исследовательскую составляющую в реальной ситуации
  • Формулирует признаки качественной и некачественной реализации различных этапов исследования (отличает хорошее исследование от плохого)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Доказательный подход в управлении образованием
  • Тема 2. Дизайн и методология исследования
  • Тема 3. Методы сбора данных
  • Тема 4. Анализ и интерпретация данных
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Задание "Миф ли это?"
    Студенты выполняют задание, основанное на подтверждении или опровержении некоторых суждений, опираясь на данные конкретного исследования. Задание выполняется в группах по 2-3 человека, группы определяются случайным образом. Каждая группа получает собственный "миф" / суждение.
  • неблокирующий Планируемая и реализованная выборка исследования
    Студенты проектируют выборку исследования в рамках выбранного дизайна. Определяют критерии оценки реализованной выборки
  • неблокирующий Дизайн предпроектного исследования по теме Практики
    Студенты в группе описывают Дизайн предпроектного исследования по теме практики
  • неблокирующий Портфель методов
    Настоящее задание формирует более глубокое понимание методов, применяемых в социальных науках для сбора данных. Вы познакомитесь с основными классификациями методов сбора данных, а также с их преимуществами и ограничениями. Выполнение задания включает в себя несколько шагов: Работа в команде по углубленному изучению одного из методов - команда и метод достаются случайно, заполнение шаблона на Miro (Шаг 1) а) Выбор роли и определение состава команды (до 7 человек) для сбора портфеля методов Командная работа по сбору портфеля методов, исходя из вашей роли (Шаг 2) а) Представление портфеля проектов командой б) Обратная связь на синхронном занятии для других команд - Оценка портфелей других команд
  • неблокирующий Дизайн качественного/количественного исследования
  • неблокирующий Описание инструментария исследования
    Студенты делают описание инструментария исследования по теме с учетом Дизайна и требований журналов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.4 * Дизайн предпроектного исследования по теме Практики + 0.2 * Задание "Миф ли это?" + 0.4 * Портфель методов
  • 2025/2026 2nd module
    0.6 * Дизайн качественного/количественного исследования + 0.2 * Описание инструментария исследования + 0.2 * Планируемая и реализованная выборка исследования
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Creswell, J. W. . (DE-588)133331512, (DE-627)543371581, (DE-576)164944168, aut. (1994). Research design qualitative & quantitative approaches John W. Creswell.
  • Думай медленно... решай быстро, Канеман, Д., 2019
  • Социологический метод : практ. пособие по социологии, Хеллевик, О., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • In Search of Evidence: Empirical findings and professional perspectives on evidence-based management. (2015).
  • The shaping of American higher education : emergence and growth of the contemporary system, Cohen, A. M., 2010

Авторы

  • Озерова Мария Викторовна