We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Methods of Teaching RFL and Hands-on Seminar in Methods of Teaching RFL

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс дает магистрантам базовые представления о лингводидактике и учит применять их в практике преподавания русского языка как иностранного, особое внимание уделяется решению лингводидактических задач при помощи новых информационных технологий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс охватывает все базовые области лингводидактики и рассматривает из на примере преподавания русского языка как иностранного.
  • Целью курса «Практикум по методике преподавания РКИ» является подготовка магистров к будущей профессиональной деятельности, получение ими знаний о требованиях российских стандартов к обучению студентов-иностранцев русскому языку на разных этапах, образовательных ресурсах и учебных комплексах в области РКИ и особенностях их применения, а также практическое освоение студентами-магистрантами умений и навыков преподавания РКИ в группах с разным составом обучающихся, а также умений самостоятельной разработки новых учебных программ и курсов по РКИ. Данный курс относится к базовым дисциплинам и обязателен для прохождения. Данный курс продолжает одноименный курс, читавшийся на первом году обучения. Знания, умения и навыки, полученные на данном курсе, могут быть применены в будущей профессиональной деятельности, а также при прохождении практики и при написании ВКР.
  • Курс является вводным и не требует специальных знаний в области лингводидактики, однако предполагает знание ключевых лингвистических понятий и понимание структуры русского языка, а также наличие у слушателей собственного опыта изучения иностранных языков и навыков уверенного пользователя ПК.
  • Знания, умения и навыки, полученные в рамках данного курса могут быть применены в будущей профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализируя конкретное задание, сопоставляют его планируемые результаты с конкретными уровнями таксономии Блума.
  • Воспроизводят все элементы плана урока иностранного языка в правильной последовательности.
  • Воспроизводят не менее 1 техники работы с звучащей речью кроме протокола работы с диалогом.
  • Воспроизводят не менее 2 ключевых характеристик коммуникативного подхода к преподаванию.
  • Воспроизводят описание не менее 3 техник обучения.
  • Воспроизводят описание не менее 3 техник, используемых при преподавании грамматики иностранного языка.
  • Воспроизводят описание не менее 3 техник.
  • Воспроизводят определения основных терминов педагогики, связанных с психологией обучения.
  • Воспроизводят протокол работы с звучащим диалогом.
  • Воспроизводят таксономию Блума.
  • Для аудитории с заданными характеристиками и конкретной обучающей задачи по теме занятия создают план урока / фрагмента урока, используя не менее 1 техники, обсуждавшейся на занятии.
  • Для конкретного грамматического явления русского языка создают план урока (фрагмента урока), используя не менее 1 техники, обсуждавшейся на занятии.
  • Для конкретной обучающей задачи создают план урока РКИ.
  • Используют не менее 1 компьютерного средства при планировании урока РКИ с конкретными образовательными задачами.
  • Могут воспроизвести не менее двух характеристик для каждого из подходов к преподаванию иностранного языка, обсуждавшихся на занятии.
  • Могут перечислить не менее 5 компьютерных инструментов, используемых в преподавании РКИ.
  • Наблюдая урок иностранного языка, относят его к коммуникативному / некоммуникативному. Приводят не менее 2 доказательств своей точки зрения.
  • Наблюдая урок иностранного языка, соотносят его с конкретными подходами к преподаванию, приводят не менее двух доказательств верности соотнесения.
  • Создавая конкретное задание, сопоставляют его планируемые результаты с уровнями таксономии Блума.
  • анализирует проведенные уроки по плану: (а) описание урока, поставленные преподавателем цели и задачи, полное методическое сопровождение урока, (б) что удалось, (в) что нужно изменить / добавить.
  • проводит собственные уроки в группах
  • составляет план занятия, основываясь на оценке уровня владения языком и особенностях групповой динамики конкретных учебных групп
  • студент владеет навыками - преподавания РКИ в группах с разным составом учащихся
  • студент владеет разработки новых учебных программ и учебных материалов для курсов РКИ, ориентированных на учащихся с различными образовательными потребностями
  • студент знает существующие образовательные ресурсы и УМК в области РКИ
  • студент знает требования российских и зарубежных стандартов к обучению РКИ на разных этапах
  • студент умеет использовать известные образовательные ресурсы и УМК в соответствии с образовательными потребностями обучаемого контингента
  • студент умеет ориентироваться в основных областях применения профессиональных навыков и компетенций, приобретенных в рамках программы «Русский язык как иностранный во взаимодействии языков и культур»
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Практикум: разработка и проведение собственных занятий
  • Современные методы и подходы в преподавании РКИ (обзор)
  • Посещения уроков разных уровней с анализом и оценкой применяемых пособий и методик
  • Современные учебные пособия по РКИ (разные уровни и целевые аудитории) и особенности работы с ними
  • Разработка (в команде) собственного учебного курса заданного уровня (обоснование целей, задач, методов, отбора материалов и пр.)
  • Требования государственных стандартов и современные методики тестирования по РКИ
  • Работа с «нестандартными» учащимися РКИ и работа в смешанных группах: рекомендации, материалы
  • Анализ своего урока и уроков однокурсников
  • Разработка собственных уроков и проведение занятий (в группе однокурсников)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Защита работы
  • неблокирующий Защита работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    Оценка складывается из выполнения заданий по двум частям курса в соотношении 0,6(методика преподавания РКИ) + 0,4(компьютерные инструменты в РКИ).
  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    -
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Schwieter, J. W. (2013). Innovative Research and Practices in Second Language Acquisition and Bilingualism. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=622060
  • Вострякова, Н. (2013). Особенности «Дороги В Россию» (Методический Анализ Первой Части Учебного Комплекса) (Рец. На Кн.: Дорога В Россию : Учеб. Русского Языка (Элементарный Уровень) / В. Е. Антонова [И Др.]. Изд. 2-Е, Испр. М. : Цмо Мгу Им. М. В. Ломоносова ; Спб. : Златоуст, 2003. 344 С.). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FF27E798

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Рогачева Е.Н., Семенова Л.И. - Русский как иностранный. Синтаксис простого и сложного предложения: Продвинутый уровень - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 261с. - ISBN: 978-5-9765-3473-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102640

Авторы

  • Кашлева Ксения Константиновна
  • Шнитке Екатерина
  • Еремина Ольга Сергеевна