We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Strategic Thinking and Strategic Analysis

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Стратегическое мышление и стратегический анализ» относится к базовой части дисциплин направления и формирует у студентов знания и навыки для подготовки к карьере профессионального менеджера. Программой дисциплины предусмотрено овладение знаниями и навыками в проведении современного стратегического анализа, а также основами стратегического дизайн-мышления для разработки корпоративной стратегии развития бизнеса и бизнес-стратегий отдельных направлений деятельности. В рамках курса будет сделан фокус на создание основ для формирования стратегического мышления как одного из основных надпрофессиональных навыков. Основой обучения является освоение концептуальных основ стратегического менеджмента, принципов построения стратегического процесса в организации на основе формирования планов и проектирования организационной структуры, организационного научения и предпринимательства. Важной особенностью курса является практическая отработка изучаемых методов стратегического анализа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Практически освоить концепции стратегического мышления и техники современного стратегического анализа;
  • Сформировать понимание стратегического процесса и обеспечить развитие необходимых компетенций для эффективного участия в его организации и реализации;
  • Освоить методы интеграции временной перспективы, анализа стратегических альтернатив и принятия решений в условиях неопределённости;
  • Развить системное представление о деятельности фирмы и реализации проекта в контексте внешнего окружения;
  • Сформировать понимание процессов конкуренции-сотрудничества и создания инноваций ценности, а также умение обосновывать стратегии развития бизнеса на корпоративном уровне и бизнес-стратегии в рамках отдельных направлений деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Проводить стратегический анализ и синтез цепочки (сети) создания ценности, обосновывать in house/outsourcing варианты ее развития, включая цифровую трансформацию в направлении формирования платформы и цифровой экосистемы
  • Системно описывать деятельность организации в контексте внешнего окружения в формате бизнес-модели, а также обосновывать стратегическую инициативу во взаимосвязи маркетинговых, операционных и финансовых параметров
  • Строить карты смежных зон и оценивать их стратегический потенциал для обоснования диверсификационных и интеграционных стратегий развития корпорации
  • Понимает особенности стратегического мышления в бизнесе
  • Умеет формулировать стратегические задачи в условиях неопределённости
  • Знает основные способы форсайт-исследований и прогнозной аналитики
  • Системно описывает деятельность организации в контексте внешнего окружения в формате бизнес-модели, а также обосновывать стратегическую инициативу во взаимосвязи маркетинговых, операционных и финансовых параметров
  • Проводит аудит корпоративного портфеля с применением портфельных матриц и оценить его сбалансированность, а также выявить и оценить ядро (ядра) корпоративного портфеля и оценить их потенциал
  • Проводит стратегический анализ влияния внешнего окружения и потенциала организации, а также синтез адекватных решений по развитию бизнеса
  • Умеет создавать видение будущего и увязывать его с целеполаганием, стратегическими альтернативами и стратегическими вызовами
  • Детально проектировать стратегию развития в формате бизнеса
  • Обосновывать позиционирование ценностных предложений относительно конкурентов, создавать инновации ценности и стратегии голубого океана
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Современный бизнес: тренды, тенденции, ландшафт и модели развития.
  • Тема 2. Введение в стратегическое мышление.
  • Тема 3. Стратегический процесс.
  • Тема 4. Стратегический анализ: основные концепции и модели
  • Тема 5. Сценарный анализ и планирование
  • Тема 6. Бизнес-модель и системное описание бизнеса.
  • Тема 7. Конкурентное позиционирование и стратегия голубого океана.
  • Тема 8. Системная реализация стратегии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен – проводится по итогам освоения дисциплины в рамках экзаменационной сессии 2 модуля в формате индивидуальной письменной работы.
  • блокирующий Разработка и защита командного проекта
    Студенты выполняют в малых группах по 5-6 человек проекты по разработке стратегию развития бизнеса по перспективному направлению деятельности в формате бизнес-модели. На практическом занятии №12 команды готовят итоговую презентацию и представляют ее комиссии.
  • неблокирующий Кейс-практикум
    В течение курса студенты выполняют 4 практических задания/кейса группах по 5-6 человек, результаты которых представляются в виде презентаций.
  • неблокирующий Домашнее задание "Личная стратегия"
    Студенты индивидуально выполняют письменную работу вне занятий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.15 * Домашнее задание "Личная стратегия" + 0.15 * Кейс-практикум + 0.35 * Разработка и защита командного проекта + 0.35 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Конкурентное преимущество : как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость, Портер, М., 2005
  • Современный стратегический анализ, Грант, Р., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 8930 - М.Портер - Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов - 9785961443363 - Альпина Паблишер - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/8930
  • Катькало, В. С. Эволюция теории стратегического управления [Электронный ресурс] : монография / В. С. Катькало; Высшая школа менеджмента СПбГУ. . 3-е изд. . СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2011. . 548 с. - ISBN 978-5-9924-0037-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/492854
  • Построение бизнес-моделей, настольная книга стратега и новатора, пер. с англ. М. Куньевой ; ред. М. Савина ; дизайн А. Смит, 6-е изд., 287 с., Остервальдер, А., Пинье, И., 2016
  • Стратегия голубого океана : как найти или создать рынок, свободный от других игроков, Ким, В. Ч., 2016

Авторы

  • Волкова Ирина Олеговна