We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Philology Research Methods

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Методы филологических исследований» способствует формированию у студентов навыков ориентации в истории методов филологических исследований, анализа разнообразных явлений в истории теории литературы на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне; знакомит их с различными концепциями теории литературы, освоение актуального филологического инструментария. По итогу слушатели курса должны уметь выделять наиболее важные факты, систематизировать и анализировать их, при подготовке работ в ходе изучения дисциплины и в дальнейшей профессиональной деятельности, применять знания, полученные в ходе курса, в процессе создания, организации и модерации тематических проектов, посвященных сценарному мастерству, литературному мастерству, популяризации филологического знания в современной российской публичной сфере. Текущий контроль включает в себя письменную домашнюю работу (эссе), презентацию на мини-конференции, а также проверочный тест. Курс завершается экзаменом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов навыков ориентации в истории методов филологических исследований, анализа разнообразных явлений в истории теории литературы на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне.
  • знакомство студентов с различными концепциями теории литературы, освоение актуального филологического инструментария;
  • подготовка к профессиональной деятельности, в том числе закрепление навыков самостоятельной исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Планируемые результаты, подлежащие контролю: изучение основных работ, понятий и методов ведущих исследователей формальной школы; применение изученных методов в анализе некоторых поэтических и прозаических текстов. Формы контроля:письменное эссе на 3 тыс. слов, устный аудиторный опрос
  • Планируемые результаты, подлежащие контролю: изучение основных работ, понятий и методов ведущих ученых московско-тартуской школы и других исследовательских направлений второй половины ХХ – начала XXI вв.; применение изученных методов в анализе некоторых поэтических и прозаических текстов. Формы контроля: презентация на 10 минут; устный аудиторный опрос; экзамен.
  • Планируемые результаты, подлежащие контролю: обсуждение специфики курса и исходных понятий. Формы контроля: устный аудиторный опрос
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Развитие филологии во второй половине ХХ в. – начале XXI в.
  • Понятие научной парадигмы. Метод и парадигма. Проблема метода в гуманитарном знании
  • Методы филологических исследований в историко-культурном контексте
  • Филологический комментарий
  • Филологическая наука в России конца XIX в. – первой половины XX в.
  • Текстология как научная дисциплина
  • Точные методы в гуманитарных науках
  • Структурализм как научная парадигма
  • Проблема интертекстуальности.
  • Изучение языка литературы
  • Проблема читателя. Р. Барт.
  • Психологические подходы к литературе
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Эссе в конце 1 модуля
    аналитическое эссе по материала одной из пройденных на занятии статей
  • неблокирующий Эссе во 2 модуле
    творческое эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd module
    0.3 * Работа на семинарах + 0.35 * Эссе в конце 1 модуля + 0.35 * Эссе во 2 модуле
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кун Томас. (2010). Структура научных революций. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D3757B69
  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.
  • Теория литературы: Введение / Иглтон Т., Бучкина Е.; Под ред. Маяцкий М. - М.:ИД Тер. будущего, 2010. - 296 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-079-5

Рекомендуемая дополнительная литература

  • составитель Н. П. Хрящева - Теория литературы: История русского и зарубежного литературоведения: хрестоматия - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-0960-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84591
  • Психология, Выготский, Л. С., 2002

Авторы

  • Екомасова Анна Олеговна
  • Чабан Александра Александровна