We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory of Inventive Problem Solving and Critical Thinking

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of Innovation and Entrepreneurship (Educational Departments)
Course type:
Elective course
When:
1 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на развитие у студентов навыков по применению инструментов нестандартного и системного мышления для решения бизнес-задач. В результате освоения дисциплины студент должен знать основные инструменты ТРИЗ (постановка проблемы, идеальность, противоречие, функционально-ориентированный поиск и другие), уметь применять их в ходе работы по решению реальных бизнес-задач (например, задач по улучшению операционных показателей, задач создания и вывода продукта на рынок, иных организационно-управленческих задач), а также овладеть навыками работы в команде и публичного обсуждения идей и проектов. Особое внимание уделяется развитию творческого мышления, способности анализировать сложные системы и предлагать оригинальные решения. Практическая часть курса включает работу над учебными проблемами, что позволяет обучающимся приобрести навыки применения инструментов ТРИЗ для поиска сильных решений. Программа соответствует требованиям к аттестации на 1 уровень специалиста по ТРИЗ. По итогам обучения возможно прохождение аттестации у Полномочного представителя Экспертно-методического Совета МАТРИЗ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является освоение студентами основных инструментов и алгоритмов решения задач ТРИЗ (постановка проблемы, идеальность, противоречия и другие) и умение применять их в ходе работы по решению реальных бизнес задач (например, задач по улучшению операционных показателей, задач создания и вывода продукта на рынок, иных организационно управленческих задач).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает историю ТРИЗ, основные понятия ТРИЗ, цели применения ТРИЗ
  • Знает определение ПСА, правила ПСА, механизм разрыва причинно-следственных цепочек с помощью оператора отрицания
  • Знает понятие и сущность противоречия, виды противоречий, способы разрешения противоречий
  • Знает содержание системного оператора, этапы функционального анализа, правила свертывания
  • Знает сущность функционально-ориентированного поиска, понятие обобщенной функции, способы поиска «лидирующих» отраслей, сущность и цели применения диверсионного анализа, понятие вредного эффекта, способы создания вредного эффекта
  • Знает что такое идеальность и ИКР, способы поиска и применения ресурсов
  • Умеет формулировать идеальность в задаче, находить ресурсы, создавать список возможных ИКР
  • Умеет формулировать обобщенную функцию, переносить технологию на решаемую задачу, ставит вторичные задачи, создавать вредные эффекты в задаче.
  • Умеет строить причинно-следственную цепочку и применять оператора отрицания для её разрыва
  • Умеет формулировать противоречия, применять способы разрешения физических и технических противоречий
  • Умеет применять «системный оператор» к проблемной ситуации, проводить функциональный анализ (строить функциональную модель) и проводить свертывание.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Знакомство и введение в ТРИЗ. История создания и развития ТРИЗ
  • Работа с проблемным полем и причинно-следственный анализ (ПСА)
  • Идеальность и идеальный конечный результат. Ресурсный анализ
  • Противоречия и приемы их устранения
  • Функционально-ориентированный поиск
  • Функциональный анализ и свертывание
  • Дополнительные методы
  • Комплексные алгоритмы решения сложных задач
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговый тест
    Электронный тест
  • неблокирующий Активность на занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Активность на занятиях + 0.7 * Итоговый тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alpina - 16827 - С.Фаер - Траблшутинг: Как решать нерешаемые задачи, посмотрев на проблему с другой стороны - 9785961452884 - Альпина Паблишер - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/16827
  • Альтшуллер, Г. С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач : пособие / Г. С. Альтшуллер. - 9-е изд. - Москва : Альпина Пабл., 2016. - 402 с. - ISBN 978-5-9614-5558-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/915077

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 18809 - Д. Канеман - Думай медленно, решай быстро (краткое изложение) - 9785961400305kk - КнигиКратко - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/18809

Авторы

  • Огнев Дмитрий Владимирович