We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

West and East through the Eyes of Russian People of the 13-17 centuries

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Положение Руси-России на перекрестке международных путей предопределило появление корпуса текстов, связанных с пребыванием русских людей за границей - на Востоке и на Западе. Живые личные впечатления от увиденного, опыт общения с "иным"; делают эти тексты интереснейшим памятником русской ментальности эпохи Средневековья и раннего Нового времени. Дисциплина предлагает студентам освоить основные категории русской средневековой культуры XIII–XVII вв. и основные направления кросс-культурного взаимодействия данной эпохи, а также получить навыки видеть в предложенных текстах / произведениях инокультурный фон и инокультурные параллели.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Усвоение студентами знания об основных этапах истории древнерусской культуры в сопоставлении с периодизацией западноевропейской и византийской культурных традиций
  • Формирование у студентов умений и практических навыков комментирующего чтения созданных на Руси письменных текстов
  • Развитие у студентов критического мышления и способности рефлексировать над различными научными методами, подходами и понятийным аппаратом разных сфер гуманитарного знания
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует памятники древнерусской культуры разных жанров в сопоставлении с прототекстами различного типа (библейскими, литургическими, гимнографическими, фольклорными и т. д.)
  • Владеет навыками работы со средневековым русским текстом источника, содержащим иностранную лексику
  • Владеет основными приемами историко-лингвистического анализа средневековых текстов, приемами выявления образцовых текстов данной традиции, сопоставления памятников древней русской книжности с инокультурными источниками
  • Знает основные черты и специфику кросс - культурных контактов между Русью и инокультурными традициями в Средние века и раннее Новое время
  • Навык по комплексному анализу текстов, содержащих элементы деловой письменности и беллетристики
  • Выделяет и характеризует oсновные черты и специфику кросс - культурных контактов между Русью и инокультурными традициями в Средние века и раннее Новое время
  • Определяет особые языковые и жанровые черты "Хождения за 3 моря Афанасия Никитина" по сравнению с другими древнерусскими хождениями. Характеризует исторические реалии и контекст.
  • Описывает и характеризует русские дипломатические связи с европейскими государствами в XVI-XVII вв. Описывает жанровые, языковые и содержательные особенности статейных спискл русских послов. Оценивает статейные списки русских послов как исторический и филологический источник. Анализирует (комплексный филологический анализ) статейный список Г.И. Микулина. 1600-1601 гг.
  • Называет источники европейских новостей в России XVII в. Анализирует язык русских переводов. Оценивает отражение европейских событий в русских текстах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Допетровская Русь как цельное явление. Русь и православный Восток
  • Латинский Запад глазами русских (Ферраро-Флорентийский собор. 1438-1445 гг.)
  • «Хожение за три моря». Индия в описании тверского купца Афанасия Никитина (1455-57)
  • Европейские «братья» и «сестры» в переписке Ивана Грозного
  • Статейные списки русских дипломатов
  • «Черная смерть» в Европе и на Руси
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает активное участие студента в семинарах: чтение и комментирование текстов, ответы на вопросы, подготовка домашнего чтения.
  • неблокирующий Блиц
    Два блица по материалам лекций и семинаров.
  • неблокирующий Эссе
    Финальное эссе представляет собой аналог экзамена; оно должно быть сдано за 10 дней до сессии. Получить комментарии и узнать оценки можно будет во время показа работ в сессионную неделю. В эссе должны быть представлены результаты проведенного студентом мини-исследования или case-study конкретного памятника литературы или его фрагмента. В эссе должны быть использованы элементы филологического, лингвистического и историко-культурологического анализа на усмотрение студента. Приветствуется междисциплинарный и компаративный подход
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Блиц + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История древнерусской литературы : учебник для вузов, Кусков, В. В., 2002
  • История русского литературного языка (XI-XVII вв.), Успенский, Б. А., 2002
  • Разыскания в области истории и предыстории русской культуры, Живов, В. М., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Древнерусская литература : хрестоматия, , 2002

Авторы

  • Преображенская Анастасия Александровна
  • Лаврентьев Александр Владимирович