We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Child language

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит слушателей с отечественной традицией изучения детской речи. Особое внимание уделяется роли инпута - речи взрослых, воспринимаемой ребенком. Анализируются различия между разными стратегиями освоения языка (референциальной и экспрессивной), рассматривается освоение звуковой, лексической, грамматической составляющих языка. В фокусе внимания освоение ребенком особенностей функционирования имени и глагола, дейктических слов. Специалистам по русскому языку как иностранному курс будет полезен для понимания закономерностей освоения русского языка как родного.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получить представление о том, какие механизмы помогают ребенку освоить сложную систему навыков, которая требуется для продуктивной речевой деятельности на первом языке; какова роль взрослого в этом процессе; какие стадии проходят дети, начинающие говорить. Ознакомиться с основными работами отечественной онтолингвистики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знаком с основными понятиями онтолингвистики.
  • Студент иллюстрирует тезисы источника примерами.
  • Студент оперирует принятыми в онтолингвистике классификациями.
  • Студент свободно оперирует терминологией дисциплины, знаком с основными подходами к проблематике, иллюстрирует тезисы источника своими примерами.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Детская речь.
  • 2. Детская речь.
  • 3. Детская речь.
  • 4. Детская речь.
  • 5. Детская речь.
  • 6. Детская речь.
  • 7. Детская речь.
  • 8. Детская речь.
  • 9. Детская речь.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проверочная работа
    Ответ на выбранный вопрос.
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.5 * Проверочная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С.Н. Цейтлин. — Москва : Издательство ВЛАДОС, 2017. — 240 с. (Серия: «Учебник для вузов»). – ISBN 978-5-9500675-3-2. – Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1046489 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1046489

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи, Цейтлин, С. Н., 2009
  • Психолингвистика : учеб. пособие для вузов, Фрумкина, Р. М., 2007
  • Речевые ошибки и их предупреждение : учеб. пособие для вузов, Цейтлин, С. Н., 2013
  • Цейтлин, С. (2010). Детская речь. Ребенок осваивает фразеологизмы. Universum: Вестник Герценовского Университета, (11). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.5635850
  • Язык. Речь. Коммуникация: Междисциплинарный словарь, , 2006

Авторы

  • Ахапкина Яна Эмильевна