We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar «Issues of Legal Regulation of Medical Examination in Legal Proceedings»

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 3 module

Instructors


Petrova, Tatiana


Шаройкин Юрий Владимирович

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках научно-исследовательского семинара рассматривается законодательство, регулирующее порядок назначения, организации и производства медицинской экспертизы в уголовном, административном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, приводится правовая характеристика соответствующих отношений, раскрывается содержание прав и обязанностей их участников, методологические и правовые критерии разграничения экспертных и неэкспертных исследований, поводы и основания для назначения судебной экспертизы с использованием медицинских знаний, пределы компетенции, основные принципы составления экспертных заключений, правовые и методологические критерии их оценки, анализируются ошибки проведения экспертных исследований и составления экспертных заключений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью курса является фундаментальная и специальная подготовка обучающихся по направлению юриспруденции для осуществления деятельности, ориентированной на реализацию правовых норм и обеспечение законности и правопорядка при назначении, организации и производстве судебно-медицинской, судебно-психиатрической и психолого-психиатрической экспертизы в уголовном, административном, гражданском и арбитражном судопроизводстве. Основными задачами курса являются: – приобретение, систематизация и закрепление у обучающихся комплексных теоретических знаний по вопросам правового регулирования судебно-медицинской, судебно-психиатрической и психолого-психиатрической экспертизы, способствующих формированию единой, целостной системы правовых знаний; – выработка у обучающихся умений и формирование практических навыков толкования и применения нормативно-правовых актов, регулирующих порядок назначения, организации и производства судебно-медицинской, судебно-психиатрической и психолого-психиатрической экспертизы в судопроизводстве; правильной квалификации юридических фактов и обстоятельств; анализа правоприменительной практики; использования полученных теоретических знаний в практической деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать: процессуальные и непроцессуальные формы использования специальных медицинских знаний в уголовном, административном, гражданском и арбитражном процессе, понятие, предмет, объекты, пределы компетенции и виды медицинской экспертизы, правовые основы дифференцированного использования специальных знаний в судебной медицине и судебной психиатрии, юридически релевантные психические состояния и расстройства, основные принципы и этапы производства судебной экспертизы
  • уметь: оперировать основными юридическими понятиями и категориями, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, толковать и правильно применять нормы права; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, правильно анализировать экспертные заключения
  • владеть: юридической терминологией, навыками работы с нормативными правовыми актами, экспертными заключениями как доказательствами в судопроизводстве, навыками анализа различных правовых явлений, правовых норм, юридических фактов и правоотношений, навыками оценки, устранения неясности экспертных заключений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Правовые и методологические основы судебно-медицинских экспертных исследований.
  • Тема 2. Правовое регулирование судебно-медицинской экспертизы в уголовном и административном процессе.
  • Тема 3. Правовое регулирование судебно-медицинской экспертизы в гражданском и арбитражном процессе.
  • Тема 4. Правовые и методологические принципы оценки заключения судебно-медицинской экспертизы.
  • Тема 5. Правовые и методологические основы психолого-психиатрических экспертных исследований.
  • Тема 6. Правовое регулирование психолого-психиатрической экспертизы в уголовном и административном процессе.
  • Тема 7. Правовое регулирование психолого-психиатрической экспертизы в гражданском и арбитражном процессе.
  • Тема 8. Правовые и методологические принципы оценки заключения судебно-психиатрической и психолого-психиатрической экспертизы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Активность на семинарах (неблокирующий элемент контроля) заключается в оценивании по собственному внутреннему убеждению преподавателем работы студента на семинарских занятиях по курсу. Преподавателю следует оценить при ответе студента знание им лекционного материала, основной и дополнительной рекомендуемой литературы, различных научных точек зрения по рассматриваемой проблеме, правоприменительной практики, сложившейся по тому или иному вопросу.
  • неблокирующий Промежуточное тестирование
    Промежуточное тестирование (неблокирующий элемент контроля) заключается в решении на семинарских занятиях тестовых заданий по отдельным темам курса путем выбора одного правильного ответа из предлагаемых вариантов.
  • неблокирующий Выполнение практического задания
    Выполнение практического задания (неблокирующий элемент контроля) заключается в подготовке студентом консолидированной позиции стороны защиты или обвинения, истца или ответчика в судебных прениях по уголовному, административному, гражданскому или арбитражному делу, содержащей оценку экспертного заключения соответствующей экспертизы как доказательства по делу. Студентам будет предложен практический кейс. Работа над позицией может осуществляться в группах или индивидуально. По результатам самостоятельной работы в группах, от каждой стороны (защиты и обвинения, истца и ответчика) выступают 1-2 представителя. По окончанию «прений», каждой группе, представляющей сторону защиты и обвинения, истца или ответчика будет предоставлено право выступить с «репликой», количество «реплик» не ограничено, с «репликой» выступают студенты – представители группы, которые не участвовали в презентации позиции в «прениях». Каждый студент по своему усмотрению может предоставить подготовленную им самостоятельно позицию в письменном виде. Обоснованная и мотивированная позиция в письменном виде будет оценена и засчитана как активное участие при проведении деловой игры. При подготовке позиции студенты должны показать умение критически и аналитически мыслить, четко и логично излагать свои мысли, пользоваться нормативно-правовыми актами, специальной литературой и судебной практикой. В частности, уметь анализировать экспертное заключение, аргументировать, обосновывать и отстаивать свою позицию, уметь правильно толковать специальные термины, устранять неясность экспертных выводов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.4 * Активность на семинарах + 0.4 * Выполнение практического задания + 0.2 * Промежуточное тестирование
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Лобан, И. Е. Судебно-медицинская деятельность в уголовном судопроизводстве: правовые, организационные и методические аспекты : монография / И. Е. Лобан, З. Г. , П. В. . — Санкт-Петербург : Юридический центр, 2003. — 437 с. — ISBN 5-94201-145-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/146508 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Теория и практика использования медицинских знаний в гражданском судопроизводстве России, Мохов, А. А., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Басова, А. В.  Медицинское право : учебник для вузов / А. В. Басова ; под редакцией Г. Н. Комковой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 310 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15112-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544617 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Медицинское право: правовая грамотность врача : учебное пособие для вузов / Е. Х. Баринов [и др.] ; под редакцией Е. Х. Баринова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 117 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13899-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467209 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Петрова, Н. Г. Медицинское право : учебник / Н.Г. Петрова. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 193 с. — (Высшее образование). — DOI 10.12737/1242235. - ISBN 978-5-16-018551-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2142856

Авторы

  • Арутюнова Тамара Робертовна
  • Жирнова Наталья Александровна
  • Шаройкин Юрий Владимирович