• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

37.04.01 Psychology

Approved by
Приказ от 15.08.2014 №6.18.1-01/1508-10
HSE University Educational Standard
Last Update
Протокол заседания Академического совета образовательной программы магистратуры "Системная семейная психотерапия" № 1 от 25.08.2023
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

2 years

Full-time, 120 з.е.

Language of instruction

RUS

Instruction in Russian

Qualification upon graduation

Master

Double-degree Programme

No

Use of online learning

Tracks

2024/2025 Academic year

Systemic Family Therapy

Type: Applied
Track Supervisor: Budinaite, Grazhina L.
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр
Key learning outcomes:

КОР-1 Владеет системной теорией и методологией в психотерапии – понимает специфику и особенности функционирования живых систем в отличие от неживых, знает основные положения классической кибернетики (1 и 2 порядка) основные положения теории коммуникации; знает историю развития системной терапевтической методологии и основных ее трансформаций, различает классическую и постклассическую методологию, различает классические, постклассические и неоклассические терапевтические подходы в системной терапии. Знает основы теории и методы основных школ каждого из основных системных терапевтических подходов

КОР-2 Владеет основами построения терапевтического контакта с одним человеком, парой и семье. Знаком с основными подходами к консультативной и психотерапевтической помощи в ситуации острой травмы и стресса, посттравматического расстройства, потери и горя

КОР-3 Владеет основами знаний в клинической психологии и патопсихологии взрослого и ребенка. Различает клиническую картину психотических и пограничных нарушений. Знаком с основными возрастными особенностями ребенка, подростка, способен устанавливать контакт с детьми разных возрастов; Владеет основными игровыми методами и подходами (не директивными и директивными)

КОР-4 Владеет основными методами и техниками основных классических подходов в системной психотерапии – Транс-генерационного подхода, Структурного, Стратегического и Миланского подходов; Владеет основными методами пост-классических конструктивистских подходов – ОРКТ и Нарративного подхода, умеет организовывать работу в них с индивидуальным клиентом, супружеской парой, семье с детьми. Владеет основами теории и методов неоклассических системных подходов - Терапией субличностей (внутренних семейных систем), Эмоционально-фокусированной терапии

КОР-5 Владеет основными принципами системного подхода к работе с «особым проблемами» в жизни «живых систем», способен проводить терапию семьи, переживающей супружеский развод, имеющей хронически больного члена семьи, семьи с зависимым человеком, ребенка с особыми нуждами, знает основные приемы налаживания супружеского взаимодействия, в том числе в интимной сфере

Description of the professional field:

ПК-1 Способен применять современную методологию научного психологического исследования, осуществляет постановку проблем, гипотез, целей и задач исследования

ПК-2 Способен разрабатывать программу, планировать и реализовывать научное психологическое исследование, применять научно обоснованные методы оценки практики, вмешательств и иных исследовательских и прикладных программ

ПК-3 Способен разрабатывать и выбирать адекватные, надежные и валидные способы экспертной оценки для решения научных и прикладных проблем

ПК-4 Способен учитывать при составлении заключения этапы развития человека и спектр индивидуальных различий

ПК-5 Способен применять научно обоснованные подходы для сбора данных и принятия диагностических решений

ПК-6 Способен адресно формулировать и давать обратную связь по итогам исследования и оценки (диагностики)

ПК-7 Способен разрабатывать и реализовывать научно обоснованные программы вмешательства профилактического, развивающего, коррекционного, психотерапевтического или реабилитационного характера для решения конкретной психологической проблемы отдельных лиц, групп и/или организаций

ПК-8 Способен разрабатывать и реализовывать концептуальные модели и комплексные программы предоставления психологических услуг в области психологического консультирования и психологического сопровождения в соответствии с потребностями и целями клиента или различных групп клиентов

ПК-9 Способен ставить и распределять профессиональные задачи

ПК-10 Способен применять на практике методы делегирования ответственности и контроля, предоставления обратной связи и оценки исполнения, обучения на рабочем месте, индивидуального и группового принятия решений

ПК-11 Способен строить профессиональную деятельность, бизнес и делать выбор, руководствуясь принципами социальной ответственности

ПК-12 Способен популярно излагать сложную научную информацию для разной аудитории

ПК-13 Способен проводить и участвовать в просветительских мероприятиях

ПК-14 Способен организовать и осуществлять взаимодействие со средствами массовой информации

ПК-15 Способен осуществлять помощь и коррекцию профессиональной деятельности коллег своего профиля с использованием адекватных моделей и методов супервизии

ПК-16 Способен использовать профессиональную рефлексию и сотрудничество с профессиональным сообществом для повышения уровня своей компетенции в решении ключевых задач осуществляемой профессиональной практики

 

Description of educational modules:

1. Модуль «Ключевые семинары» предназначен для проектирования персональных образовательных результатов,  а также для получения студентом представления о передовом опыте и/или исследованиях, соотнесенных с тематикой его траектории обучения. 

2. Практический модуль формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности, включая проектную, научно-исследовательскую, предпринимательскую, экспертноаналитическую.
3. Модуль  Major предоставляет возможность освоить профессиональные компетенции, необходимые для достижения персональных образовательных результатов студентов.
4. Модуль МагоЛего даёт студенту возможность получить дополнительные компетенции, позволяющие персонализировать ИУП по запросу студента.

2023/2024 Academic year

Systemic Family Therapy

Type: Applied
Track Supervisor: Budinaite, Grazhina L.
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр
Key learning outcomes:
КОР-1Владеет системной теорией и методологией в психотерапии – понимает специфику и особенности функционирования живых систем в отличие от неживых, знает основные положения классической кибернетики (1 и 2 порядка) основные положения теории коммуникации; знает историю развития системной терапевтической методологии и основных ее трансформаций, различает классическую и постклассическую методологию, различает классические, постклассические и неоклассические терапевтические подходы в системной терапии. Знает основы теории и методы основных школ каждого из основных системных терапевтических подходов
КОР-2Владеет основами построения терапевтического контакта с одним человеком, парой и семье. Знаком с основными подходами к консультативной и психотерапевтической помощи в ситуации острой травмы и стресса, посттравматического расстройства, потери и горя
КОР-3Владеет основами знаний в клинической психологии и патопсихологии взрослого и ребенка. Различает клиническую картину психотических и пограничных нарушений. Знаком с основными возрастными особенностями ребенка, подростка, способен устанавливать контакт с детьми разных возрастов; Владеет основными игровыми методами и подходами (не директивными и директивными)
КОР-4Владеет основными методами и техниками основных классических подходов в системной психотерапии – Транс-генерационного подхода, Структурного, Стратегического и Миланского подходов; Владеет основными методами пост-классических конструктивистских подходов – ОРКТ и Нарративного подхода, умеет организовывать работу в них с индивидуальным клиентом, супружеской парой, семье с детьми. Владеет основами теории и методов неоклассических системных подходов - Терапией субличностей (внутренних семейных систем), Эмоционально-фокусированной терапии
КОР-5Владеет основными принципами системного подхода к работе с «особым проблемами» в жизни «живых систем», способен проводить терапию семьи, переживающей супружеский развод, имеющей хронически больного члена семьи, семьи с зависимым человеком, ребенка с особыми нуждами, знает основные приемы налаживания супружеского взаимодействия, в том числе в интимной сфере
Description of the professional field:
ПК-1Способен применять современную методологию научного психологического исследования, осуществляет постановку проблем, гипотез, целей и задач исследования
ПК-2Способен разрабатывать программу, планировать и реализовывать научное психологическое исследование, применять научно обоснованные методы оценки практики, вмешательств и иных исследовательских и прикладных программ
ПК-3Способен разрабатывать и выбирать адекватные, надежные и валидные способы экспертной оценки для решения научных и прикладных проблем
ПК-4Способен учитывать при составлении заключения этапы развития человека и спектр индивидуальных различий
ПК-5Способен применять научно обоснованные подходы для сбора данных и принятия диагностических решений
ПК-6Способен адресно формулировать и давать обратную связь по итогам исследования и оценки (диагностики)
ПК-7Способен разрабатывать и реализовывать научно обоснованные программы вмешательства профилактического, развивающего, коррекционного, психотерапевтического или реабилитационного характера для решения конкретной психологической проблемы отдельных лиц, групп и/или организаций
ПК-8Способен разрабатывать и реализовывать концептуальные модели и комплексные программы предоставления психологических услуг в области психологического консультирования и психологического сопровождения в соответствии с потребностями и целями клиента или различных групп клиентов
ПК-9Способен ставить и распределять профессиональные задачи
ПК-10Способен применять на практике методы делегирования ответственности и контроля, предоставления обратной связи и оценки исполнения, обучения на рабочем месте, индивидуального и группового принятия решений
ПК-11Способен строить профессиональную деятельность, бизнес и делать выбор, руководствуясь принципами социальной ответственности
ПК-12Способен популярно излагать сложную научную информацию для разной аудитории
ПК-13Способен проводить и участвовать в просветительских мероприятиях
ПК-14Способен организовать и осуществлять взаимодействие со средствами массовой информации
ПК-15Способен осуществлять помощь и коррекцию профессиональной деятельности коллег своего профиля с использованием адекватных моделей и методов супервизии
ПК-16Способен использовать профессиональную рефлексию и сотрудничество с профессиональным сообществом для повышения уровня своей компетенции в решении ключевых задач осуществляемой профессиональной практики

Description of educational modules:

1. Модуль «Ключевые семинары» предназначен для проектирования персональных образовательных результатов,  а также для получения студентом представления о передовом опыте и/или исследованиях, соотнесенных с тематикой его траектории обучения. 

2. Практический модуль формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности, включая проектную, научно-исследовательскую, предпринимательскую, экспертноаналитическую.
3. Модуль  Major предоставляет возможность освоить профессиональные компетенции, необходимые для достижения персональных образовательных результатов студентов.
4. Модуль МагоЛего даёт студенту возможность получить дополнительные компетенции, позволяющие персонализировать ИУП по запросу студента.

2022/2023 Academic year

Systemic Family Therapy

Type: Applied
Track Supervisor: Budinaite, Grazhina L.
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр
Key learning outcomes:
КОР-1Владеет системной теорией и методологией в психотерапии – понимает специфику и особенности функционирования живых систем в отличие от неживых, знает основные положения классической кибернетики (1 и 2 порядка) основные положения теории коммуникации; знает историю развития системной терапевтической методологии и основных ее трансформаций, различает классическую и постклассическую методологию, различает классические, постклассические и неоклассические терапевтические подходы в системной терапии. Знает основы теории и методы основных школ каждого из основных системных терапевтических подходов
КОР-2Владеет основами построения терапевтического контакта с одним человеком, парой и семье. Знаком с основными подходами к консультативной и психотерапевтической помощи в ситуации острой травмы и стресса, посттравматического расстройства, потери и горя
КОР-3Владеет основами знаний в клинической психологии и патопсихологии взрослого и ребенка. Различает клиническую картину психотических и пограничных нарушений. Знаком с основными возрастными особенностями ребенка, подростка, способен устанавливать контакт с детьми разных возрастов; Владеет основными игровыми методами и подходами (не директивными и директивными)
КОР-4Владеет основными методами и техниками основных классических подходов в системной психотерапии – Транс-генерационного подхода, Структурного, Стратегического и Миланского подходов; Владеет основными методами пост-классических конструктивистских подходов – ОРКТ и Нарративного подхода, умеет организовывать работу в них с индивидуальным клиентом, супружеской парой, семье с детьми. Владеет основами теории и методов неоклассических системных подходов - Терапией субличностей (внутренних семейных систем), Эмоционально-фокусированной терапии
КОР-5Владеет основными принципами системного подхода к работе с «особым проблемами» в жизни «живых систем», способен проводить терапию семьи, переживающей супружеский развод, имеющей хронически больного члена семьи, семьи с зависимым человеком, ребенка с особыми нуждами, знает основные приемы налаживания супружеского взаимодействия, в том числе в интимной сфере
Description of the professional field:
ПК-1Способен применять современную методологию научного психологического исследования, осуществляет постановку проблем, гипотез, целей и задач исследования
ПК-2Способен разрабатывать программу, планировать и реализовывать научное психологическое исследование, применять научно обоснованные методы оценки практики, вмешательств и иных исследовательских и прикладных программ
ПК-3Способен разрабатывать и выбирать адекватные, надежные и валидные способы экспертной оценки для решения научных и прикладных проблем
ПК-4Способен учитывать при составлении заключения этапы развития человека и спектр индивидуальных различий
ПК-5Способен применять научно обоснованные подходы для сбора данных и принятия диагностических решений
ПК-6Способен адресно формулировать и давать обратную связь по итогам исследования и оценки (диагностики)
ПК-7Способен разрабатывать и реализовывать научно обоснованные программы вмешательства профилактического, развивающего, коррекционного, психотерапевтического или реабилитационного характера для решения конкретной психологической проблемы отдельных лиц, групп и/или организаций
ПК-8Способен разрабатывать и реализовывать концептуальные модели и комплексные программы предоставления психологических услуг в области психологического консультирования и психологического сопровождения в соответствии с потребностями и целями клиента или различных групп клиентов
ПК-9Способен ставить и распределять профессиональные задачи
ПК-10Способен применять на практике методы делегирования ответственности и контроля, предоставления обратной связи и оценки исполнения, обучения на рабочем месте, индивидуального и группового принятия решений
ПК-11Способен строить профессиональную деятельность, бизнес и делать выбор, руководствуясь принципами социальной ответственности
ПК-12Способен популярно излагать сложную научную информацию для разной аудитории
ПК-13Способен проводить и участвовать в просветительских мероприятиях
ПК-14Способен организовать и осуществлять взаимодействие со средствами массовой информации
ПК-15Способен осуществлять помощь и коррекцию профессиональной деятельности коллег своего профиля с использованием адекватных моделей и методов супервизии
ПК-16Способен использовать профессиональную рефлексию и сотрудничество с профессиональным сообществом для повышения уровня своей компетенции в решении ключевых задач осуществляемой профессиональной практики
Description of educational modules:

1. Модуль «Ключевые семинары» предназначен для проектирования персональных образовательных результатов,  а также для получения студентом представления о передовом опыте и/или исследованиях, соотнесенных с тематикой его траектории обучения. 

2. Практический модуль формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности, включая проектную, научно-исследовательскую, предпринимательскую, экспертноаналитическую.
3. Модуль  Major предоставляет возможность освоить профессиональные компетенции, необходимые для достижения персональных образовательных результатов студентов.
4. Модуль МагоЛего даёт студенту возможность получить дополнительные компетенции, позволяющие персонализировать ИУП по запросу студента.

Competitive Advantages

Наш профиль – системная семейная психотерапия – одно из самых активных и востребованных в мире психотерапевтических направлений. Системная терапия специализируется на таких актуальных для современного общества проблемах, как конфликты в отношениях, проблема одиночества, в том числе - в семье, невозможность создать семью, конфликты родителей и детей, сексуальные трудности в паре, конфликты поколений, зависимости разного рода и многое другое. Спрос на системных семейных терапевтов растет как в России, так и за рубежом.

В России пока что крайне мало программ по обучению семейной психологии, в особенности, дающих государственный диплом. Наша программа – единственная в России магистратура, соответствующая стандартам Тренингового комитета Европейской ассоциации семейных терапевтов.

Являемся единственной российской программой, соответствующей стандартам Тренингового комитета Европейской ассоциации семейных терапевтов (EFTA-TIC).

Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Программа готовит специалистов в сфере оказания психологической помощи в случаях супружеских конфликтов, нарушениях детско-родительского взаимодействия, эмоционального развития и поведения ребенка, невозможности создать собственную семью.

Обучение на программе предполагает активное освоение практических навыков системного терапевта. В обучении используются супервизия (наблюдение за работами опытных терапевтов и показ студентами собственных случаев), студенты проходят клиническую прктику. Большинство студентов приступают к собственной практике ещё до выпуска. Помимо практических навыков, студенты приобретают квалификацию исследователя в области семейной психологии.

Выпускники программы становятся семейными психотерапевтами для работы в клинических, социально-психологических и образовательных организациях, ведут частную практику, работают с индивидуальными клиентами, парами, семьями и другими группами. Работают в общественных помогающих организациях, центрах психологической помощи, кризисных центрах, хосписах, центрах помощи жертвам домашнего насилия, детских домах. Также разрабатывают тренинговые программы, занимаются научными исследованиями, могут преподавать.

 

Programme Modules

Наши студенты обучаются  современным методам исследования семейных систем, их структуры, особенностей взаимодействия в семье, а также  методам оценки  эффективности психотерапии. Они учатся у практикующих профессионалов, признанных российскими и международными сообществами. Мы сотрудничаем с крупнейшими профессиональными организациями – EFTA, IFTA, ОСКиП и другими, а также приглашаем зарубежных специалистов на мастер-классы и лекции. Наши студенты с первого года практикуются в работе с реальными клиентами, проходят супервизии и могут получить сертификат ОСКиП.

 

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Systemic Family Therapy'

Go to Programme Contents and Structure