• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

41.04.01 Foreign Area Studies

Approved by
Протокол №9 заседания ученого совета от 19.10.2021 г.
HSE University Educational Standard
Last Update
Протокол №1 заседания академического совета от 30.06.2023
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

2 years

Full-time, 120 з.е.

Language of instruction

RUSDEU

Instruction in Russian and German

Qualification upon graduation

Master

Double-degree Programme

No

Use of online learning

Tracks

2024/2025 Academic year

Germanica: History and Modernity

Type: General
Track Supervisor: Rezvykh, Petr V.
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр
Key learning outcomes:
  • КОР-1 Проводит целенаправленный поиск, сбор, систематизацию и анализ регионоведческой и страноведческой информации по региону (стране) специализации и представляет их результаты на русском и немецком языках, в том числе в публичном формате
  • КОР-2 Применяет современные коммуникативные технологии на русском и немецком языках для академического и профессионального взаимодействия в мультикультурной среде, учитывает разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
  • КОР-3 Формирует на основе применения междисциплинарных методов гипотезы для выполнения исследовательских задач в рамках регионоведческих и страноведческих исследований по региону (стране) специализации, представляет для обсуждения в профессиональной среде на русском и немецком языках результаты этапов реализации исследования
  • КОР-4 Формулирует на русском и немецком языках самостоятельные интерпретации и обоснованную оценку различных региональных событий, явлений и концепций, связанных с регионом (страной) специализации, в национальном, межрегиональном и глобальном контекстах
  • КОР-5 Осуществляет устную и письменную медийную коммуникацию на русском и немецком языках, в том числе в рамках редакционной политики, с использованием комплексных знаний о регионе (стране) специализации с учетом его (ее) природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей 
Description of the professional field:

Магистерская программа «Germanica: история и современность» основана на применении компетентностной модели высшего профессионального образования, заключающейся в формировании не отдельных знаний по конкретным дисциплинам, а комплексных компетенций, востребованных в области профессиональной деятельности. В процессе освоения программы у магистранта должны сложиться следующие компетенции.

 В организационно-управленческой деятельности:

  • организационная деятельность на уровне сотрудников международных отделов, департаментов и/или зарубежных представительств компаний, банков и органов государственной власти РФ;
  • организация выставок, презентаций, аукционов и иных мероприятий, связанных с зарубежными регионами мира;
  • организация культурных обменов, гуманитарного взаимодействия, связанного с межкультурной коммуникацией;
  • выполнение функций редакторов, продюсеров и переводчиков;
  • организация международных переговоров, встреч, конференций, семинаров.

В проектной деятельности:

  • организация проектов международного профиля, поиск международных партнеров;
  • организация проектной деятельности и руководство творческим коллективом (или организацией);
  • формирование необходимых творческих ресурсов для выполнения проектных задач;
  • оформление и ведение сопроводительной документации по проекту;
  • оценка и презентация результатов коллективной проектной работы.

В консультационной деятельности:

  • оказание консультационной поддержки в рамках своей региональной/страновой специализации по вопросам разработки и реализации образовательных и исследовательских программ регионоведческой направленности;
  • оказание консультационной поддержки органами власти, государственным и коммерческим, российским и зарубежным организациям и НКО в области администрирования взаимодействия с зарубежными регионами мира;
  • консультирование частных лиц по вопросам, связанным с зарубежным регионоведением и страноведением;
  • консультирование редакций СМИ по вопросам, связанным с изучаемым регионом.

 В экспертно-аналитической деятельности:

  • работа с архивами и базами данных, информационными системами, библиотечными, архивными и музейными фондами по регионоведческой и страноведческой тематике;
  • сбор, анализ и систематизация данных, связанных со спецификой зарубежных стран и регионов мира;
  • подготовка экспертно-аналитических материалов в интересах организаций и частных лиц;
  • проведение экспертизы проектных предложений или реализованных проектов в сфере зарубежного регионоведения и страноведения;
  • выполнение функций международных обозревателей, освещение проблематики зарубежных стран и регионов в средствах массовой информации, периодических изданиях, а также в общественно-политической и научно-популярной литературе.

В научно-исследовательской деятельности:

  • планирование и проведение фундаментальных теоретических и прикладных исследований в сфере зарубежного регионоведения и страноведения;
  • сбор и первичная обработка информации с привлечением широкого круга источников на основе использования современных методов и технологий исследований в сфере зарубежного регионоведения;
  • анализ и обобщение результатов научного исследования в соответствии с требованиями зарубежного регионоведения и смежных дисциплин;
  • представление результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований, участие/организация научной дискуссии по материалам регионоведческих исследований.
Перечень профессиональных компетенций:
  •  

    ПК-1 Способен осуществлять поиск необходимой информации в сфере зарубежного регионоведения и страноведения о регионе (стране) специализации с использованием актуальных информационно-коммуникационных технологий
  • ПК-2 Способен ставить исследовательские задачи и выявлять актуальную исследовательскую проблематику в сфере зарубежного регионоведения и страноведения применительно к региону (стране) специализации
  • ПК-3 Способен организовывать и проводить научные исследования в сфере зарубежного регионоведения и страноведения применительно к региону (стране) специализации
  • ПК-4 Способен проводить экспертный анализ и оценку на различных стадиях реализации научно-исследовательских проектов в сфере зарубежного регионоведения и страноведения применительно к региону (стране) специализации
  • ПК-5 Способен к самостоятельному написанию авторских комментариев и других текстов на русском и немецком языках в рамках редакционной политики, обработке и проверке полученной информации, отслеживанию информационных поводов и планированию деятельности
  • ПК-6 Способен использовать в профессиональной деятельности комплексные знания о регионе (стране) специализации с учетом его (ее) природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
  • ПК-7 Способен самостоятельно интерпретировать и давать обоснованную оценку различным научным интерпретациям региональных событий, явлений и концепций в национальном, межрегиональном и глобальном контекстах
Description of educational modules:

Программа состоит из следующих образовательных модулей: Major, «Ключевые семинары», «Практика», «Маголего», ГИА

Модуль Major включает в себя набор курсов, необходимых для специализации по зарубежному регионоведению, c акцентом на изучение специфики немецкоязычного региона и состоит из двух блоков: «Базовые дисциплины» и «Дисциплины по выбору».

Блок «Базовые дисциплины» составляют дисциплины направления и дисциплины специализации.

Дисциплины направления: базовый курс теоретического характера «Введение в регионоведение», в рамках которого репрезентируется профессиональное ядро направления «Зарубежное регионоведение», вводится концептуальный аппарат и дается исследовательский инструментарий регионоведческого анализа; базовый курс «Германия в системе международных отношений» дает общетеоретические основы анализа международных отношений с акцентом на специфику немецкоязычного региона.

Дисциплины специализации: основные курсы специализации. В число дисциплин специализации входят курсы трех типов: 1) курсы, дающие комплексные знания междисциплинарного характера и аналитический инструментарий, необходимые для понимания современной политической, правовой и экономической специфики стран немецкоязычного региона («Экономическая и политическая система современной Германии», «Правовая система немецкоязычных стран»,); 2) курсы, формирующие понимание исторических процессов, определивших своеобразие немецкоязычного языкового ареала, включая интеллектуальную историю и историю идей («ФРГ, ГДР, Австрия, Швейцария и Люксембург как варианты немецкого пути в XX веке», «Ключевые идеи интеллектуальной истории Германии», «Современная философия, психология и социология немецкоязычных стран», «Современная немецкая литература»); 3) методический курс, направленный на совершенствование практических и коммуникативных навыков, необходимых для исследовательской работы в немецкоязычной среде: работа с немецкоязычными архивными материалами, чтение рукописного текста, специальные источниковедческие и палеографические компетенции, аналитическая работа с немецкоязычными академическими текстами, реферирование, рецензирование, устная презентация результатов научного исследования («Анализ академического текста»).

Блок «Дисциплины по выбору» составляют курсы, посвященные углубленному изучению различных сфер художественной культуры немецкоязычного языкового ареала и дающие студентам возможность расширить свой междисциплинарный методологический арсенал в соответствии с профессиональными и исследовательскими интересами, углубить свое понимание общей культурной специфики региона, применяя его к анализу конкретного историко-культурного материала («Искусство и музыкальная культура немецкоязычных стран», «История театра и кинематографа немецкоязычных стран»).

Модуль «Ключевые семинары» состоит из научно-исследовательского семинара и семинара наставника.

Научно-исследовательский семинар актуализирует и адаптирует к исследовательским задачам весь комплекс теоретических знаний, полученных в бакалавриате и магистратуре. На первом году обучения НИС включает в себя различные тематические модули («Немецкая литература и национальный миф», «Повседневная жизнь немцев в XVI-XX вв. как предмет исторического изучения», «Социальные и диалектные особенности современной немецкой языковой среды»), в рамках которых студенты осваивают различные методы научно-исследовательской работы: специфику работы с различными типами источников (как текстовых, так и визуальных), использование электронных баз данных и каталогов, особенности библиографирования немецкоязычных источников и исследовательской литературы и т. п. На втором году обучения работа студентов НИС носит практико-ориентированный характер и предполагает проведение серии встреч и мастер-классов с различными экспертами и практиками в области межкультурного взаимодействия со странами изучаемого региона.

Семинар наставника направлен на освоение и совершенствование магистрантами широкого спектра практических и коммуникативных навыков, необходимых для ориентации в немецкоязычном медийном пространстве, мониторинга и анализа немецкоязычных СМИ и т. п.).

Модуль «Маголего» предполагает освоение студентами дисциплин по выбору из общеуниверситетского пула.

Модуль «Практика» на первом году обучения включает в себя написание курсовой работы по тематике, связанной с немецкоязычным регионом, а на втором — прохождение практики в различных организациях, так или иначе вовлеченных в процессы экономического, общественного и культурного взаимодействия с изучаемым регионом.

Модуль ГИА, подводящий итог обучению, представляет собой написание и публичную защиту выпускной квалификационной работы по проблемных вопросам, связанным с изучением специфики немецкоязычного региона.

2023/2024 Academic year

Germanica: History and Modernity

Type: General
Track Supervisor: Rezvykh, Petr V.
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр
Key learning outcomes:
  • КОР-1 Проводит целенаправленный поиск, сбор, систематизацию и анализ регионоведческой и страноведческой информации по региону (стране) специализации и представляет их результаты на русском и немецком языках, в том числе в публичном формате
  • КОР-2 Применяет современные коммуникативные технологии на русском и немецком языках для академического и профессионального взаимодействия в мультикультурной среде, учитывает разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
  • КОР-3 Формирует на основе применения междисциплинарных методов гипотезы для выполнения исследовательских задач в рамках регионоведческих и страноведческих исследований по региону (стране) специализации, представляет для обсуждения в профессиональной среде на русском и немецком языках результаты этапов реализации исследования
  • КОР-4 Формулирует на русском и немецком языках самостоятельные интерпретации и обоснованную оценку различных региональных событий, явлений и концепций, связанных с регионом (страной) специализации, в национальном, межрегиональном и глобальном контекстах
  • КОР-5 Осуществляет устную и письменную медийную коммуникацию на русском и немецком языках, в том числе в рамках редакционной политики, с использованием комплексных знаний о регионе (стране) специализации с учетом его (ее) природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей 
Description of the professional field:

Магистерская программа «Germanica: история и современность» основана на применении компетентностной модели высшего профессионального образования, заключающейся в формировании не отдельных знаний по конкретным дисциплинам, а комплексных компетенций, востребованных в области профессиональной деятельности. В процессе освоения программы у магистранта должны сложиться следующие компетенции.

 В организационно-управленческой деятельности:

  • организационная деятельность на уровне сотрудников международных отделов, департаментов и/или зарубежных представительств компаний, банков и органов государственной власти РФ;
  • организация выставок, презентаций, аукционов и иных мероприятий, связанных с зарубежными регионами мира;
  • организация культурных обменов, гуманитарного взаимодействия, связанного с межкультурной коммуникацией;
  • выполнение функций редакторов, продюсеров и переводчиков;
  • организация международных переговоров, встреч, конференций, семинаров.

В проектной деятельности:

  • организация проектов международного профиля, поиск международных партнеров;
  • организация проектной деятельности и руководство творческим коллективом (или организацией);
  • формирование необходимых творческих ресурсов для выполнения проектных задач;
  • оформление и ведение сопроводительной документации по проекту;
  • оценка и презентация результатов коллективной проектной работы.

В консультационной деятельности:

  • оказание консультационной поддержки в рамках своей региональной/страновой специализации по вопросам разработки и реализации образовательных и исследовательских программ регионоведческой направленности;
  • оказание консультационной поддержки органами власти, государственным и коммерческим, российским и зарубежным организациям и НКО в области администрирования взаимодействия с зарубежными регионами мира;
  • консультирование частных лиц по вопросам, связанным с зарубежным регионоведением и страноведением;
  • консультирование редакций СМИ по вопросам, связанным с изучаемым регионом.

 В экспертно-аналитической деятельности:

  • работа с архивами и базами данных, информационными системами, библиотечными, архивными и музейными фондами по регионоведческой и страноведческой тематике;
  • сбор, анализ и систематизация данных, связанных со спецификой зарубежных стран и регионов мира;
  • подготовка экспертно-аналитических материалов в интересах организаций и частных лиц;
  • проведение экспертизы проектных предложений или реализованных проектов в сфере зарубежного регионоведения и страноведения;
  • выполнение функций международных обозревателей, освещение проблематики зарубежных стран и регионов в средствах массовой информации, периодических изданиях, а также в общественно-политической и научно-популярной литературе.

В научно-исследовательской деятельности:

  • планирование и проведение фундаментальных теоретических и прикладных исследований в сфере зарубежного регионоведения и страноведения;
  • сбор и первичная обработка информации с привлечением широкого круга источников на основе использования современных методов и технологий исследований в сфере зарубежного регионоведения;
  • анализ и обобщение результатов научного исследования в соответствии с требованиями зарубежного регионоведения и смежных дисциплин;
  • представление результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований, участие/организация научной дискуссии по материалам регионоведческих исследований.
Перечень профессиональных компетенций:
  •  

    ПК-1 Способен осуществлять поиск необходимой информации в сфере зарубежного регионоведения и страноведения о регионе (стране) специализации с использованием актуальных информационно-коммуникационных технологий
  • ПК-2 Способен ставить исследовательские задачи и выявлять актуальную исследовательскую проблематику в сфере зарубежного регионоведения и страноведения применительно к региону (стране) специализации
  • ПК-3 Способен организовывать и проводить научные исследования в сфере зарубежного регионоведения и страноведения применительно к региону (стране) специализации
  • ПК-4 Способен проводить экспертный анализ и оценку на различных стадиях реализации научно-исследовательских проектов в сфере зарубежного регионоведения и страноведения применительно к региону (стране) специализации
  • ПК-5 Способен к самостоятельному написанию авторских комментариев и других текстов на русском и немецком языках в рамках редакционной политики, обработке и проверке полученной информации, отслеживанию информационных поводов и планированию деятельности
  • ПК-6 Способен использовать в профессиональной деятельности комплексные знания о регионе (стране) специализации с учетом его (ее) природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
  • ПК-7 Способен самостоятельно интерпретировать и давать обоснованную оценку различным научным интерпретациям региональных событий, явлений и концепций в национальном, межрегиональном и глобальном контекстах
Description of educational modules:

Программа состоит из следующих образовательных модулей: Major, «Ключевые семинары», «Практика», «Маголего», ГИА

Модуль Major включает в себя набор курсов, необходимых для специализации по зарубежному регионоведению, c акцентом на изучение специфики немецкоязычного региона и состоит из двух блоков: «Базовые дисциплины» и «Дисциплины по выбору».

Блок «Базовые дисциплины» составляют дисциплины направления и дисциплины специализации.

Дисциплины направления: базовый курс теоретического характера «Введение в регионоведение», в рамках которого репрезентируется профессиональное ядро направления «Зарубежное регионоведение», вводится концептуальный аппарат и дается исследовательский инструментарий регионоведческого анализа; базовый курс «Германия в системе международных отношений» дает общетеоретические основы анализа международных отношений с акцентом на специфику немецкоязычного региона.

Дисциплины специализации: основные курсы специализации. В число дисциплин специализации входят курсы трех типов: 1) курсы, дающие комплексные знания междисциплинарного характера и аналитический инструментарий, необходимые для понимания современной политической, правовой и экономической специфики стран немецкоязычного региона («Экономическая и политическая система современной Германии», «Правовая система немецкоязычных стран»,); 2) курсы, формирующие понимание исторических процессов, определивших своеобразие немецкоязычного языкового ареала, включая интеллектуальную историю и историю идей («ФРГ, ГДР, Австрия, Швейцария и Люксембург как варианты немецкого пути в XX веке», «Ключевые идеи интеллектуальной истории Германии», «Современная философия, психология и социология немецкоязычных стран», «Современная немецкая литература»); 3) методический курс, направленный на совершенствование практических и коммуникативных навыков, необходимых для исследовательской работы в немецкоязычной среде: работа с немецкоязычными архивными материалами, чтение рукописного текста, специальные источниковедческие и палеографические компетенции, аналитическая работа с немецкоязычными академическими текстами, реферирование, рецензирование, устная презентация результатов научного исследования («Анализ академического текста»).

Блок «Дисциплины по выбору» составляют курсы, посвященные углубленному изучению различных сфер художественной культуры немецкоязычного языкового ареала и дающие студентам возможность расширить свой междисциплинарный методологический арсенал в соответствии с профессиональными и исследовательскими интересами, углубить свое понимание общей культурной специфики региона, применяя его к анализу конкретного историко-культурного материала («Искусство и музыкальная культура немецкоязычных стран», «История театра и кинематографа немецкоязычных стран»).

Модуль «Ключевые семинары» состоит из научно-исследовательского семинара и семинара наставника.

Научно-исследовательский семинар актуализирует и адаптирует к исследовательским задачам весь комплекс теоретических знаний, полученных в бакалавриате и магистратуре. На первом году обучения НИС включает в себя различные тематические модули («Немецкая литература и национальный миф», «Повседневная жизнь немцев в XVI-XX вв. как предмет исторического изучения», «Социальные и диалектные особенности современной немецкой языковой среды»), в рамках которых студенты осваивают различные методы научно-исследовательской работы: специфику работы с различными типами источников (как текстовых, так и визуальных), использование электронных баз данных и каталогов, особенности библиографирования немецкоязычных источников и исследовательской литературы и т. п. На втором году обучения работа студентов НИС носит практико-ориентированный характер и предполагает проведение серии встреч и мастер-классов с различными экспертами и практиками в области межкультурного взаимодействия со странами изучаемого региона.

Семинар наставника направлен на освоение и совершенствование магистрантами широкого спектра практических и коммуникативных навыков, необходимых для ориентации в немецкоязычном медийном пространстве, мониторинга и анализа немецкоязычных СМИ и т. п.).

Модуль «Маголего» предполагает освоение студентами дисциплин по выбору из общеуниверситетского пула.

Модуль «Практика» на первом году обучения включает в себя написание курсовой работы по тематике, связанной с немецкоязычным регионом, а на втором — прохождение практики в различных организациях, так или иначе вовлеченных в процессы экономического, общественного и культурного взаимодействия с изучаемым регионом.

Модуль ГИА, подводящий итог обучению, представляет собой написание и публичную защиту выпускной квалификационной работы по проблемных вопросам, связанным с изучением специфики немецкоязычного региона.

2022/2023 Academic year

Germanica: History and Modernity

Type: General
Track Supervisor: Rezvykh, Petr V.
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр
Key learning outcomes:
  • КОР-1 Проводит целенаправленный поиск, сбор, систематизацию и анализ регионоведческой и страноведческой информации по региону (стране) специализации и представляет их результаты на русском и немецком языках, в том числе в публичном формате
  • КОР-2 Применяет современные коммуникативные технологии на русском и немецком языках для академического и профессионального взаимодействия в мультикультурной среде, учитывает разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
  • КОР-3 Формирует на основе применения междисциплинарных методов гипотезы для выполнения исследовательских задач в рамках регионоведческих и страноведческих исследований по региону (стране) специализации, представляет для обсуждения в профессиональной среде на русском и немецком языках результаты этапов реализации исследования
  • КОР-4 Формулирует на русском и немецком языках самостоятельные интерпретации и обоснованную оценку различных региональных событий, явлений и концепций, связанных с регионом (страной) специализации, в национальном, межрегиональном и глобальном контекстах
  • КОР-5 Осуществляет устную и письменную медийную коммуникацию на русском и немецком языках, в том числе в рамках редакционной политики, с использованием комплексных знаний о регионе (стране) специализации с учетом его (ее) природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
Description of the professional field:

Магистерская программа «Germanica: история и современность» основана на применении компетентностной модели высшего профессионального образования, заключающейся в формировании не отдельных знаний по конкретным дисциплинам, а комплексных компетенций, востребованных в области профессиональной деятельности. В процессе освоения программы у магистранта должны сложиться следующие компетенции.

 В организационно-управленческой деятельности:

  • организационная деятельность на уровне сотрудников международных отделов, департаментов и/или зарубежных представительств компаний, банков и органов государственной власти РФ;
  • организация выставок, презентаций, аукционов и иных мероприятий, связанных с зарубежными регионами мира;
  • организация культурных обменов, гуманитарного взаимодействия, связанного с межкультурной коммуникацией;
  • выполнение функций редакторов, продюсеров и переводчиков;
  • организация международных переговоров, встреч, конференций, семинаров.

В проектной деятельности:

  • организация проектов международного профиля, поиск международных партнеров;
  • организация проектной деятельности и руководство творческим коллективом (или организацией);
  • формирование необходимых творческих ресурсов для выполнения проектных задач;
  • оформление и ведение сопроводительной документации по проекту;
  • оценка и презентация результатов коллективной проектной работы.

В консультационной деятельности:

  • оказание консультационной поддержки в рамках своей региональной/страновой специализации по вопросам разработки и реализации образовательных и исследовательских программ регионоведческой направленности;
  • оказание консультационной поддержки органами власти, государственным и коммерческим, российским и зарубежным организациям и НКО в области администрирования взаимодействия с зарубежными регионами мира;
  • консультирование частных лиц по вопросам, связанным с зарубежным регионоведением и страноведением;
  • консультирование редакций СМИ по вопросам, связанным с изучаемым регионом.

 В экспертно-аналитической деятельности:

  • работа с архивами и базами данных, информационными системами, библиотечными, архивными и музейными фондами по регионоведческой и страноведческой тематике;
  • сбор, анализ и систематизация данных, связанных со спецификой зарубежных стран и регионов мира;
  • подготовка экспертно-аналитических материалов в интересах организаций и частных лиц;
  • проведение экспертизы проектных предложений или реализованных проектов в сфере зарубежного регионоведения и страноведения;
  • выполнение функций международных обозревателей, освещение проблематики зарубежных стран и регионов в средствах массовой информации, периодических изданиях, а также в общественно-политической и научно-популярной литературе.

В научно-исследовательской деятельности:

  • планирование и проведение фундаментальных теоретических и прикладных исследований в сфере зарубежного регионоведения и страноведения;
  • сбор и первичная обработка информации с привлечением широкого круга источников на основе использования современных методов и технологий исследований в сфере зарубежного регионоведения;
  • анализ и обобщение результатов научного исследования в соответствии с требованиями зарубежного регионоведения и смежных дисциплин;
  • представление результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований, участие/организация научной дискуссии по материалам регионоведческих исследований.
Перечень профессиональных компетенций:
  • ПК-1 Способен осуществлять поиск необходимой информации в сфере зарубежного регионоведения и страноведения о регионе (стране) специализации с использованием актуальных информационно-коммуникационных технологий
  • ПК-2 Способен ставить исследовательские задачи и выявлять актуальную исследовательскую проблематику в сфере зарубежного регионоведения и страноведения применительно к региону (стране) специализации
  • ПК-3 Способен организовывать и проводить научные исследования в сфере зарубежного регионоведения и страноведения применительно к региону (стране) специализации
  • ПК-4 Способен проводить экспертный анализ и оценку на различных стадиях реализации научно-исследовательских проектов в сфере зарубежного регионоведения и страноведения применительно к региону (стране) специализации
  • ПК-5 Способен к самостоятельному написанию авторских комментариев и других текстов на русском и немецком языках в рамках редакционной политики, обработке и проверке полученной информации, отслеживанию информационных поводов и планированию деятельности
  • ПК-6 Способен использовать в профессиональной деятельности комплексные знания о регионе (стране) специализации с учетом его (ее) природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
  • ПК-7 Способен самостоятельно интерпретировать и давать обоснованную оценку различным научным интерпретациям региональных событий, явлений и концепций в национальном, межрегиональном и глобальном контекстах
Description of educational modules:

Программа состоит из следующих образовательных модулей: Major, «Ключевые семинары», «Практика», «Маголего», ГИА

Модуль Major включает в себя набор курсов, необходимых для специализации по зарубежному регионоведению, c акцентом на изучение специфики немецкоязычного региона и состоит из двух блоков: «Базовые дисциплины» и «Дисциплины по выбору».

Блок «Базовые дисциплины» составляют дисциплины направления и дисциплины специализации.

Дисциплины направления: базовый курс теоретического характера «Введение в регионоведение», в рамках которого репрезентируется профессиональное ядро направления «Зарубежное регионоведение», вводится концептуальный аппарат и дается исследовательский инструментарий регионоведческого анализа; базовый курс «Германия в системе международных отношений» дает общетеоретические основы анализа международных отношений с акцентом на специфику немецкоязычного региона.

Дисциплины специализации: основные курсы специализации. В число дисциплин специализации входят курсы трех типов: 1) курсы, дающие комплексные знания междисциплинарного характера и аналитический инструментарий, необходимые для понимания современной политической, правовой и экономической специфики стран немецкоязычного региона («Экономическая и политическая система современной Германии», «Правовая система немецкоязычных стран»,); 2) курсы, формирующие понимание исторических процессов, определивших своеобразие немецкоязычного языкового ареала, включая интеллектуальную историю и историю идей («ФРГ, ГДР, Австрия, Швейцария и Люксембург как варианты немецкого пути в XX веке», «Ключевые идеи интеллектуальной истории Германии», «Современная философия, психология и социология немецкоязычных стран», «Современная немецкая литература»); 3) методический курс, направленный на совершенствование практических и коммуникативных навыков, необходимых для исследовательской работы в немецкоязычной среде: работа с немецкоязычными архивными материалами, чтение рукописного текста, специальные источниковедческие и палеографические компетенции, аналитическая работа с немецкоязычными академическими текстами, реферирование, рецензирование, устная презентация результатов научного исследования («Анализ академического текста»).

Блок «Дисциплины по выбору» составляют курсы, посвященные углубленному изучению различных сфер художественной культуры немецкоязычного языкового ареала и дающие студентам возможность расширить свой междисциплинарный методологический арсенал в соответствии с профессиональными и исследовательскими интересами, углубить свое понимание общей культурной специфики региона, применяя его к анализу конкретного историко-культурного материала («Искусство и музыкальная культура немецкоязычных стран», «История театра и кинематографа немецкоязычных стран»).

Модуль «Ключевые семинары» состоит из научно-исследовательского семинара и семинара наставника.

Научно-исследовательский семинар актуализирует и адаптирует к исследовательским задачам весь комплекс теоретических знаний, полученных в бакалавриате и магистратуре. На первом году обучения НИС включает в себя различные тематические модули («Немецкая литература и национальный миф», «Повседневная жизнь немцев в XVI-XX вв. как предмет исторического изучения», «Социальные и диалектные особенности современной немецкой языковой среды»), в рамках которых студенты осваивают различные методы научно-исследовательской работы: специфику работы с различными типами источников (как текстовых, так и визуальных), использование электронных баз данных и каталогов, особенности библиографирования немецкоязычных источников и исследовательской литературы и т. п. На втором году обучения работа студентов НИС носит практико-ориентированный характер и предполагает проведение серии встреч и мастер-классов с различными экспертами и практиками в области межкультурного взаимодействия со странами изучаемого региона.

Семинар наставника направлен на освоение и совершенствование магистрантами широкого спектра практических и коммуникативных навыков, необходимых для ориентации в немецкоязычном медийном пространстве, мониторинга и анализа немецкоязычных СМИ и т. п.).

Модуль «Маголего» предполагает освоение студентами дисциплин по выбору из общеуниверситетского пула.

Модуль «Практика» на первом году обучения включает в себя написание курсовой работы по тематике, связанной с немецкоязычным регионом, а на втором — прохождение практики в различных организациях, так или иначе вовлеченных в процессы экономического, общественного и культурного взаимодействия с изучаемым регионом.

Модуль ГИА, подводящий итог обучению, представляет собой написание и публичную защиту выпускной квалификационной работы по проблемных вопросам, связанным с изучением специфики немецкоязычного региона.

Competitive Advantages

Программа имеет два преимущества, определяемые ее спецификой: от большинства программ по германистике (как отечественных, так и зарубежных) она выгодно отличается прежде всего междисциплинарным подходом, предполагающим сбалансированное сочетание политико-экономического и страноведческого подхода с историко-культурным, а от немногочисленных зарубежных регионоведческих программ по немецкоязычным регионам —  тем, что имеет существенную историко-культурную составляющую и ориентируется на подготовку специалистов для работы  в различных сферах российско-немецкого экономического, общественного и культурного взаимодействия. К числу преимуществ программы относятся также сочетание теоретических и практикоориентированных курсов, сильный преподавательский состав, наличие возможностей для прохождения магистрантами практики в различных общественных организациях и в бизнес-структурах.

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Germanica: History and Modernity'

Go to Programme Contents and Structure