• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

45.04.01 Philology

Approved by
Протокол Ученого совета от 30.09.2016 № 08
HSE University Educational Standard
Last Update
Протокол Академического совета от 25.08.2023 № 03
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

2 года

Full-time, 120 з.е.

Language of instruction

RUS

Instruction in Russian

Qualification upon graduation

Master

Double-degree Programme

No

Use of online learning

With online tools

Tracks

2024/2025 Academic year

Creative Writing

Type: Applied
Track Supervisor: Kucherskaya, Maya A.
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр

Translation

Type: Applied
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр

2023/2024 Academic year

Criticism and Fiction Prose

Type: Applied
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools

Translation

Type: Applied
Track Supervisor: Kharitonov, Dmitry
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Competitive Advantages

В настоящее время в России крайне остро стоит вопрос о литературном уровне, логике и выразительности письменных текстов, как художественных и научно-популярных, так и чисто прикладных, связанных с самыми разными областями человеческой деятельности – от политики и бизнеса до телевидения, рекламы и рынка видеоигр. Высокий уровень владения письменной речью – залог успешности. Человек, выражающий свою мысль на письме логично, четко, красиво, обладает очевидными конкурентными преимуществами по сравнению с косноязычным коллегой. Профессиональное владение письменной речью – черта интеллектуальной элиты.

Вместе с тем творческое мышление обогащает и научное мышление, делает его более глубоким, богатым, утончает необходимую и в исследованиях научную интуицию, а значит, неотделимо от задач академического образования. Тем не менее до сих пор в России преподавание культуры письменной речи сводилось к изучению того, как изложить свои мысли по поводу того или иного классического произведения (сочинение), или на весьма абстрактные темы, предлагаемые в качестве школьных тем к экзаменам ЕГЭ. Первая ступень высшего образования, несмотря на присутствие в некоторых программах дисциплины по выбору «Культура речи», как правило, не предполагает развития способностей и умений в области творческого письма. 

Магистерская программа «Литературное  мастерство» (Creative Writing) нацелена на подготовку квалифицированных специалистов в области письма и художественного перевода – а потому сочетает в себе два направления изучения: практико-ориентированное и теоретическое с академическим фундаментом.

Программа «Литературное  мастерство» представляет собой инновационный образовательный продукт, в настоящее время не имеющий аналогов в российской высшей школе. Это предопределяется следующими факторами:

  • активно применяемые в Европе и США методики обучения творческому письму (creative writing) до сих пор практически не используются в России; 
  • магистерские программы обучения творческому письму, существующие за рубежом, пока отсутствуют в России;
  • в предлагаемой программе преподают специалисты-практики, которые обладают прикладными навыками и знаниями в области литературного творчества;
  • применяется междисциплинарный подход, позволяющий овладеть полным набором профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной работы;
  • в ходе образовательного процесса отдельное внимание уделяется преподаванию на английском языке, что позволяет подготовить квалифицированных авторов, способных заниматься профессиональной деятельностью, в том числе и на английском языке.
Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Магистерская программа «Литературное мастерство» основана на применении комплексных компетенций, действительно востребованных в области профессиональной деятельности. Выпускник магистратуры Creative writing должен обладать целым рядом профессиональных компетенций:

В прикладной деятельности:

  • создание прозаического художественного текста – рассказа, повести, романа;
  • создание текста non-fiction в жанре эссе, биография, научно-популярная статья, травелог;
  • создание текста в жанре критической рецензии;
  • создание грамотного текста, имеющего прикладной характер – пресс-релиз, документ, описывающий деятельность компании, история корпорации;
  • создание сценария фильма, сериала, а также пьесы;
  • редактирование художественных и других типов текстов;
  • реферирование всех типов текста официально-делового и публицистических жанров;
  • трансформация различных типов текста (изменение стиля, жанра, целевой аудитории);
  • подготовка публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства.

            В организационно-управленческой деятельности:

  • организация литературных событий – фестивалей, ярмарок, чтений, мастер-классов, творческих вечеров, работы читательских книжных клубов;
  • организация литературных институций – литературных журналов, изданий на регулярной основе, альманахов, сборников;
  • подготовка аналитической информации для принятия решений компаний самого разных направлений деятельности (реклама, консалтинг).

            В преподавательской деятельности:

  • подготовка и реализация образовательных проектов в области литературного творчества;
  • преподавание в средней и высшей школе, в том числе предметов по creative writing.
Programme Modules

Программа формирует как прикладные навыки, так и теоретические знания. Для этого необходимо снабдить магистранта комплексными представлениями  об основных техниках писательского ремесла – с одной стороны, об особенностях развития литературы и различных жанров – с другой, о ключевых тенденциях современного литературного процесса, специфике существования книжного рынка и литературных институций, с третьей. Не менее важны и особенности культурного контекста.

С учетом этого в программе можно условно выделить 4 блока дисциплин, каждый из которых фокусируется на том или ином направлении. 

Первый блок дисциплин носит общетеоретический и фундаментальный характер, он призван сформировать базовые знания, необходимые для филолога-литератора. К дисциплинам этого блока относятся: «Методы филологических исследований»;«История русской литературы», «Введение в нарратологию», «Русский поэтический канон», «Западный канон». 

Второй блок сфокусирован вокруг формирования прикладных навыков, освоения ремесленной стороны творческого письма. Этому посвящаются дисциплины «Поэтика рассказа», «Поэтика романа», «Поэтика романа 20 века», «Как писать эссе?», «Эгодокументы: возможности в фикшн и нон-фикшн», «Литературное редактирование», «Creative Writing  на английском языке», «Cторителлинг в разных медиа», «Сценарное мастерство», «Травелог в русской и европейских литературах 18-20 веков», «Биография как жанр». 

Третий блок дисциплин фокусируется на изучении особенностей  развития современного книжного рынка, литературных процессов и институций: это – «Современная русская литература: люди и институты», «Современный книжный рынок и издательский бизнес», «Нобелевский роман».

Четвертый блок дисциплин призван погрузить магистранта в широкий контекст современной культуры, дать ему необходимые сведения, связанные с развитием кино, театра, массовой культуры («Язык кино», «Театр 20 века: многоязычие режиссерских поисков», «История и теория звучащей литературы»).

Магистерская программа основана на принципе сочетания изучения теории и истории литературы и формирования прикладных навыков, необходимых для работы в самых разных учреждениях образования и культуры, международных и российских компаниях.

Проектный семинар

Семинар предполагает подготовку магистрантом самостоятельного творческого проекта – создание завершенного сочинения: цикла рассказов, повести, пьесы, сценария, травелога, биографии, мемуарного текста, критической работы по современной литературе. Для достижения поставленной задачи семинар превращается в творческую мастерскую, в рамках которой под руководством литераторов-практиков обсуждается синопсис будущего произведения каждого из магистрантов, а также его отдельные фрагменты, наконец, все сочинение в целом. В конце первого года магистрант обязан предоставить первую творческую работу небольшого объема, к концу второго года – оконченную работу, по объему равную книге.

Важной особенностью семинара является преподавание в нем специалистов-практиков – писателей, драматургов, авторов прозы нон-фикшн.

Помимо дискуссий и подробного обсуждения заявленных проектов, занятия на семинаре включают участие в семинарах приглашенных экспертов в одной из указанных выше областей, а также освоение основных практических профессиональных навыков, необходимых для успешного завершения проекта, позволяющих использовать их и в дальнейшем, при работе над новыми творческими проектами. 

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Creative Writing'

Go to Programme Contents and Structure