We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Children's Bilingualism

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит слушателей с особенностями детского билингвизма: анализируются явления интерференции и те особенности недоминантного языка при билингвизме, которые обусловлены его собственной структурой, а не влиянием доминантного идиома ("не-кальки"). Рассматриваются лексические, грамматические, нарративные особенности речи детей-билингвов. Особое внимание уделяется русскому эритажному - недоминантному нестандартному идиому. Курс будет полезен как для исследования речи билингвов, так и с точки зрения методики преподавания русского языка эритажным говорящим.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения курса студент уверенно чувствует себя в роли преподавателя РКИ для детей-билингвов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет основной терминологией для описания детского билингвизма
  • Анализирует научные статьи по теме
  • Подбирает научную литературу по теме
  • Анализирует речевой материал с опорой на материалы курса
  • Владеет терминологическим аппаратом онтолингвистики и билингвального языкознания, уверенно ориентируется в литературе по теме и анализирует речевые данные.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Детское и семейное двуязычие
  • Эксперименты с двуязычными детьми
  • Дети с эритажным русским и дети-носители русского
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация реферата научной статьи по теме курса
    Представьте данные из исследования по теме в виде презентации.
  • неблокирующий Экзамен
    По корпусу RLC опишите явление грамматики.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.5 * Презентация реферата научной статьи по теме курса + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • (Нео)психолингвистика и (психо)лингвокультурология : новые науки о человеке говорящем, , 2017
  • Глухов, В. П.  Психолингвистика : учебник и практикум для вузов / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12584-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447834 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи, Цейтлин, С. Н., 2009
  • Речевые ошибки и их предупреждение : учеб. пособие для вузов, Цейтлин, С. Н., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Second Language Acquisition: An Introductory Course By: Gass, Susan M; Babb-Rosensfeld; Plonsky, Luke; Behney, Jennifer. Routledge. ISBN: 978-0-415-89478-4, 978-0-415-89495-1, 978-0-203-13709-3, 978-1-136-48877-1, 978-1-136-48879-5, 978-1-136-48880-1, 978-1-299-81206-2. Education (General).
  • Возрастная психолингвистика : хрестоматия, , 2004
  • Пищальникова В.А., Хлопова А.И. - Этнопсихолингвистика. Часть 1. Этническая идентичность. Учебное пособие - 978-5-392-31085-2 - Проспект - 2020 - http://ebs.prospekt.org/book/43336 - 43336 - PROSPECT
  • Психолингвистика : учеб. пособие для вузов, Фрумкина, Р. М., 2007
  • Психолингвистика : что мы делаем, когда говорим и думаем. Препринт WP6/2004/04, Фрумкина, Р. М., 2006
  • Этнопсихолингвистика и лингвокультурология : Курс лекций, Красных, В.В., 2002
  • Этнопсихолингвистика, Сорокин, Ю. А., 1988

Авторы

  • Ахапкина Яна Эмильевна